Elena Vasiljeva
Не совсем. Этот пример иллюстрирует две закономерности, открытых и доказанных в рамках марсистской теории.
1) Первая закономерность. Общеизвестно заблуждение о том, что капитализму имманентно присуще свойство постоянного и форсированного развития производительных сил. Это не так. Конкретный капиталист заинтересован в росте производительности труда ТОЛЬКО тогда, когда это позволяет ему при всех прочих условиях (норма прибыли, норма прибавочной стоимости, цена рабочей силы в отрасли) - повысить прибыль. В других случаях он не только с лёгкостью использует устаревшие способы производства, но даже готов искусственно тормозить технологический прогресс, если это грозит ему убытками.
Примеров такого анти-прогрессивного подхода капитала к производству - много, в т.ч. сейчас. При этом капитал прирастает прибавочной стоимостью ТОЛЬКО за счёт переменного капитала (то есть живого труда). И чем ниже стоимость рабочей силы, тем выгоднее её эксплуатация. ИКЕА выгодно впаривать "хэнд-мейд" корзинки именно потому, что они имеют возможность нанять для неэффективного ручного труда - ОЧЕНЬ дешёвую рабочую силу. Кстати, хороший способ снижения стоимости рабочей силы - это война на данной территории или поддержание социальных бедствий.
2) Вторая закономерность. Как ни странно, при капитализме такая, казалось бы прогрессивная штука, как общий рост производительности труда в отрасли - приводит одновременно к снижению нормы прибыли для капитала и к повышению эксплуатации для наёмных рабочих. Это может показаться невероятным, но на самом деле от перехода на более эффективное производство - получают сверхприбыль ПЕРВЫЕ капиталы, перешедшие на него, но не весь капитал отрасли в целом.
Это - тоже фактор сохранения явно неэффективного ручного труда на планете в нынешних условиях.
Согласен. Можно сказать я это вижу на практике сейчас: работаю в компании, производящей аппаратное и программное обеспечение для сетей связи. Интересно было бы попробовать применить марксистский анализ к нашей отрасли.
Для начала несколько тенденций в качестве вводных:
1. Компании-производители постоянно бьются в конкуренции. В результате сейчас осталось в живых 3 основных больших игрока на весь мир против 6-7ти 15 лет назад. Один из игроков - Хуавей.
2. Основная борьба идет на поприще повышения производительности труда с целью снижения издержек производства продукции и повышения прибыли (временной, как сказано выше). В результате цены на продукцию в абсолютных величинах постоянно снижаются год от года. *Исключения составляют начальные периоды появления нового типа продуктов, спряженные с утверждением новых стандартов связи (3G->4G->5G), когда производители имеют большую силу, чем покупатели (операторы связи).
2. Сильная концентрация покупателей - операторов связи. Их бизнес практически не растет. Затраты на капительные затраты в среднем 15-25% от выручки в год. От этого пирога половина денег наверное идет на закупку оборудования у производителей.
3. Производительность производства постоянно повышается. Владельцы капитала (акционеры) при этом сейчас имею меньшую отдачу (прибыльность) чем 15 лет назад. С одной стороны, это объясняется тем, что идет жесткая конкуренция плюс мы имеем дело с покупательной силой заказчиков (они по сути диктуют цены).
С другой стороны, по Марксу - преобладание постоянной доли капитала над переменной неизбежно ведет к снижению нормы прибыли в отрасли.
Сейчас операционная маржинальность компании - 10%, цель - 12% в 2020.
4. Стратегия компании сейчас нацелена на повышении инвестиций в исследования и разработки (миллиарды евро), увеличении числа инженеров/исследователей (там заняты тысячи человек), при сокращениях административного персонала, продавцов и т.д. до приемлемого уровня (общее число работников компании снизилось с 110 тыс до 95 тыс человек). Что должно по идее приводить время от времени к «кратковременной монополии» на определенные технологии и за счет этого возможности держать уровень прибыли на целевом запланированном значении.
5. Конкуренты конечно стараются делать тоже самое, вопрос у кого хватит сил на более долгой дистанции. Одновременно есть ряд мелких игроков, имеющих финансовые подушки из других источников и старающихся зайти на этот рынок: Samsung, ZTE. Но пока они играют нишевую роль и используются для давления на цены (потребительную стоимость?) покупателями.
6. Интересно, что компании с другим органическим строением капитала, которым мы поставляем (те же операторы, ничего не производящие по сути, кроме тарифных планов) могут наслаждаться более высокой прибыльностью.
Было бы интересно сопоставить финансовые показатели «буржуазной отчетности» с марксистским методом анализа и спрогнозировать развитие событий.