Т.е. основная мысль статьи о практически не ограниченной области применимости в корне не верна?
Я правильно понимаю, что при упоминании того же "перехода количества в качество" речь идет о философских категориях, не переносимых напрямую на физические термины или повседневный язык?
Вы так же упоминали о том, что можно было выбрать другие примеры из физики для иллюстрации. Однако как определить, какие примеры входят в область применимости? Или это все таки не примеры, а аналогии?
Я не уверен, что основная мысль статьи от ВБ — о практически неограниченной применимости диалектики (в каком виде?), но что автор мыслит не особо точно — это мы явно видим. Я тоже совсем не специалист, поэтому напишу, как сам понимаю, без претензий. Да, диалектические категории — это философские категории. В конкретные научные теории они проецируются через систему понятий. Например, понятийная система экономической теории Маркса выработана с помощью диалектики, и, раскрывая понятия, Маркс прямо в тексте использует диалектические категории. Означает ли такое опосредование отрыв теории от диалектики? Нет, если понятия употребляются строго, они сохраняют свое диалектическое наполнение. Возможны ли случаи, когда использование теоретического аппарата возможно без осмысления его диалектического бэкграунда? Судя по статье Александрова, возможно.
Возьму пример из инженерной практики. При расчете стальной конструкции часто в качестве предельного напряжения используется предел упругости стали. Является ли выход за предел упругости, когда деформации конструкции начинают значительно расти на фоне малого роста нагрузок — качественным изменением? Рассуждая самым примитивным образом, рассчетчик скажет — да, потому что для расчетов в упругой стадии я использую одну формулу, а для расчета с учетом неупругих деформаций - другую. Но если всматриваться в график сигма-эпсилон конкретной стали, не всегда можно заметить конкретную точку качественного перехода (в отличие от экстремума в точке предела прочности). Значит, качественного перехода нет? Но если вернуться к реалной конструкции, вдруг окажется, что при её пластических деформациях система, в состав которой входит эта конструкция, переходит в качественно иное состояние (разрушается). То есть, рассматривая действительность в разных масштабах, мы можем выявить её диалектические проявления или ограничиться рассмотрением какого-то момента действительности "в статике" (и этого будет достаточно для решения конкретных научных задач, и теория может ограничиться отражением этого момента и не включать в себя "диалектику" явным образом).
В этом, как я понимаю, и сложность с "диалектическими примерами", типа "дерево растёт по Гегелю, через отрицание отрицания" — которую подмечает Ленин. Эти примеры иллюстрируют, что материя находится в движении, и показывают, как это движение отражается в диалектических категориях, вот и всё. Но не следует воспринимать это так, что закон отрицания отрицания вдруг становится основным практическим принципом агрономии. Однако, для разработки новых научных теорий для той же агрономии понимание этого закона может пригодиться.
Насколько мне известно, попытки формализации исследовательского и изобретательского мышления, вроде ТРИЗ или «методологии», упрощенно используют различные аспекты диалектики, чтобы выйти за пределы устоявшегося взгляда на проблему, заметить новые взаимосвязи или моменты действительности. В том же инеженерном примере при анализе прочности можно выйти на новый уровень задач, рассматривать живучесть системы, чтобы отказ одной конструкции не приводил к разрушению всего здания. На этом уровне, насколько мне известно, может использоваться матаппарат теории катастроф, которая исследует качественное изменение без всяких яких.
Короче, к чему я путано подбираюсь. Да, диалектика - это наука о мышлении и система философских категорий. Но эта система отражает действительность (что и иллюстрируют разного рода примеры из "диалектики природы"!). Но это, в свою очередь, не означает, что в любое явление на любом уровне нужно трактовать и исследовать непосредственно через диалектику. Диалектика нужна для осмысления отношения понятийного аппарата к действительности, вот на этом уровне - точно. И для исследования сложных систем в "неточных" науках - об этом Энгельс пишет, кажется, в Антидюринге.