DM
Наткнулся на нее примерно через нескольо дней после ее выхода и на ее обсуждение в комментариях к посту в группе ВБ в ВК не успел. Однако при первом беглом прочтении несколько мест в статье резанули глаз. Попробовал задать вопросы по этим местам в обсуждениях в группе, однако 4-7 дневное ожидание ответа, сопровождаемое явно поверхностным чтением вопроса (и, возможно, некомпетентностью отвечающего), надежды разобратся не внушает. Да и уровень ответов разнится от недели к неделе.
В поисках места, где бы можно было данную тему обсудить, наткнулся на данный канал (его посоветовали в канале Station Marx).
Интересно было бы услышать мнение о статье от разбирающихся в теме людей, и после прояснить возникшие ранее вопросы.
То, что "мир изменчив" - это тривиальное наблюдение, и не ясно, почему для осмысления этой изменчивости потребовалось что-то сложнее концепции "Бога-часовщика". А вот противоречивость ялений, действительно, требует диаектики. Но когда эта противоречивость встала перед естественными науками во весь рост? Разве не к концу 19 в, когда диалектика в философии уже давно утвердилась?
Update: Дочитал материал.
Положительная сторона этой статьи в том, что она агитирует за диалектику тех читателей, которые не имеют философского базиса, но имеют уважение к естественнонаучному знанию. То есть это такой "анти-кравецкий" - поговорим с точки зрения технарского зравого смысла о философских проблемах, но только с уважением к слову диалектика.
Отрицательная сторона в том, что о диалектике автор стаьи имеет самое поверхностное представление (у меня просто поверхностное, у автора - самое поверхностное). Самая характерная в этом плане фраза:
«С другой стороны, надо понимать, что современная наука, хоть и окольными путями, но всё-таки ушла намного дальше, чем диамат и тем более диалектика Гегеля в её оригинальном варианте. Поэтому воспринимать каноничные формулировки диалектики как истину в последней инстанции, якобы превосходящую современные дисциплины математики и логики - это по меньшей мере очень наивно.»
Автор вообще не понимает, что математика и матлогика (он же не имеет в виду "простую" логику) и диалектика как науки имеют разный предмет. Диалектика занимается философским исследованием мышления, и это разъясняется в любом хорошем учебнике философии, математика и матлогика не могут уйти дальше, потому что идут к другой цели.
Из-за непонимания самостоятельной роли философии и незнания философии автор начинает изобретать велосипед, основываясь на багаже имеющихся у него знаний — а он, вероятно, программист. И формулирует 5 диалектических принципов — почему 5? Зачем 5? Никак не обосновывается. Как примеры диалектического понимания явлений это еще куда ни шло. Хотя уже в иллюстрациях к первому принципу напрочь игнорируется противоречие между сущностью и явлением, которое, например, Ленин объяснял Бухарину на примере «диалектики стакана». А то, что «5 принципов» не система, а детский лепет, ясно каждому, кто хотя бы оглавление «Науки логики» читал(
Книг с диалектическими примерами, выхваченным самоучками из наблюдений за реальностью, достаточно — из последнего прочитанного приходит на ум "Антихрупкость" Талеба. Но если правильные примеры соседствуют с грубыми философскими ошибками в их обобщении, ценность материала нивелируется.
Так что никуда нам от Гегеля не деться. А чтобы к нему подступиться есть «Диалектическая логика» Ильенкова, там всё понятно. Почему автор статьи поленился прочитать хотя бы эту книгу — наоборот, непонятно.