Александр
При умственном труде человек действительно осуществляет чувственно-предметную деятельность и изменяет определенность материального предмета, но сама по себе эта определенность , также как и сам предмет не имеет какого-либо физического полезного свойства для человека , он имеет полезность только с точки зрения общественного сознания как отражение в нем определенной формы деятельности человека с совершенно другим предметом . Например справочник по вождению автомобиля не имеет никакого отношения как предмет ни к автомобилю , ни к вождению, лишь в общественных отношениях определенность распорядка бумаги и чернил воспринимается человеком как информация или инструкция к вождению автомобилем, сама по себе она не обладает таким свойством. Когда мы говорим это инструкция , справочник по вождению автомобилем, мы говорим об идеальном предмете , который не существует как материальная вещь, материально существует бумага с чернилами, и имеет бумажные свойства, допустим гореть и т.д., а справочник как идеальное может одинаково существовать в любой материальной форме, в нейронных сетях полушарий головного мозга, в форме бумаги и чернил, в форме электронного носителя, на грампластинке, в акустических колебаниях голоса. Вся умственная деятельность направленна на изменение общественного сознания, на производство способов производства. Это та грань которая отделяет материализм от идеализма в решении основного вопроса философии в обществе , которая отличает последовательный диалектический исторический материализм от вульгарного материализма и объективного идеализма , как бы последние не маскировались.
Отличное описание, почему программа - материальна. Она несёт полезные физические свойства для человека с одной стороны, а с другой - никому не интересна как идея. А вот исходный код программы - идеален, потому что сам по себе суть записанный на языке программирования текст, который может читать и человек.