К сожалению, читать гайд особого смысла нет. Истины тут не может быть - ситуации разные, и влияние посторонних факторов слишком большое, чтобы говорить об оценке роли скрама для эффективности в каком-то общем случае.
То есть где-то он будет действительно неэффективен.
Оценивать среднюю температуру по больнице - тоже неумно, ибо больница меняется вся, постоянно. Искать островки стабильности, чтобы там оценивать скрам - особый вид веселья, очевидно.
Всё же есть 2 вещи, которые присущи таким ситуациям:
1. Если что-то эффективно - то оно эффективно.
2. Если что-то эффективно в плане организации работы - то оно мотивирует, и поэтому эффективно.
П.1 нужно читать общеадекватно. "Если... для значимой части ситуаций - то... и в целом".
Общеадекватное прочтение термина "в целом" - это с добавкой "кроме единичных исключений"
П.2 переводит дискуссию из плоскостей "скрам неэффективен, потому что был такой случай, сейчас расскажу...." в плоскость оценки на эффективность включения/использования механизмов мотивации в людях
Просто иных источников повышения эффективности для скрама и благодаря ему - нет, и быть не может. Как и для аджайла в целом.
Если строго отдать контроллингу контроллинговое - это будет так. Скрам не метод борьбы с раздолбайством. Соответственно это не метод выявления и задействования ресурсов, которые оказались случайно незамечены.
Но если люди мотивированы - да, выявят и задействуют. Это одна из особенностей скрама. Если интересна только она - то по итогу скрам можно отключать, чтобы не было "дорого и незачем" дальше.
Но особенность - это не цель. Цель скрама - это всё же получить доступ к ресурсу мотивации, чтобы заплатить за проект этим, а не деньгами.
Да, цель религий - та же. Если у вас получается что-то лучше/дешевле ценой нескольких молитв в день - отлично. Скрамисты тратят время на обряды стендапов - тоже полезно.
Физиологически молитва полезна принятием определенных поз тела. Обряд намаза в исламе включает полезные процедуры гигиенического характера, а также растяжку тела.
Стендап тоже можно рассмотреть как обряд, указав физиологические полезности для людей сидячей работы. Кроме того, чтобы отметить совпадение по процедурам целеполагания (это и есть практический смысл молитвы, кроме восхваливания вышних сил - ещё и обращение к ним за помощью, с концетрацией на конкретных предстоящих задачах и проблемах, ну а стендап это такая же концентрация с фокусом на слушающую (в этом полное совпадение с т.з. действующего лица) группу).
Однако, соорудив аналогию - нужно идти и далее по теме. "На Бога надейся, а сам не плошай", например. Да и просто "С Богом!" - это отнюдь не то, что кто-то что-то будет делать вместо тебя.
На самом деле серьезных религиозных трудов на свете существует преогромное количество. Многие из них очень приложимы к скраму - потому что, ещё раз, и скрам и религия - это про мотивацию. Про такую организацию работы и жизни, чтобы мотивация включалась и эффективно влияла. На самом деле скраму ещё далеко до того уровня тонкого и мощного управления мотивацией, которого достигли в религиях в свою пору.
Интересно, как люди до сих пор в понимании религий остаются на позициях уровня школьных учебников СССР и оценок-ярлыков навроде мракобесия и шарлатанства. Хотя аспект мотивации сам по себе продолжал замечательно эксплуатироваться кастой комиссаров, замполитов и прочих комсоргов. И так вплоть до появления чисто развлекательно-разлагательного тв и интернета, которые выдавили всё иное из этой ниши.
Так что если не нравится аналогия скрама с религией - вот аналогия скрама с компартийщиной. Это всё для мотивации, разными буквами. Но одно и то же, потому что ничего в генах и головах людей за эти пару веков не поменялось - то, что получилось ранее за миллионы лет эволюции так быстро не поменяется.
Далее надо бы говорить об условиях, в которых скрам был бы эффективен с повышенной вероятностью. Обращаясь к аналогии религии - вспоминаем про закрытые монастыри. Обращаясь к компартийщине - вспоминаем про железный занавес и тотальную цензуру.
Хотите гарантированно эффективного скрама - ну, попробуйт