Size: a a a

Критическое мышление

2021 February 22
Критическое мышление
ИДЕОЛОГИЯ КАК СПОСОБ УПРОЩЕНИЯ МИРА

Мировоззрения и идеологии, есть область сращений человека с отношением к самому себе. И в этом сила идеологии, и ее неразрушимость, и убийственность. Потому что для человека самая большая опасность – перестать быть в мире с самим собой, перестать уважать себя.

Мне как-то пришлось проводить занятия с гаитянцами по философии. И я столкнулся с твердыми пунктами закостенения там, где я пытался просто привести какие-то факты, рассуждения… Но потом я понял, что дело ведь не в глупости и не в уме, а в том, что у них была простейшая классовая схема мира, в которой есть богатые и есть бедные, есть империалисты и есть рабочие и крестьяне, и поскольку схема очень проста и усваивается без труда, умственный труд, затраченный на нее, таков, что он удовлетворил их по отношению к самим себе [они стали носителями понимания мира, они мир поняли], и поэтому они никогда с этой схемой не расстанутся. Кроме как ценой какой-то полной личностной перестройки, а это очень трудное дело для человека. Человек ленив.

Мир умещен в их головах, в этом мире они занимают место человека, понимающего мир, и все очень просто: богатые есть, потому что есть бедные, бедные есть, потому что богатые есть, и что сделать, чтобы не было бедных? – уничтожить богатых. Все – мир уложился. И в эту область не войдут факты и аргументы.

Мераб Мамардашвили, из книги «Психологическая топология пути»
источник
2021 February 24
Критическое мышление
ИСКАЖЕНИЕ

Это то, как мы изменяем испытанное нами на практике, преувеличивая одни его детали и преуменьшая другие. Оно может стать основой как творчества, так и паранойи.

Искажая события, мы придаем больший вес каким-то аспектам нашего опыта. В этом нет ничего плохого, но можно сбиться с пути. Слишиком легко подтасовать приобретенный опыт таким образом, чтобы он подтверждал то, что нам выгодно.

Пример: многие игроки верят, что могут выиграть и сделают это, хотя в конечном итоге всегда остаются в проигрыше. Для поддержания иллюзии они воспринимают свой проигрыш как «почти выигрыш».

Ревность — хороший пример того, насколько сковывающим и мучительным бывает искажение. Ревнивец в самых простых и невинных событиях и поступках видит основания для болезненных подозрений.

Джозеф О’Коннор, из книги «Искусство системного мышления»
источник
2021 February 26
Критическое мышление
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ УСИЛИЕ

Это склонность продолжать вкладывать ресурсы в дополнение к прошлым вложениям — несмотря на появление свидетельств, указывающих, что решение вкладываться было ошибочным.

Пример: иррациональное усилие легко заметить в безуспешных попытках вернуть любовные отношения. Так же эта склонность проявляется, на аукционах, когда цена вещи завышается.

Из списка когнитивных искажений
источник
Критическое мышление
Путешествие всегда считалось одним из главных инструментов духовного развития человека. В долгих и сложных путешесвтиях закаляется внутренний стержень человека.

Пока реальные путешествия сложнодоступны, можно не терять времени и как следует подготовиться. Пройти древнейшие обряды инициации, стать учеником мексиканских индейцев Уичоль, отправиться на поиски первобытных племён в Новую Гвинею, стать «воином» венесуэльских индейцев Яномами — всё это можно сделать, не выходя из дома.

«Академия Виталия Сундакова» — место, цель котрого изменить судьбу, проводя учеников по самому таинственному из маршрутов: в его внутренний мир!

А проводником в этой экспедиции выступает путешественник с мировым именем, антрополог, журналист и основатель Славянского Кремля — Виталий Владимирович Сундаков.

Представляем ключевой курс Мастера, составленный по результатам многих исследований и общения с учителями из самых далеких уголков планеты — «Инструкция по эксплуатации судьбы».

#реклама
источник
2021 March 01
Критическое мышление
ЭФФЕКТ РОЗЕНТАЛЯ

Ожидания не всегда приводят к абсурдным результатам, но также могут быть достойным похвалы стимулом. В 1965 году американский психолог Роберт Розенталь провел в разных школах эксперимент: учителям сказали, что разработан некий тест, по которому можно определить учеников, стоящих на пороге интеллектуального скачка [многообещающих или вундеркиндов]. Для этого случайно выбрали 20% учеников.

Через год Розенталь заметил, что у «детей-вундеркиндов» уровень интеллектуального развития стал значительно выше, чем у всех остальных.

Учителя неосознанно уделяли больше внимания мнимым «вундеркиндам». Что сказалось на успешности их обучения. Учителей так сильно прельстила перспектива иметь блистательных учеников, что, как показывают факты они стали не только считать их лучшими в учебе, но и приписывать им положительные свойства характера.

Рольф Добелли, из книги «Территория заблуждений»
источник
2021 March 03
Критическое мышление
ПРИЧИНА ГОРДОСТИ ЗА «СВОИХ»

Гордиться тем, что сложилось и происходит без твоего усилия — удел людей в чем-то не состоятельных или с низкой самооценкой. Поводом для гордости должны быть ваши навыки, умения и успехи. Или для чего гордиться чужими достижениями?

Почему мы болеем за «наших» спортсменов на олимпиаде или разных видов соревнований?

В исследовании до того, как студентов начали спрашивать о результатах игры, в которой участвовала университетская команда, им был предложен тест, позволяющий оценить их общий уровень эрудиции. Тест был составлен так, что одни студенты проваливались, в то время как другие справлялись довольно хорошо. Таким образом, когда студентов попросили сообщить о результатах футбольного матча, значительная часть молодых людей еще не успела прийти в себя после неудачи, связанной с неверными ответами на вопросы теста. Эти студенты позднее особенно старались продемонстрировать свою связь с футбольной командой [или, напротив, скрыть эту связь — в зависимости от исхода игры], чтобы спасти свой престиж.

Если студенты сообщали о поражении университетской команды, только 17% из них использовали при этом местоимение «мы проиграли». Однако если молодые люди сообщали о победе команды, 41% из них употребляли это местоимение.

Однако при опросе студентов, которые хорошо справились с тестом, были получены совсем другие результаты. Студенты, которые сообщали о победе университетской команды, и студенты, которые сообщали о ее поражении, использовали местоимение «мы» одинаково часто [25% и 24% соответственно].

Эти студенты подняли свой престиж при помощи собственных достижений, поэтому у них не было необходимости «одалживать» достижения других.

Вывод: мы стремимся погреться в лучах отраженной славы вовсе не тогда, когда испытываем удовлетворение от признания другими людьми наших личных достижений. Именно тогда, когда наш авторитет [как социальный, так и личный] невысок, мы стараемся использовать с выгодой для себя успех других, чтобы восстановить свою «подмоченную» репутацию.

Роберт Чалдини, из книги «Психология влияния»
источник
2021 March 05
Критическое мышление
ЭФФЕКТ ТЕЛЕСКОПА

Мы воспринимаем события, произошедшие недавно более отдаленными, а события, которые случились давно — более близкими во времени.

Появление эффекта телескопа можно объяснить тем, что с увеличением возраста скорость забывания недавних событий увеличивается по сравнению с давними. Становится соизмеримым временное разрешение восприятия совсем недавних или же наоборот давних явлений.

Из списка когнитивных искажений
источник
Критическое мышление
Информация публикуемая на канале BEAUTIFULGREEN побуждает разум наполняться идеями и размышлениями, развивает сознание, помогает понять подсознание и трогает эстетические струны души.

Человек мечтает о более целостном понимании мира, мечтает вычленять из общего потока самую качественную информацию помогающую раскрыть лучшие стороны окружающей действительности. BEAUTIFULGREEN идёт по направлению к этой бесконечной мечте.

Мозг и искусство: почему созерцание прекрасного делает нас счастливее
Как очень сильно полюбить жизнь?
Зачем работать над качеством своей речи?

Перейти на канал: t.me/beautifulgreen

#реклама
источник
2021 March 08
Критическое мышление
СТОЙКОСТЬ СФОРМИРОВАННЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ

В 1975 году сотрудники Стэнфордского университета пригласили группу студентов поучаствовать в исследовании на тему суицида. Им раздали пары предсмертных записок, одна из которых была настоящей, а другая — фальшивкой. Участникам нужно было определить, какая из записок настоящая.

Одни справились с заданием блестяще, дав 24 правильных ответа из 25. Другим удалось дать максимум 10 правильных ответов. Этот эксперимент был постановочным, так как результаты теста были ненастоящими. Участники, которые якобы почти все угадали, на самом деле показали в среднем тот же результат, что и «ошибавшиеся».

На втором этапе исследования обман раскрывался. Участникам сообщали, что реальной целью эксперимента было исследование реакции подопытных на положительный или отрицательный результат. Далее, студентов просили угадать, сколько записок они отсортировали правильно, и какое количество правильных ответов в среднем дали другие участники. Группа «отличников» утверждала, что они действительно неплохо справились с заданием лучше среднего, хотя сообщили, что у них нет причин так думать. И напротив: группа «двоечников» считала, что их результат были хуже среднего. Исследователи резюмировали: «Единожды сформировавшиеся впечатления остаются исключительно стойкими».

Марина Мойнихан, из статьи «Ваши доказательства — не доказательства»
источник
2021 March 11
Критическое мышление
ЭВРИСТИКА РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ

При формировании суждения об человеке [объекте, событии], мы ищем черты, которые соответствуют предварительно сформированным стереотипам.

Пример 1: представим, что на светском мероприятии собрались юристы и инженеры. Юристов 30%, а инженеров – 70% от аудитории. Вы видите молодого человека, который владеет вниманием аудитории и активно аргументирует свою позицию. Он очень способный и мотивированный, успешный в своем поле деятельности, и находится в отличных отношениях с коллегами. Кто этот человек – юрист или инженер?

Большинство людей отвечают, что юрист. Однако, со статистической точки зрения, вероятность того, что этот человек – инженер выше, чем вероятность того, что он юрист. К тому же, данное описание не является эксклюзивным описанием юриста.

Пример 2: при отборе менеджеров по продажам, если у руководителя есть стереотип, что женщины-экстраверты продают лучше, то руководитель будет выбирать именно таких кандидатов.

Из списка когнитивных искажений
источник
2021 March 12
Критическое мышление
ЭФФЕКТ ПОВАЛЬНОГО УВЛЕЧЕНИЯ

Это тенденция делать [или верить] в вещи, потому что много других людей делают это [или верят в это]. Когда люди вокруг нас выбирают фаворита, то часть нашего мозга, которая отвечает за индивидуальное, отключается. Мы впадаем в состояние своеобразного «группового мышления».

Пример: вещь, которую большинство ваших коллег посчитает «крутой», имеет больше всего шансов стать предметом вожделения и для вас.

Из списка когнитивных искажений
источник
2021 March 15
Критическое мышление
ЛОЖНАЯ ПРИЧИНА

Данная логическая ошибка имеет место тогда, когда кто-либо утверждает, что из-за того, что два события происходят одновременно или следуют одно за другим, одно из них является причиной другого.

Пример: одновременно с увеличением количества церквей в городе, растет и количество проституток. Было бы неверно заключить, что рост числа церквей приводит к развитию проституции или что проститутки способствуют строительству новых церквей. На самом деле по мере увеличения города возрастает количество церквей, проституток, а также школ, химчисток и общественных организаций. Ни один из этих факторов не является причиной другого. Все они имеют общую причину — в данном случае рост населения.

Конечно, существует возможность, что одна переменная является причиной появления другой, но для обоснования причинно-следственной связи недостаточно лишь одновременности наступления событий.

Халперн Дайана, из книги «Психология критического мышления»
источник
2021 March 17
Критическое мышление
ОБОБЩЕНИЕ

Используя обобщение, мы создаем наши ментальные модели на основании единичного опыта, в котором хотим видеть типичное поведение. Пример: ребенок видит, как его родители относятся друг к другу и приходит к выводу, что именно таковы отношения между мужчинами и женщинами.

Обобщение играет ключевую роль в процессе обучения и применения наших знаний в различных ситуациях. Найдя в предмете что-либо уже знакомое, мы сразу понимаем, как с ним обращаться. Без умения обобщать нам приходилось бы любую задачу решать с нуля.

Когда мы используем такие слова, как «всегда», «никогда», «все», «каждый» и «никто», мы обобщаем. Опасность в том, что человек может взять нехарактерный пример, сделать на его основе обобщение и стать слепым и глухим ко всем свидетельствам обратного.

Пример: менеджер, которому однажды не повезло с консультантом, решил, что в его отрасли они не нужны вообще. Теперь для поддержания веры в свою правоту ему приходится игнорировать все примеры того, что консультанты приносят большую пользу.

Сочетание обобщения с предубеждением — это крайне неприятная смесь. Она нередко становится источником дискриминации по расовому или половому признаку.

Джозеф О’Коннор, из книги «Искусство системного мышления»
источник
2021 March 19
Критическое мышление
ГОМОГЕННОСТЬ «ЧУЖОЙ» ГРУППЫ

Восприятие членов «чужой» группы более похожими друг на друга, чем членов «своей» группы. Таким образом, «они – похожие; мы – разные».

Пример: китайцы все на одно лицо.

Из списка когнитивных искажений
источник
Критическое мышление
Редкий случай в популярных современных медиа — у издания есть целая рубрика «Психология».

«Нож» пишет про психологию много, часто и хорошо, причем спектр тем, к которым обращаются авторы издания, впечатляет: тут и житейские советы, и новости из мира науки, и факты про работу мозга, и образовательные материалы, и тематические подборки книг.

Топ-контент, 10/10, рекомендуем подписываться на их телеграм, чтобы не пропускать обновления — t.me/knifemedia
источник
2021 March 22
Критическое мышление
ЗАДАЧА ИДЕОЛОГОВ

Задача идеологов состоит в том, чтобы научить и приучить людей видеть и понимать окружающий мир и самих себя не такими, какими они являются сами по себе, а такими, как это требуется согласно априорным учениям самих идеологов, — учить людей не самостоятельному познанию бытия, а тому, как люди должны видеть бытие, что пропускать в свое сознание из того, с чем им приходится сталкиваться, и в каком виде.

Иначе говоря, идеологи изобретают определенное видение бытия, и оно становится априорным по отношению к формируемому сознанию членов общества. Идеологи навязывают это видение всем членам общества, включая и самих себя.

Надо различать то, как исторически формируется идеология, и то, как она функционирует, сформировавшись в основных чертах. На первом пути она исходит из каких-то результатов познания и постоянно подпитывается ими, использует какие-то средства познания. Но она делает это не с целью познания, а с целью создания средств исполнения своей функции в обществе, — с целью создания аппарата априорного видения мира и переработки сведений об этом мире в духе этого аппарата.

Идеологи изобретают интеллектуальные [языковые] схемы, штампы, клише, этикетки, ярлыки, образы, обобщающие примеры и образцы, притчи, крылатые фразы, лозунги и т.п., причем не в качестве подсобных средств на пути к познанию бытия таким, каково оно есть, а в качестве конечного и высшего результата познания. Они сами претендуют на роль высшей истины, истины в последней инстанции. Люди должны усвоить эти продукты идеологов и лишь через них смотреть на явления бытия.

Александр Зиновьев, из книги «Логическая социология»
источник
2021 March 24
Критическое мышление
РАЗОБЛАЧЕНИЕ ТЕЛЕПАТИИ

Я читал про одного парня, который утверждал, что не пользуется телефоном, потому что всегда может прочитать любые мысли.

При встрече с ним, я сказал: «Сэр, если бы Вы прочитаете мои мысли хоть один раз, я буду кричать об этом с самых высоких колоколен и всем рассказывать».

Он ответил: «Да, я все время это делаю».

Тогда я уточнил: «Для чтения моих мыслей вам нужно полнолуние? Вам нужны особые условия? Хотите, чтоб я встал лицом на восток или на запад?» Я хотел дать ему идеальные условия.

Он ответил: «Нет, в любое время. Просто подумайте о чем-нибудь».

Я спросил: «А если подумаю о технике?»

Он ответил: «Что ж, я не передам это в Ваших терминах, но смогу описать происходящее».

Я согласился. Но перед этим я заметил, как он работал с другими. Он разговаривал с женщиной 78-ми лет: «У Вас в семье кто-то скончался, либо за 3 месяца, либо за последние 3 года». Мне показалось, что он работал с вероятностями. У вас в семье всегда кто-то умирает, когда вам 74.

И я представил себе белого мышонка, который съедал слона, при этом не увеличивался в размерах. Но он ничего не смог ответить.

Я подумал, может, просто в этот раз не сработало. Может, он все-таки способен на это. Тогда я представил себе двуручную металлическую пилу на двух ногах. И она входит в лес, а дерево замечает ее и разрезает пилу пополам. Это вне вероятности. Понимаете?

Если бы он смог, тогда телепатия есть. Но он не смог. Он вообще ни одной моей мысли не прочел. Зато получилось, когда подошла молодая девушка... «Почему у меня меньше свиданий, чем у сестры?» И он выдавал типичную историю, но мыслей он так по-настоящему и не прочитал. Он все-таки работал с вероятностями.  Когда девушка наклонялась вперед, он был на верном пути; а когда отклонялась, он сменял тему.

Жак Фреско, отрывок лекции «С этим надо кончать»
источник
2021 March 26
Критическое мышление
Неизвестность порождает страх. Контроль дает ощущение уверенности. Чтобы не жить в страхе нам важно объяснять происходящие события и пытаться предугадать будущее.

Вследствие этого рождаются суеверия, гороскопы и астрология, телепатия и прочие псевдонаучные течения.

Как-то я публиковал объяснения влияния надежды и страха на склонность верить. А сегодня делюсь статьей из телеграм канала «Заборона» о том, как работают эзотерические практики и почему их популярность растет:

zaborona.com/ru/retrogradnyj-merkurij-taro-v-tiktok-i-luladzha-kak-rabotayut-ezotericheskie-praktiki-i-pochemu-ih-populyarnost-rastet
источник
2021 March 28
Критическое мышление
СТАТИСТИКА БЕЗРАБОТИЦЫ

Последние исследования показали, что уровень безработицы среди молодежи в Испании составил 23%. Если изучить отчет, оказжется, что в одну группу были объединены люди, которые при других обстоятельствах оказались бы в разных: тут были и студенты, не заинтересованные в поиске работы, и те, кого только что уволили, и те, кто находился в поисках работы.

Для отслеживания безработицы в Соединенных Штатах существует шесть разных индексов [обозначенных U1–U6], которые отражают разные интерпретации понятия «безработный». Сюда относятся те, кто ищет работу, и те, кто еще учится и не ищет, и те, кому интересна работа на полный рабочий день, при том, что они работают только неполный, и т.д.

Дэниел Левитин, из книги «Путеводитель по лжи»
источник
2021 March 29
Критическое мышление
ИДЕОЛОГИ И ИДЕОЛОГИИ

Идеологи — это люди, которые претендуют на то, что знают, как «сделать мир лучше». Идеологии — это простые идеи, замаскированные под науку или философию, которые претендуют на объяснение сложности мира и предлагают средства усовершенствования этого мира.

Идеологии — это субституты настоящих знаний, и идеологи всегда опасны, когда приходят к власти, поскольку простой подход «Я все знаю» не соответствует сложности существования. Хуже того, когда их социальные изобретения не работают, идеологи обвиняют в этом не самих себя, а всех, кто смотрит на мир через упрощения. Далеко за примерами ходить на нужно, достаточно изучить любого диктатора.

Джордан Питерсон, из книги «12 правил жизни. Противоядие от хаоса»
источник