Size: a a a

Критическое мышление

2020 July 10
Критическое мышление
Несколько мыслей в дополнение к предыдущему посту о фанатизме. Танатос, Танат, Фанат [др.-греч. «смерть»] — в греческой мифологии олицетворение смерти.

Поэтому и называются фанатами те, которым ты ничего не докажешь, а в принципе им это и не надо. То есть фанат мертвый к другому мнению.
источник
2020 July 13
Критическое мышление
ИНТЕРСУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
 
Помимо объективной реальности [например, сила притяжения] и субъективной реальности [наши убеждения и чувства], есть еще третий уровень реальности — интерсубъективный. Существование объекта интерсубъективной реальности зависит от взаимодействия большого числа людей. Например, деньги, законы и империи имеют значимость и ценность только до тех пор, пока большое количество людей договорились верить в их значимость. Если бы доллар перестали принимать кассиры в супермаркетах, то он быстро превратился бы в ненужную бумагу, а Советский Союз прекратил свое существование, потому что так договорились главы трех государств.

Нам важно верить, что наша жизнь имеет некий объективный смысл. На самом же деле жизнь большинства людей имеет смысл только в рамках тех мифов, которыми они друг с другом делятся и в которые верят. Почему свадьба в церкви, пост на Рамадан или участие в выборах имеют смысл? Потому что так думают наши родители, друзья, родственники, соседи и даже жители далеких стран, а также их друзья, соседи и родственники.

По мере хода истории люди создавали свою систему мифов и следовали ей всем сердцем. Но рано или поздно каждая такая система рассыпается, и на ее место приходит новая. Оглядываясь назад, нам кажется полным сумасшествием участвовать в крестовых походах в надежде попасть в рай или грозить атомной войной ради сохранения веры в коммунизм.

Юваль Харари, из книги «Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня»
источник
2020 July 15
Критическое мышление
ПРИНЦИП КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Наука и история состоят из вещей, о которых мы знаем или думали, что знаем, пока не обнаружили, что заблуждались. Очень важный компонент критического мышления — осознание того, что нам известно далеко не все. Ведущий принцип можно сформулировать так: мы знаем то, что мы знаем, пока не обнаружим, что ошибались.

Дэниел Левитин, из книги «Путеводитель по лжи»
источник
2020 July 18
Критическое мышление
ВЛИЯНИЕ НАДЕЖДЫ И СТРАХА НА СКЛОННОСТЬ ВЕРИТЬ

Астрология, суеверия, миф о похищении людей инопланетянами и большинство религий посвящены людям и персонифицированным силам. Люди, которые сопереживают другим, в большей мере склоняются к этим верованиям.

Когда убеждениям недостает научной основы, они играют на наших надеждах и страхах. Они могут обещать нам более справедливое мироустройство, счастливую жизнь после смерти или чудодейственное исцеление наших болезней и одновременно запугивать нас скрытыми во Вселенной опасностями, от которых мы слишком боимся отмахнуться, что может иметь вполне конкретные последствия.

Джим Дэвис, из книги «Теория притягательности»
источник
2020 July 20
Критическое мышление
ЛОЖНАЯ ДИХОТОМИЯ

Это ошибка в рассуждении, заключающаяся в упущении других вариантов, кроме двух рассматриваемых. В основном, один из вариантов считается ложным, после чего оставшийся вариант принимается, как истинный [при этом не рассматривается третий вариант]. Ложные дихотомии часто используют в демагогической риторике, чтобы сузить пространство возможных ответов для оппонентов или слушателей.

Пример: «Сергей критикует капитализм, следовательно, он коммунист»; «Вы либо верите в астрологию, либо у вас зашоренный ум».

На ложной дихотомии построен известный анекдот: Сын приходит домой с серьгой в ухе. Отец смотрит на него и говорит: «Знаешь, сынок, испокон веков серьги в ушах носили либо пираты, либо геи. Но что-то пиратского корабля поблизости я не вижу».

Материал из Википедии
источник
2020 July 22
Критическое мышление
АРГУМЕНТ ОТ ОШИБКИ

Это когнитивная логическая ошибка и искажение, при которой мы делаем вывод о ложности идеи из-за того, что в аргументе в её пользу есть какая-то ошибка. Хотя идея может оказаться правильной — хотя бы по чистой случайности.

Пример: «В мире существуют только рыжие и брюнеты. Илон Маск — не рыжий, соответственно он брюнет». Тут допущена логическая ошибка ложная дихотомия, но вывод из неё всё равно сделан правильный.

Эта ошибка ошеломляюще распространена в интернет-спорах, где владычествует псевдоинтеллектуализм. Найдя в вашем аргументе логическую ошибку, его немедля отбросят в сторону, при этом ничего не заявляя о самом утверждении. Лучше всего проиллюстрировать эту ошибку не антинаучным примером, а наоборот — антирелигиозным.

Пример: Несмотря на то, что существование бога чаще всего выводится с помощью «техасского стрелка», из одной этой ошибки нельзя сделать вывод, что бога не существует, хотя многие атеисты поступают именно так [атеизм в данном случае понимается как отрицание того, что нельзя ни доказать ни опровергнуть].

Из списка когнитивных искажений
источник
2020 July 24
Критическое мышление
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ

Идеологическое учение должно быть изложено именно как идеологическое. Не обязательно его излагать так, чтобы любой смог его понять. Не обязательно даже излагать его так, чтобы его нельзя было не понять. Его надо изложить так, чтобы никто не осмелился его не понять!

Александр Зиновьев, из книги «Русская судьба: исповедь отщепенца»
источник
2020 July 27
Критическое мышление
​​ИЛЛЮЗИЯ МЮЛЛЕРА-ЛАЙЕРА

Чтобы оценить, насколько автономно быстрое мышление, а также осознать различие между впечатлениями и убеждениями, внимательно посмотрите на рисунок.

В нем нет ничего особенного: две горизонтальные линии разной длины, к которым пририсованы стрелки, направленные в разные стороны. Линия снизу явно длиннее, чем та, что сверху. Именно это мы видим и, естественно, верим тому, что видим. На самом деле линии совершенно одинаковы, в чем легко убедиться с помощью линейки.

Единственное, что можно сделать, чтобы противостоять иллюзии, — это научиться не доверять своим впечатлениям о длине линий, к которым пририсованы стрелки. Чтобы воспользоваться этим правилом, необходимо научиться распознавать иллюзию и вспомнить, что вам о ней известно. Если это вам удастся, иллюзия Мюллера-Лайера вас никогда больше не обманет.

Даниел Канеман, из книги «Думай медленно... решай быстро»
источник
2020 July 29
Критическое мышление
ТОЧНОСТЬ ФОРМУЛИРОВКИ МЫСЛИ

Аристотель был достаточно умен, чтобы заметить, что в словах «я вижу» скрыт изъян; следовало бы говорить «я видел». Ведь между воздействием энергии на глаз и созданием образа [и связанных с ним названия и идей] в мозгу проходит некоторое время.

Вот почему, когда машина сбивает человека и на полной скорости уносится прочь, из трех очевидцев один может увидеть синий «форд», другой — синий «фольксваген», а третий — даже зеленую «тойоту».

Роберт Уилсон, из книги «Квантовая психология»
источник
2020 July 31
Критическое мышление
ИНТЕЛЛЕКТ

Это способность усваивать и оценивать не просто новую идею, а новый класс идей, новые концептуальные системы.

Интеллект включает в себя: а) метакомпоненты – используются для планирования, оценки и наблюдения за тем, как мы думаем; б) компоненты усвоения знания – способность обработать информацию, хранящуюся в нашей памяти или приходящую к нам извне; в) исполняющие компоненты –навыки мышления, которыми мы пользуемся, читая этот пост.

Дайана Халперн, из книги «Психология критического мышления»
источник
2020 August 03
Критическое мышление
КАК РОЖДАЮТСЯ СУЕВЕРИЯ

С помощью подкрепления, можно научить крыс или голубей нажимать на кнопку, чтобы получить еду. Но если давать им корм случайно, животные начинают вести себя странно, чтобы получить еду.

Пример: предположим, голодная крыса почесала ухо как раз перед тем, как ей дали поесть. Мозг животного пытается привнести в процесс раздачи корма какую-то закономерность. И она предполагает [вероятно, на бессознательном уровне], что, когда чешешь ухо, это влечет за собой поступление корма. И крыса продолжает чесаться, хотя речь идет о неверном понимании причинно-следственной связи. Если провести испытания с десятком крыс, каждая будет вести себя по-своему — в зависимости от того, какое действие предшествовало появлению еды.

О чем мы подумаем, если утром рассыпем соль, и сразу после этого узнаем, что близкие попали в аварию?

Джим Дэвис, из книги «Теория притягательности»
источник
2020 August 05
Критическое мышление
КАК УБЕЖДАЕТ РЕКЛАМА

1. Рекламные объявления, в которых имеются слова новый, быстрый, простой [легкий], усовершенствованный, теперь, внезапно, поразительный и знакомство [внедрение] эффективнее повышают спрос.

2. Товары, помещенные в супермаркетах на полках на уровне глаз, продаются лучше всего. В самом деле, одно исследование показало, что продажи продуктов, размещенных на уровне талии, составляли только 74%, а размещенных на уровне пола — 57% от уровня продаж продуктов, помещенных на уровне глаз.

3. Рекламные объявления, в которых использованы образы животных, младенцев или сексуальная привлекательность, повысят продажи с большей вероятностью, чем те, что пользуются персонажами мультфильмов и историческими фигурами.

4. Товары, помещенные в супермаркете в конце прохода между полками или возле кассы, будут куплены с большей степенью вероятности.

5. Оценка определенного количества товара — например, продажа предметов по два за 1 доллар вместо 50 центов за каждый — часто повышает восприятие клиентом «ценности» данного продукта.

6. При сборе заказов или продаже по телефону полезно спросить «мишень»: «Как вы себя чувствуете?» — и затем отреагировать на полученный ответ. Это может удвоить степень уступчивости в отношении выдвинутого предложения.

Нет особого смысла и в том, чтобы рекламное объявление убедило вас только потому, что использует изображение ребенка или содержит какие-то определенные слова; подобная «информация» практически лишена ценности с точки зрения определения качества товара.

Ловкое перефразирование цены не добавляет продукту никакой ценности. Простое выяснение того, как мы себя чувствуем, нисколько не улучшает смысла благотворительности или предлагаемый продукт.

Но суть именно в этом — мы, потребители, редко задумываемся о причинах, по которым принимаем решения. Исследования показывают, что приблизительно половина покупок в универсаме является импульсивной, и что свыше 62% всех покупателей в магазинах, предоставляющих скидки, приобретают, по крайней мере, один незапланированный товар.

Энтони Пратканис, Эллиот Аронсон, из книги «Современные технологии влияния и убеждения. Эпоха пропаганды»
источник
2020 August 07
Критическое мышление
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВ И СЛОГАНОВ В РЕКЛАМЕ

Известная торговая марка аспирина [которую мы назовем «брэнд А»] рекламируется как 100 % чистый аспирин; далее в рекламной передаче утверждается, будто официальные испытания показали, что ни одно другое средство от боли не является более сильным и эффективным, чем «брэнд А». О чем изготовитель не потрудился упомянуть, так это о том, что испытания действительно показали, что ни один брэнд не был слабее или менее эффективен, чем другой. Иными словами, аспирин есть аспирин, подвергшиеся экспертизе марки отличаются только ценой. За привилегию глотать «брэнд А» потребители должны заплатить цену, приблизительно в три раза превышающую стоимость столь же эффективного препарата не столь разрекламированных торговых марок.

Но, может быть, вы предпочитаете аспирин, расхваленный в качестве «непревзойденного по скорости действия — ни один другой сорт не срабатывает быстрее» и настолько очищенного от вредных примесей, что «нет ничего более мягкого для вашего желудка». Те же самые официальные испытания показали, что эта «очищенная» торговая марка срабатывает с той же скоростью, что и обычный аспирин, нет между ними разницы и в воздействии на слизистую оболочку желудка.

Таким образом, он на самом деле непревзойденный — но при этом и сам не превосходит другие сорта. Этот хорошо известный брэнд оживленно продается по цене, в пять раз превышающей стоимость столь же эффективных изделий с менее знакомыми фирменными знаками.

Психологически реклама аспирина срабатывают потому, что когда говорят, будто никакое другое средство не является более сильным, быстрым, мягким или более эффективным, нас почти автоматически подводят к ложному умозаключению, что никакой другой анальгетик не является столь же сильным, столь же быстрым, столь же мягким, столь же эффективным, как «брэнд А». Описание продукта создает иллюзию, что «брэнд А» — наилучший, вместо того чтобы сообщать, что эта разновидность — точно такая же, как все остальные.

Энтони Пратканис, Эллиот Аронсон, из книги «Современные технологии влияния и убеждения. Эпоха пропаганды»
источник
2020 August 10
Критическое мышление
ПРАВДА И ВЛАСТЬ

Человечество всегда жило в век постправды. Придуманные истории — самые мощные орудия в арсенале цивилизации. Не научные истины, а религиозные вероучения и другие большие нарративы сделали возможным сотрудничество огромных масс людей – коллективов гораздо больших, чем те, в которые способны объединиться другие приматы.

Религиозная или национальная история очаровывает нас рассказами о героях и мучениках, до слез трогает повествованиями о трагедиях и разжигает ненависть, напоминая о прошлой несправедливости. Сила фикции в том, что огромное количество людей черпают в ней идентичность. Мы погружаемся в перипетии выбранной нами истории так глубоко, что начинаем смотреть на мир только через ее призму, не задаваясь вопросом о том, в чем ее исключительность.

Когда идентичности и целые общественные системы опираются на некую рассказанную историю, сомнения в ней становятся невозможными — не потому что нет фактов ее опровергающих, а потому что разрушение нарратива приведет к социальной катастрофе.

Юваль Харари, из книги «21 урок для XXI века»
источник
2020 August 12
Критическое мышление
ОЖИДАНИЯ И ЭФФЕКТ ОРЕОЛА
или почему мы переоцениваем людей

Эффект ореола влияет на усиление оценок: хорошие люди всегда поступают хорошо, а плохие люди плохи во всем. С этой позиции утверждение «Гитлер любил собак и маленьких детей» неизменно вызывает шок: проявление доброты у подобного злодея — удар по ожиданиям, заданным эффектом ореола.

Даниел Канеман, из книги «Думай медленно... решай быстро»
источник
2020 August 14
Критическое мышление
ЭФФЕКТ ОБРАТНОГО ДЕЙСТВИЯ
или почему мы упорствуем в своих заблуждениях

Мы склонны отвергать и игнорировать факты, которые несоответствуюют нашим убеждениям. Эффект демонстрирует, что предъявление собеседнику доказательств, которые опровергают его позицию, часто неэффективно и приводит к обратной реакции, заставляя людей доказывать свое первоначальное мнение сильнее.

Это искажение возникает в результате процесса спора. Чем жарче он проходит, тем больше у человека появляется аргументов в поддержку своей точки зрения.

Примеры:

• Предпочтения при голосовании. Знакомство людей с негативными сторонами политического кандидата, которому они симпатизируют, часто приводит к усилению поддержки этого кандидата

• Вакцинация детей. Информирование о важности этого действия родителей – противников прививания привело к очень интересным результатам. Повысилась вероятность веры у родителей в связь между вакцинацией и аутизмом

• Неправильные представления о резонансных темах [снижение или повышение налогов, исследования стволовых клеток]. Предоставление точной информации по этим вопросам заставляет человека сильнее верить в свое первоначальное заблуждение, если новые знания противоречат его прежним убеждениям. Так, полиции сложно понять позицию протестующего и наоборот.

Из списка когнитивных искажений
источник
2020 August 17
Критическое мышление
ДЕТСКОЕ НАСИЛИЕ
или почему дети агрессивны

Статистически двухлетние дети – самые жестокие люди. Они пинаются, бьют, кусаются, крадут чужую собственность. Они поступают так, чтобы исследовать, выражать свое возмущение и разочарование, удовлетворять свои импульсивные желания. Что еще важнее, они делают это, чтобы найти истинные границы допустимого поведения. Как еще им разгадать, что приемлемо, а что нет?

Дети – как слепые, которые ищут стену. Они должны продвигаться вперед и нащупывать дорогу, чтобы понять, где находятся настоящие границы, а они редко оказываются там, где должны быть.

Последовательное исправление таких действий обозначает для ребенка границы приемлемой агрессии. Отсутствие исправления просто повышает любопытство; ребенок будет бить, кусать и толкать, если он агрессивен и склонен властвовать, пока что-то не обозначит для него границу. Как сильно я могу бить мамочку? Пока она не возразит.

Учитывая это, исправлять чем раньше, тем лучше – если, конечно, желаемый конечный результат для родителя заключается не в том, чтобы быть побитым. Исправление также помогает ребенку понять, что бить других – субоптимальная социальная стратегия.

Без исправления ни один ребенок не пройдет трудный процесс организации и регуляции своих импульсов так, чтобы эти импульсы могли без конфликта сосуществовать и в душе ребенка, и в широком социальном мире. Организовать разум – дело совсем не простое.

Джордан Питерсон, из книги «12 правил жизни. Противоядие от хаоса»
источник
2020 August 19
Критическое мышление
ЭФФЕКТ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
или как скрывать недостатки внешности

Когда мы видим группу людей, наш мозг усредняет их черты лица, не давая заметить мелкие недостатки внешности. Поэтому каждый человек кажется из-за этого более привлекательным. Однако, группы также могут быть более или менее привлекательными. Группа из 3-х блондинок и 3-х брюнеток будет восприниматься привлекательнее, чем группа только из 6-ти блондинок.

Пример: участники экспериментов должны были оценить привлекательность женщин на индивидуальных и групповых фотографиях. Более высокие оценки получали девушки, которые были на снимке не одни. И расположение их лиц на кадре не имело никакого значения.

Из списка когнитивных искажений
источник
2020 August 21
Критическое мышление
ИНСТИНКТ ИМИТАЦИИ
или как подражание вызывает слабоволие

Благодаря зеркальным нейронам мы безотчетно повторяем действия окружающих. Мужчина скрещивает руки, а спустя мгновения его партнерша по разговору повторяет жест. Это бессознательное физическое отражение помогает нам лучше понять друг друга, а также рождает чувство единения и гармонии [поэтому продавцов, менеджеров и политиков учат намеренно копировать позы других людей: человек, которому подражают, более внушаем].

Инстинкт имитации приводит к тому, что, когда мы видим, как кто-то достает еду, напиток или кредитку, мы начинаем бессознательно «зеркалим» это поведение и можем потерять свою волю. Пример: ученые проверяли, что происходит в мозге курильщиков, когда они видят курение персонажа фильма. У них активизировались зоны мозга, которые планируют движения руки, как будто люди готовились достать сигарету и зажечь ее: возникал бессознательный импульс закурить, который приходилось сдерживать.

Келли Макгонигал, из книги «Сила воли. Как развить и укрепить»
источник
2020 August 24
Критическое мышление
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА

Это результат выводов об отдельном элементе, основываясь на совокупных данных [таких как средняя величина группы].

Пример: представьте два маленьких городка, в каждом из которых живет по 100 человек. Девяносто девять жителей города А зарабатывают по 80 тыс долларов, а одна женщина зарабатывает 5 млн долларов. В городе Б живут 50 человек, которые зарабатывают по 100 тыс долларов, а также 50 человек, которые получают по 140 тыс долларов.
Средний арифметический доход в городе А составляет 129 тысяч долларов, а в городе Б — 120 тысяч долларов. Средняя величина доходов города А больше, в 99 случаях из 100 доход любого жителя города Б, будет выше дохода любого случайно выбранного жителя города А.

Экологическую ошибку совершают те, кто считает, что если выбрать наугад человека из группы с более высоким средним доходом, то следует ожидать, что и у него доход будет выше. Важно еще то, что в городе А выше среднее арифметическое, а мода выше в городе B [так бывает не всегда].

Дэниел Левитин, из книги «Путеводитель по лжи»
источник