Size: a a a

Критическое мышление

2020 May 27
Критическое мышление
Красота требует маркетинговых жертв

Бешеная конкуренция заставляет выдумывать все новые средства с умопомрачительными названиями и еще более умопомрачительными компонентами, направленными на создание и удержание женской красоты. Пост о том, как реклама обманывает покупателей:

hashtap.com/p/vbgjm65Pvly1
источник
2020 May 29
Критическое мышление
Когда готовили сценарий и обсуждали примеры к этому ролику, пришли к неожиданным личным открытиям. Ролик объясняет поведение наше во время пандемии, а также дает ответ, как когнитивные искажения помогли в аннексии Крыма.

Всем рекомендую посмотреть видео и подписаться на телеграм и ютуб канал моего друга!
источник
Критическое мышление
Новое горячее видео!

Почему некоторые люди впадают в ступор в критической ситуации (а другие могут начать спор в комментариях после просмотра):

youtu.be/5ovf6IfCpmU
источник
2020 June 01
Критическое мышление
ФЕНОМЕН ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Еще в доисторическую эпоху людям приходилось принимать решения на основе ограниченной информации. Если бы мы тратили время, чтобы тщательно проверить, что там такое блестит, похожее на глаза льва, мы просто не выжили и не задумались бы над этим вопросом в следующий раз. И разумеется, у нас нет времени на то, чтобы проверять, все ли трехмерные предметы вокруг нас действительно трехмерны.

Мы используем своего рода интерпретивные клавиши быстрого доступа для того, чтобы легче ориентироваться в пространстве. Мы переживаем восприятие как когерентный и быстрый процесс только потому, что наш мозг постоянно делает предположения, заполняя таким образом недостатки информации.

Пример: что происходит, когда мы первый раз видим кого-то? Смотрим ли мы на человека объективно, анализируя каждую отдельную черту, чтобы понять, друг это или враг? Разумеется, нет.

Джулия Шоу, из книги «Ложная память»
источник
2020 June 03
Критическое мышление
РЕФЛЕКС ЗЕММЕЛЬВАЙСА

Это неспособность человека принять новые факты, если они противоречат его устоявшемуся убеждению.

Пример и история: до середины XIX века в акушерских клиниках Европы свирепствовала родильная лихорадка [умирали 30% матерей, рожавших в клиниках]. Женщины предпочитали рожать в поездах и на улицах, лишь бы не попасть в больницу. Считалось, что эта болезнь носит эпидемический характер. Вскрытия всегда показывали: смерть произошла от заражения крови. Одновременно было замечено, что операции, произведенные на дому, заканчивались значительно менее печально.

29-летний врач Игнац Земмельвайс сравнивая данные в двух различных клиниках, понял, что причина заболеваний в плохой дезинфекции рук. Игнац предложил мыть руки не просто водой с мылом, но дезинфицировать их хлорной водой — в этом была суть новой методики предупреждения болезни.

Смертность сократилась в 7 раз, но коллеги продолжали высмеивать эту идею не принимая ее как аргумент. Его открытие полностью признало лишь следующее поколение врачей через 37 лет.

Из списка когнитивных искажений
источник
2020 June 05
Критическое мышление
Наверное, все в курсе протестов в США из-за гибели Джорджа Флойда.

В одном из видео демонстрант объяснил, почему он участвует в протестах: «По статистике, черных людей убивают чаще».

Это хороший пример, почему важно сомневаться в поступающей информации.

Мы не знаем, одинаковое ли количество белых и черных преступников. Могу предположить, что черных преступников больше. Тогда относительное количество [доля] убийств белых и черных возможно не будет особо отличаться. Если это так, то черных преступников убивают больше, но не чаще. Но это предположения, чтобы их доказать, нужны реальные цифры.

Если пропустили, держите подборку моих постов на тему критического мышления в статистике и манипуляциями цифрмами:

Как схитрить с помощью статистики;
Критическое мышление и статистика ;
Статистика безработицы;
Искажение статистикой;
Проблема статистики;
Среднее арифметическое;
Статистика и фрейминг;
Ошибка базового показателя;
Критическое мышление в статистике.

Скрин: Ютуб канал «Хочу домой»
источник
2020 June 08
Критическое мышление
ПРАКТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Идеология имеет два аспекта — мировоззренческий [учение о мире, об обществе] и практический [правила идеологического мышления и поведения].

Практическая идеология есть совокупность образцов понимания явлений действительности, в результате чего у людей вырабатывается сходная интеллектуальная реакция на окружение.

Пример: советские люди, не сговариваясь и без подсказки со стороны высшего руководства, одинаково реагировали на происходящие события.

Идеология не просто формирует и организует сознание людей, она создаёт специальный коллективный интеллект и интеллектуальные стереотипы мышления.

Александр Зиновьев, из книги «Логическая социология»
источник
2020 June 10
Критическое мышление
ПАРЕЙДОЛИ́Я
или почему мы видим лица там, где их нет

Это иллюзорное восприятие в основе которых выступают самые обычные объекты. В ходе эволюции мы научились быстро распознавать всевозможные объекты, чтобы обезопасить себя, оценивая окружающую обстановку. Этот механизм дошёл до автоматизма.

Пример: при разглядывании облаков, деревьев, переплетений корней, игр теней видятся образы людей, дворцов, животных, мифических существ.

Из списка когнитивных искажений
источник
2020 June 12
Критическое мышление
СОЖАЛЕНИЕ И УПРЕК
или из-за чего появляются истории пассажиров, которых «не должно было быть» на самолете

Сожаление — одна из противоречивых эмоций, возникающих, когда доступны альтернативы реальности. После каждой авиакатастрофы всплывают истории о пассажирах, которых «не должно было быть» на самолете — они купили билет в последний момент, поменяли авиакомпанию, собирались вылететь днем раньше, но не смогли. Общая черта этих душещипательных историй – необычные события, которые легче переиграть в воображении, чем обычные.

Ассоциативная память хранит представление о нормальном мире и его правилах. Ненормальное событие привлекает внимание и активирует идею о событии, которое было бы нормальным в тех же обстоятельствах.

Пример: Мистер Браун никогда не подбирает голосующих на дороге. Вчера он взял попутчика, и тот его ограбил. Мистер Смит часто подбирает голосующих. Вчера он взял попутчика, и тот его ограбил.

Кто из них испытает большее сожаление от происшествия? Результаты не вызывают удивления: 88% респондентов ответили, что мистер Браун, 12% — что мистер Смит.

Сожаление — не то же самое, что упрек. Другим участникам предлагался иной вопрос. Кого будут больше упрекать окружающие? Результат: мистера Брауна — 23 %, мистера Смита — 77 %.

И сожаление, и упрек возникают в ходе сравнения с нормой, но соответствующие нормы различны. Эмоции мистера Брауна и мистера Смита определяются их обычным поведением на дороге. Взять попутчика – ненормальное событие для мистера Брауна, и большинство слушателей ожидают, что его сожаление будет более сильным. Сторонний наблюдатель, однако, сравнит обоих водителей с общепринятыми нормами разумного поведения и, скорее всего, упрекнет мистера Смита за привычное принятие неразумного риска. Так и тянет сказать, что мистер Смит заслужил такую судьбу, а мистеру Брауну не повезло. Но мистер Браун, скорее всего, будет корить себя, потому что в данном случае поступил необычно.

Принимая решение, человек знает, что может потом пожалеть, и предвкушение этой болезненной эмоции влияет на многие решения. Предположения по поводу сожаления удивительно единообразны и упорны, как показано в следующих примерах.

Даниел Канеман, из книги «Думай медленно... решай быстро»
источник
2020 June 15
Критическое мышление
СЛЕДУЕТ ЛИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПОСЫЛОК?

Все розы — цветы. Некоторые цветы быстро вянут. Следовательно, некоторые розы быстро вянут.

Подавляющее большинство студентов колледжа [где проводилось исследование] считают этот силлогизм истинным. В действительности рассуждения неверны, поскольку возможно среди быстро увядающих цветов нет роз. Но в голову немедленно приходит правдоподобный ответ.

Из этого исследования следуют выводы относительно повседневных решений. Выходит, что, если мы верим в истинность какого-либо утверждения, мы охотно поверим даже несостоятельным аргументам в его поддержку.

Даниел Канеман, из книги «Думай медленно... решай быстро»
источник
2020 June 17
Критическое мышление
УСЛОВНЫЕ ВЕРОЯТНОСТИ

Условные вероятности не работают в обратном направлении. Мы со школы привыкли к тому, что в математике существует определенная симметрия: если x = y, то y = x. 5 + 7 = 7 + 5. Но так бывает не всегда. Если вероятность ложной тревоги равна 10%, это не значит, что вероятность того, что беда все же произойдет, равна 90%.  

Дэниел Левитин, из книги «Путеводитель по лжи»
источник
2020 June 19
Критическое мышление
Во всем мире стремительно растет количество информации и возможность доступа к ней. Информация — как бактерия или вирус, она может «заразить» нас с помощью нескольких кликов.

Одна из задач канала «Критическое мышление» — помочь научиться защищать себя от вредоносных информационных вирусов.

Рекомендую мастрид, в котором можно узнать:

• Как выработать иммунитет к информационным вирусам?
• Что делать, если фейки распространяют знакомые и близкие?
• Фильтрация контента
Журнал Esquire
Бан, отписка, блок: как существовать в онлайне в эпоху фейк-ньюс и тотального негатива
Кризис продемонстрировал самое худшее и в цифровых пространствах, и в людях: количество токсичных комментариев, ничем не подкрепленных мнений и вирусных видео сомнительного содержания за последние месяцы зашкаливало. Некоторые забывают, что по ту сторону экрана находятся реальные люди и позволяют себе вещи, которые в офлайн-жизни обернулись бы неприятными последствиями. Именно поэтому многие сейчас заговорили о цифровой гигиене, ведь качество онлайн-жизни важно так же, как важны здоровый сон, правильное питание, отдых и занятия спортом. Можно ли попытаться отгородиться от токсичной информации, как масками и санитайзерами — от вируса? И где грань между так называемым overreacting и отстаиванием собственных границ? Разбиралась Дарья Васильева, журналист и автор канала «Даша, Контент и Цифровой этикет» в «Яндекс.Дзене».
источник
2020 June 22
Критическое мышление
ЭКСПЕРИМЕНТ «ТРЕТЬЯ ВОЛНА»

Во время лекции о нацистской Германии ученики спросили учителя истории Рона Джонса, как могли обычные немцы не замечать или даже оправдывать массовое уничтожение евреев?

Эксперимент начался с того, что вместо изложения нового материала Рон стал учить учеников правильно сидеть за партой и рассказывал им о важности дисциплины.

Во второй день класс, которому понравилась игра, уже сидел правильно, и Рон велел ученикам хором скандировать лозунги и научил их особому жесту — приветствию Третьей волны.

В среду студентам выдали членские билеты и приказали вести агитационную работу и выявлять инакомыслящих.

В четверг члены Третьей волны с гордостью узнали, что они участвуют во всенародном политическом движении.

В пятницу участники движения, уже 200 человек, нарядились в белые рубашки, собрались в актовом зале и скандировали там лозунги Третьей волны, ожидая телевизионной передачи об открытии сотни отделений движения по всей стране.

Тогда Рон рассказал, что никакого движения не существует. Ученики думали, что они были избранными, но на самом деле их просто использовали. Они чувствуют превосходство над теми, кто не принадлежит к Третьей волне, но Рон может показать, какое будущее их ждет. И он включил проектор с кинохроникой Третьего рейха — от военного парада до концентрационных лагерей.

Материал из Википедии
источник
2020 June 24
Критическое мышление
ВЛИЯНИЕ С ПОМОЩЬЮ НАВОДЯЩИХ ВОПРОСОВ

Довольно просто повлиять на результаты опроса общественного мнения, формулируя вопрос тем или иным образом и тем самым склоняя человека к определенной точке зрения. Вы можете проверить это на примере:

1. Поддерживаете ли вы государственную программу, которая гарантирует качественный и недорогой уход за младенцами и маленькими детьми, чьи родители работают вне дома?

2. Поддерживаете ли вы программу, финансируемую за счет ваших налогов, которая позволит грудным и маленьким детям проводить каждый день по 9-10 часов в яслях и детских садах?

Потом очень легко представить полученные данные, подтверждающие или опровергающие мысль о том, что большинство американцев поддерживает государственную программу создания детских учреждений, в Конгресс или другой орган, уполномоченный принимать решения.

Перед тем как давать истолкование результатам любых опросов общественного мнения или самому участвовать в каком-либо из них, внимательно посмотрите, как сформулированы вопросы. Какая дополнительная информация в них представлена и какими словами они изложены?

Халперн Дайана, из книги «Психология критического мышления»
источник
2020 June 26
Критическое мышление
ПРОКЛЯТИЕ ЗНАНИЯ
или почему мы не понимаем намеки

Более информированным людям чрезвычайно сложно [если вообще возможно] рассматривать какую-либо проблему с точки зрения менее информированных людей.

Примеры:
• намёки сложно понять не потому что собеседник туп или глуп, а просто автор намека не понимает, как его можно не понять;
• тяжело объяснить клиенту, почему «ремонт простой неисправности такой долгий и дорогой»;
• когда мы выступаем перед публикой, нам кажется катастрофой даже малейшее упрощение. Мы просто не можем игнорировать полную информацию, которой обладаем.

Из списка когнитивных искажений
источник
2020 June 29
Критическое мышление
ФРЕЙМИНГ В РЕКЛАМЕ

Все вы наверняка слышали фразы типа «Четверо стоматологов из пяти рекомендуют зубную пасту Colgate». И это правда. Рекламное агентство, стоящее за этим существующим на протяжении многих лет слоганом, хочет донести до вас мысль, что стоматологи предпочитают Colgate всем другим брендам. Но это не так.

Комитет рекламных стандартов Великобритании изучил утверждение слогана и счел его нечестным. Выяснилось, что в ходе опроса стоматологи могли рекомендовать более одной зубной пасты. И, как оказалось, самого крупного конкурента Colgate рекомендовали почти так же часто, как и Colgate [деталь, которую никогда не расскажут в рекламе этой пасты].

Дэниел Левитин, из книги «Путеводитель по лжи»
источник
2020 July 01
Критическое мышление
ТОЧНОСТЬ РЕЧИ

Запутанный язык означает затуманенное сознание. В наше время политические речи и тексты представляют собой защиту того, что нельзя защищать. Политики манипулируют нашим сознанием, употребляя эвфемизмы типа «умиротворение» [бомбардировка], «оптимизация доходов» [налоги] или «наведение конституционного порядка» [обстрелы].

Такие эвфемизмы достойны презрения не потому, что являются формой контроля за умами, но потому, что являются формой лжи.

Так, «оптимизация доходов» имеет куда более широкое значение, чем «налоги», а слушатели, естественно, полагают, что если бы политический деятель имел в виду налоги, то он так и сказал бы: «налоги». Стоит только привлечь внимание к эвфемизму, и окажется, что у людей не настолько заморочены мозги, чтобы они не поняли обмана.

Джордж Оруэлл, из эссе «Политика и английский язык»
источник
2020 July 03
Критическое мышление
ПРИНЦИП КОНТРАСТА

Принцип контраста влияет на нашу разницу в восприятии между двумя вещами, представленными одна за другой. Если второй предмет явно отличается от первого, мы будем склонны преувеличивать их различие. Поэтому если мы сначала поднимем легкий предмет, а затем — тяжелый, мы будем оценивать второй предмет как более тяжелый, чем если бы мы подняли его, не пытаясь сначала поднять легкий.

Исследования показали, что мы можем быть недостаточно удовлетворены физической привлекательностью наших собственных возлюбленных только из-за того, что популярные СМИ бомбардируют нас образами нереально привлекательных моделей.

В ходе одного исследования студенты колледжа оценивали имеющего среднюю внешность представителя противоположного пола как менее привлекательного, если перед этим просматривали рекламные объявления в популярных журналах. При проведении другого исследования мужчины, живущие в общежитии колледжа, оценивали по фотографии внешность потенциальной подруги. Оценка тех, кто делал это, одновременно смотря по телевизору эпизод телевизионного сериала «Ангелы Чарли», была несколько ниже оценки тех, кто смотрел другое шоу. Очевидно, красота кинозвезд, играющих «Ангелов», делала незнакомку менее привлекательной в глазах мужчин.

Для торговцев гораздо прибыльнее сначала представлять дорогие предметы также и потому, что если этого не делать, принцип контраста станет активно работать против них. Представление сначала недорогого предмета с последующим показом дорогого приведет к тому, что дорогой предмет в результате покажется покупателю еще более дорогим — едва ли это желательно для большинства торгующих организаций. Так можно «заставить» цену одного и того же предмета выглядеть более высокой или более низкой в зависимости от цены ранее представленного предмета.

Роберт Чалдини, из книги «Психология влияния»
источник
2020 July 06
Критическое мышление
ГРУППОВАЯ ПРЕДВЗЯТОСТЬ
или почему мы отождествляем себя со своей футбольной командой

Групповая идентификация формировалась в процессе эволюции. Поначалу принадлежность к группе была жизненно необходима, исключение из нее означало верную гибель. Предоставленный самому себе, человек едва ли был в состоянии добывать достаточное пропитание или защищаться от нападений. Кроме того, обычно индивид проигрывает группе.

Когда отдельные люди начинали объединяться в группы, остальные были вынуждены делать то же самое. Кто этого не делал, не имел места не только в группе, но и в человеческом генофонде в целом.

Группы могут формироваться на основе малозначимых критериев. Пример: психолог Генри Тайфель разделил людей, незнакомых между собой, на группы, подбросив монетку. Затем членам одной из групп он сказал, что с этого момента они становятся приверженцами определенного художественного стиля, о котором они прежде ничего не знали.

Несмотря на то, что a) люди были незнакомы между собой, б) их распределение по группам носило случайный характер, в) они ничего не смыслили в искусстве — члены одной группы находили друг друга более приятными, нежели членов другой группы. Поэтому мы отождествляем себя с командой, расой, предприятием, страной и т. д.

Рольф Добелли, из книги «Территория заблуждений»
источник
2020 July 08
Критическое мышление
Фанатизм есть признак подавленного сомнения.
Если человек действительно убежден в своей правоте, он абсолютно спокоен и может обсуждать противоположную точку зрения без тени негодования.

Карл Густав Юнг, «Аналитическая психология. Тавистокские лекции»
источник