Size: a a a

Критическое мышление

2019 July 08
Критическое мышление
ИЛЛЮЗИЯ ИСТИНЫ

Если что-то кажется знакомым, мы предполагаем, что это правильно. Всё, что облегчает работу ассоциативного механизма, искажает оценку. Частые повторения — надёжный способ заставить людей поверить неправде, потому что различить истину и ощущение чего-то знакомого нелегко.

Пример: авторитарные режимы и маркетологи давно об этом знают. Для правдоподобия не обязательно повторять утверждение полностью. Если вы часто слышали слова «температура тела курицы», вы легче примете за правду утверждение «температура тела курицы равна 62 градусам». Если вы не можете вспомнить, откуда вы это знаете, и никак не можете соотнести утверждение с другими известными фактами, вам остаётся лишь ощущение когнитивной лёгкости, сообщающее о том, что где-то вы нечто подобное уже слышали. Ощущение «прошлости» указывает вам на наличие предыдущего опыта, которого в реальности не было.

Даниэль Канеман, из книги «Думай медленно... Решай быстро»
источник
2019 July 10
Критическое мышление
ЭФФЕКТ ОРЕОЛА

Когда человек в какой-то ситуации производит на нас положительное впечатление, возникает неосознаваемое «приписывание» ему других позитивных качеств, если они у него в последствии и не проявляются. Эффект ореола относится не только к социальным явлениям.

Так, например люди считают гамбургер из булки, мяса и салата, менее калорийным, чем гамбургер с булкой и мясом. Хотя это не логично, так как салат убавлять калории не может. Это называется «Эффект ореола здоровой пищи».

Из списка когнитивных искажений
источник
2019 July 12
Критическое мышление
АНАЛОГИИ И МЕТАФОРЫ

Все аналогии и метафоры предполагают, что некие два понятия в чем-то схожи. Удачные аналогии указывают на схожесть глубинных структур объектов даже в том случае, когда последние очень сильно отличаются друг от друга. В этом случае глубинные структуры остаются в целом неизменными при переходе от известного к неизвестному, в то время как внешние особенности не играют особой роли.

В неудачных аналогиях схожи между собой только внешние, или поверхностные, признаки. Если бы я сказала, что Мертл похожа на молоко, так как оба этих слова начинаются с буквы «м», такая аналогия была бы крайне неудачной. Каждый раз, когда вам приходится иметь дело с аналогией, вы должны выяснить характер подобия. Схожи ли между собой два понятия своими глубинными структурами, так что значимая информация об одном из понятий может быть перенесена на другое, или же сходство носит лишь поверхностный и несущественный характер?

Аналогии — это хорошее подспорье для понимания и запоминания научных текстов.

Халперн Дайана, из книги «Психология критического мышления»
источник
2019 July 15
Критическое мышление
ОШИБКА ПЛАНИРОВАНИЯ

Это когнитивное искажение, связанное переоценкой скорости и легкости к достижению поставленной цели.

Пример: студентов просили описать научный проект, который должен был быть закончен в течение следующей недели, и указать время работы над проектом, его начало и конец. Все студенты указали, что они без труда закончат проект к указанному сроку, спустя неделю более половины проектов оставалось незаконченными. В случаях со сданными в срок проектами для их завершения потребовались в среднем пять дней сверх заявленного срока.

Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс, из книги «Социальная психология»
источник
2019 July 17
Критическое мышление
ЗАДАЧА НА ВНИМАНИЕ

Предположим, вы являетесь водителем автобуса. На первой остановке к вам в автобус вошли 6 мужчин и 2 женщины. На второй остановке 2 мужчин вышли из автобуса и 1 женщина вошла. На третьей остановке вышел 1 мужчина, а вошли 2 женщины. На четвертой — вошли 3 мужчин, а 3 женщины вышли из автобуса. На пятой остановке 2 мужчин вышли, 3 мужчин вошли, 1 женщина вышла и 2 женщины вошли. Как зовут водителя автобуса?

Сможете ли вы ответить на этот вопрос, не перечитывая условия задачи?

hashtap.com/p/qQbMyrnywZK6
источник
2019 July 19
Критическое мышление
ПРЕДРАССУДКИ

Это мнения, предшествующие рассудку, усвоенные не критически, без размышления. Это иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания — суеверия и предубеждения. Взгляды и мнения, основанные на неточном или искаженном знании, чаще всего принимаемые на веру со слов других людей.

Предрассудок отличается от рассудка, являющегося ступенью логического мышления, основанного на достоверных фактах, с учётом реальных условий, исключающего искажение действительности, и связывающего суждения и понятия последовательно, непротиворечиво и обоснованно

Материал из Википедии
источник
2019 July 22
Критическое мышление
ЭФФЕКТ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА

Это недооценка индивида степени влияния рекламы и других средств массовой коммуникации на него самого. Индивид считает, что реклама и другие методы убеждения могут влиять на большинство людей, но при этом человек полагает, что он сам менее подвержен такому влиянию.

Пример: во время Второй мировой войны, на некоторых островах возле Японии базировались американские солдаты, в основном афроамериканского происхождения, кроме «белых» офицеров. Над островом с самолетов было разбросано большое количество листовок такого содержания: «Солдаты, что вы здесь делаете? Это же не ваша война, эта война белых!».

Так, американские военные покинули остров. Как выяснилось, афроамериканцам эти листовки были, в общем-то, неинтересны. Но офицеры были напуганы возможностью бунта чернокожих солдат. Хотя ожидалось, листовки окажут воздействие совсем не на офицеров, а на простых солдат.

Материал из Википедии
источник
2019 July 24
Критическое мышление
СЛУШАТЬ СЕРДЦЕ

Каждый человек с рождения попадает в установленный до него воображаемый порядок, и с раннего детства его желания формируются под влиянием господствующих в обществе мифов. Так, самые заветные желания современного западного человека сформированы мифами, бытовавшими на протяжении последних веков: романтическим, националистическим, капиталистическим и гуманистическим.

В минуту сомнения люди часто слышат от друзей совет «слушаться своего сердца». Но сердце — предатель, оно получает инструкции от господствующих мифов. Даже сама рекомендация «прислушаться к велениям сердца» — это мантра, внедренная в наше сознание сочетанием романтических мифов XIX столетия и потребительскими мифами века XX.

Юваль Харари, из книги «Sapiens. Краткая история человечества»
источник
2019 July 26
Критическое мышление
ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ
или почему у нас нет чувства незнания

Мы отказываемся от ложной теории не когда ее ложность доказана, а только тогда, когда в поле зрения появляется более хорошая.

Мы часто оказываемся перед выбором между двумя местами работы, местами жительства или отношениями — и никогда между двумя мнениями. Отказываясь от чего то одного, мы тотчас замещаем это чем-то новым. Взгляды кажутся «правильными» или «неправильными».

Сознательному невежеству — признанию факта, что есть что-то [пока] неизвестное, — нет места в нашем мире чувств. Мы не знаем, как должно ощущаться незнание. Поэтому нам лучше изобретать теории, чем соглашаться с собственным невежеством.

Теории никогда не терпят крах под тяжестью своих ошибок. Они уходят только тогда, когда появляются другие, более хорошие теории. Почему это плохо? Потому что часто такой более хорошей теории просто не существует.

Пример: учение «о четырех соках» главенствовало в медицине более 2000 лет. Согласно этой теории все болезни человека происходят от неравномерного распределения четырех соков: желтой желчи, черной желчи, слизи и крови. При  астме, холере, диабете, эпилепсии, чуме, туберкулезе и сотне других болезней в теле человека якобы вырабатывается слишком много крови, поэтому для выздоровления нужно выпустить максимум крови с помощью пиявок.

Как бы неправдоподобно это ни звучало, но учение «о четырех соках» тела — частный случай всех теорий, которые имеют дело с комплексными системами: человек, биржа, война, город, экосистема, предприятие.

Рольф Добелли, из книги «Территория заблуждений»
источник
2019 July 31
Критическое мышление
Фанатизм есть признак подавленного сомнения.
Если человек действительно убежден в своей правоте, он абсолютно спокоен и может обсуждать противоположную точку зрения без тени негодования.

Карл Густав Юнг, «Аналитическая психология. Тавистокские лекции»
источник
2019 August 02
Критическое мышление
​​ЗАБЛУЖДЕНИЕ КАК ПРОДУКТ ПРИЯТНОГО ЗАНЯТИЯ.

Если какое-либо занятие приятно само по себе и вполне удовлетворяет нашей внутренней жажде деятельности, то мы склонны ошибаться относительно его результатов.

Эффект, похожий на «Заблуждение как продукт приятного занятия» хорошо показан тут: youtu.be/D7r4IPGGM3o

Инфографика: t.me/obrazpublic/327
источник
2019 August 05
Критическое мышление
МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ

Человек, даже если он субъективно искренен — зачастую подсознательно руководствуется совсем не теми мотивами, которые сам он считает основой своего поведения: он может воспользоваться какой-либо концепцией, имеющей определенный логический смысл, но для него подсознательно — означающей нечто совершенно отличное от этого «официального» смысла.

Более того, что человек может пытаться устранить противоречия в своих чувствах с помощью идеологической конструкции или прикрыть подавляемую им мысль такой рационализацией, в которой выражается прямо противоположная идея. Понимание действия подсознательных сил научило нас относиться к словам скептически, а не принимать их за чистую монету.

Эрих Фромм, из книги «Бегство от свободы»
источник
2019 August 07
Критическое мышление
ЭФФЕКТ КОНТРАСТА

Мы увеличиваем или уменьшаем параметры объектов [людей, явлений или процессов], если непосредственно до этого аналогичный воспринимаемый параметр для нас был меньшего или большего значения [под привычными параметрами здесь понимается такие, которые выводятся без сравнения, например, из накопленного опыта].

Эффект контраста способствует формированию завышенных стандартов, которые подталкивают людей к принижению достоинств своих потенциальных партнёров, а также к тому, чтобы тратить огромные суммы денег на косметику, пластические операции, диеты и т.п.

Пример 1: человек представляется более привлекательным, если он сравнивается с менее красивыми людьми, и менее привлекательным, если другие люди более красивы.

Пример 2: прямоугольник «среднего» серого цвета будет восприниматься светлее или темнее, чем есть на самом деле, если рядом с ним соседствует тёмная или светлая соответственно рамка.

Из списка когнитивных искажений
источник
2019 August 09
Критическое мышление
ИСТИНА И ИДЕОЛОГИЯ

В идеологии есть отдельные элементы, которые создают впечатление истины. Есть даже отдельные истинные утверждения. Но в целом в ней доминирует то, что уводит от реальности и создает картину нереального, вымышленного мира. Эта картина не есть ложь, к ней просто неприменимы понятия истинности и ложности. Это — явление качественно иного рода.

Идеологическая картина не мешает нам в нашей повседневной жизни. В большинстве случаев мы даже не отдаем себе отчет в том, что находимся в поле ее влияния и заключены в идеологическую клетку.

Александр Зиновьев, из книги «Логическая социология»
источник
2019 August 12
Критическое мышление
ОТВРАЩЕНИЕ К ПОТЕРЕ

Представьте, ваша страна готовится к вспышке необычного заболевания, от которого, как ожидается, должны погибнуть шестьсот человек. На рассмотрение экспертов представлены две программы борьбы с болезнью. Точные научные оценки результатов обеих программ таковы: если примут программу А, двести человек будут спасены. Если примут программу В, с вероятностью 33,3% все шестьсот человек будут спасены и с вероятностью 66,6% спасти не удастся никого. Какую из этих программ выбрали бы вы?

Когда этот вопрос задали большой выборке врачей, 72% выбрали надежный и безопасный вариант А и только 28% выбрали рискованную программу В. Другими словами, врачи предпочли гарантированно спасти определенное число людей, чем допустить риск того, что умрут все. Но подумайте над другим сценарием.

Теперь второй вариант. Ваша страна готовится к вспышке необычного заболевания, от которого, согласно прогнозам, должны погибнуть шестьсот человек. Предложены две программы борьбы с болезнью. Точные научные оценки результатов обеих программ таковы: если примут программу С, умрет четыреста человек. Если примут программу D, с вероятностью 33,3% никто не умрет, и с вероятностью 66,6% умрут шестьсот человек. Какую из этих программ выбрали бы вы?

Когда в эксперименте пример был сформулирован в терминах количества умерших, а не выживших, врачи изменили свои предыдущие решения. Только 22% проголосовали за вариант С, тогда как 78% выбрали вариант D — более рискованную стратегию.

Когда возможные результаты описывались в терминах смертей — это называется фрейм потери, — врачи неожиданно были готовы рисковать. Они настолько стремились избежать любого варианта, связанного с потерями, что были готовы рискнуть и потерять все.

Джона Лерер, из книги «Как мы принимаем решения»
источник
2019 August 14
Критическое мышление
ЭФФЕКТ РЕСТОРФФ

Мы запоминаем лучше объекты, которые выделяются из ряда похожих однородных предметов. Этим эффектом часто пользуются рекламщики, создавая выразительный контраст среди своих товаров.

Явление было описано в работе, опубликованной в 1933 г., и интерпретировано в соответствии с теорией Гештальта: числа, включенные в ряд слогов, запоминались лучше, чем слоги, в силу того что они образуют целостную фигуру на фоне остальных элементов ряда.

Из списка когнитивных искажений
источник
2019 August 19
Критическое мышление
КОРРЕЛЯЦИЯ

Корреляция не является ни каузацией, ни объяснением. Если, например, почти все часы в одной и той же часовой зоне показывают одно и то же время, то это не означает, что между ними существует причинно-следственная связь. Какой бы тесной не была корреляция, она не является результатом научного объяснения.

Пример: корреляция приливов и отливов со зрительно наблюдаемыми фазами луны не означает, что одно можно объяснить через другое. Причиной являются не фазы луны, а гравитационное притяжение, вызванное луной.

Томас Метцингер, из книги «Наука о мозге и миф о своем Я. Тоннель Эго»
источник
2019 August 21
Критическое мышление
ЭФФЕКТ УКЛОНЕНИЯ ОТ ПОТЕРЬ

Мы не любим терять вещи, которыми уже обладаем, поэтому часто совершаем иррациональные действия, чтобы избежать потерь. При потере 100$ переживания кажутся или представляются нам более значительными, чем переживания, связанные с получением, выигрышем такой же суммы денег.

Если вы регулярно рассылаете письма своим клиентам о новых товарах и предложениях, вы можете использовать этот эффект. Например, сконцентрировать внимание клиента на том, что он может потерять, прекратив сотрудничество с вами, а не рассказывать только о том, что он может получить.

Найти применение этому эффекту можно и в контекстной рекламе. Попробовать рассказать людям, что они могут упустить, потерять, если не поучаствуют, к примеру в вашей акции. Или чего они лишатся, если будут совершать покупки у конкурентов.
источник
2019 August 24
Критическое мышление
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ МИР

Вымышленный мир, изобретаемый идеологами, создаётся так, чтобы он походил на настоящий, включал в себя элементы реальности, не мешал людям исполнять их житейские функции. Более того, он создаётся так, чтобы в какой-то мере облегчал людям жизнь, избавляя от необходимости размышлений, колебаний, трудных решений, излишних тревог. Для большинства людей это — благо.

Александр Зиновьев, из книги «Логическая социология»
источник
2019 August 26
Критическое мышление
ЭФФЕКТ ОЖИДАНИЯ
или почему то, во что мы верим, сбывается

Если мы в чем-то убеждены, то непроизвольно ведем себя таким образом и интерпретируем происходящие события так, чтобы убеждения подтвердилась. Эффект часто проявляется в науке на стадиях исследования: при проведении процедуры эксперимента, обработке и интерпретации результатов.

Пример 1: участникам эксперимента поручали провести эксперимент с популяцией крыс, а именно следить за их поведением в лабиринте. В одном случае участнику говорили, что крыса «умная», а в другом — что «глупая». В результате были получены данные, которые это подтвердили.

Пример 2: я убежден, что не пройду собеседование и в итоге нахожу подтверждения провалив его.

Из списка когнитивный искажений
источник