4. Чем старше ребёнок, тем больше стресса причиняют прививки. Иммунизация младенцев – это разной степени стресс для родителей, но минимальный стресс для ребёнка. Не секрет, что дети гораздо больше боятся антуража, вида игл и запаха антисептиков, чем самой боли, которая при применении современных шприцев минимальна. Грудной ребёнок кричит от нескольких секунд до пары минут, затем успокаивается и забывает о прививке, часто уминая за обе щеки вовремя приготовленную грудь. Ребёнок постарше гораздо более осознан, помнит предыдущие прививки, и его не только сложнее успокоить, но впоследствии и уговорить на прививку. У него остаются неприятные воспоминания и страх, иногда на всю жизнь. И как следствие этого рождается следующий пункт.
5. Вакцинация более старших детей нарушает контакт с врачом и снижает желание идти в клинику. Отношения пациента с врачом имеют огромное значение для эффективности лечения. Почти исключительно на этом строится вся гомеопатия, остеопатия, рефлексотерапия и любые другие шарлатанские методы, опирающиеся на эффект плацебо. В случае конвенциональной медицины эффект доверия врачу накладывается на действенность доказанных методов лечения, а недоверие, наоборот, снижает приверженность лечению и, как следствие, эффективность. Доверительные отношения пациента и врача строятся с детского возраста, и не очень полезно начинать их с длительной череды уколов. В нормальном случае как минимум половина вакцинации проходит в первом полугодии, оставляя не так много на более осознанный возраст. Если же к врачу приходит «нулёвый» ребёнок на своих двоих, то их отношения начинаются с 6—8 месяцев ежемесячных уколов, и как ни минимизируй их травмирующую составляющую, приятного в этом мало. Многие дети после этого начинают паниковать уже на этапе сборов в клинику, когда понимают, что их ждёт.
+
1. Меньше уколов. Как уже было сказано, с возрастом иммунитет становится активнее, и некоторые прививки нужно делать меньше раз, если мы начинаем позже. К таким относятся, в частности, пневмококк, менингококк и гемофильная инфекция. Кроме того, после года уже нет смысла делать БЦЖ и ротавирусную вакцину. В общем, с возрастом количество необходимых процедур уменьшается. Однако надо помнить, что происходит это за счёт снижения защиты, которой может не оказаться в нужный момент.
2. Экономия. Следствием из предыдущего пункта является снижение затрат на вакцинацию, если она проводится в частных учреждениях. Например, у нас в клинике Менактра (вакцина от менингококков ACWY) стоит 7,5 тыс. рублей. Может возникнуть закономерное желание сэкономить и подождать до 2 лет, ведь тогда её надо вводить не дважды, а всего один раз. Однако ни один человек, видевший фотографии детей с менингококцемией, из которых минимум треть погибает, причём чаще всего в течение первых суток от начала заболевания, кажется, не задумается о необходимости своевременной вакцинации этой прививкой. Желание сэкономить может выглядеть выигрышным только в краткосрочной перспективе.
3. Больше плюсов у отложенной вакцинации нет.
Иногда в плюсы отложенной вакцинации заносят наблюдение за здоровьем ребёнка первого года жизни. Мол, если у ребёнка есть врождённые заболевания, то начав прививать до их проявлений, мы можем как-то навредить. Здесь надо знать, что если заболевание есть, оно проявится независимо от прививки. Хотя прививка может в редких случаях послужить триггером (пусковым моментом), она не является причиной. Триггером может с той же вероятностью послужить любая ОРВИ (а ОРВИ неизбежны), а невакцинирование детей с врождёнными заболеваниями подвергает их особенному риску: таким детям ещё опаснее болеть контролируемыми инфекциями. Поэтому наблюдение за здоровьем на первом году никакой пользы не несёт, но может причинить вред, подвергая ненужной опасности из-за отложенной вакцинации.