Минутка поколений.
Благодаря довольно нелепому инциденту (меня вдруг начал упоённо хейтить какой-то незнакомый ув. подписчик - как оказалось, беспощадно борющийся откуда-то из экономного Гоа за права Поколения 35-40-летних в России) я вдруг задался вопросом: а к какому, собственно, поколению я принадлежу. И главное - почему меня этот вопрос прежде никогда не волновал?
Что тут стоит отметить. Машину производства брендированных поколений в XX веке запустил талант американского прозаика Хэмингуэя. Прозаик пересказал историю, случившуюся с писательницей Гертрудой Стайн где-то во Франции в 1920-х, где хозяин автосервиса обозвал травмированного Первой мировой работника "женерасьон пердю" - то есть Потерянным Поколением.
И понеслась. Травмированных ПМВ и Великой Депрессией определили в Потерянное Поколение. Выросших на преодолении последствий депрессии и Второй Мировой - в Молчаливое. Потом были бэбибумеры/шестидесятники. А затем поколенческие бренды начали производить в опережающих объёмах: какое-то поколение Икс, какие-то Миллениалы, какое-то поколение Зет, плюс совсем уж дешёвые абибасы вроде "детей индиго". При этом большинство из последних поколенческих брендов - застолбили уже в детстве. Например, т.н. миллениалов обозвали "Поколением Игрек" ещё в 1993-м, когда им было лет по 11-12.
Тем самым был нарушен главный принцип именования чего-либо Поколением. Обзывать так целую группу сверстников можно лишь постфактум - когда эти сверстники успели что-нибудь коллективно свершить или хотя бы претерпеть.
Так вот. Граждане, родившиеся в конце 1970-х - начале 1980-х - поколением на деле не являются. Мы опоздали как массово окунуться в битву за плохо лежащее наследие СССР и создание бизнесов буржуазной реальности, так и массово потерять работу, Родину и жизнь в катастрофах 90-х. В самостоятельную жизнь они/мы вошли уже на рубеже нулевых, синхронно с устаканиванием новой упорядоченной реальности. Став (не поголовно, конечно) первым офисным поколением, первым поколением недорого доставшихся дипломов, первыми встроившимися в цифровую и всякую прочую модерновую экономику.
Никаких по-настоящему значимых видовых признаков у этого "поколения" нет. Оно, если угодно - новое "Молчаливое", с поправкой на то, что масштабы выпавших на его долю бед и трудов несопоставимы с военными/послевоенными.
Невозможно назвать ни одного объекта масс-культуры, который можно было бы всерьёз счесть "манифестом поколения". Невозможно назвать его носителем какой-либо магистральной идеи или мироощущения - все идейно заряженные представители его, а их число невелико, встроились в идеи родителей или старших братьев.
Единственный подвид Нулевиков, обладающий какими-то общими признаками - это гуманитарии/айтишники, в 2000-е получившие было нямошное финансирование своих сетевых стартапов, а в 2010-е пережившие драматичнейшее сокращение грантов. Эти да - распространяют вокруг себя терпкий ресентимент и грозятся бедствиями, если их не возьмут в начальство.
Но у них лапки и ипотека, и поэтому они кассандрят как-то со стороны. И не затем, чтобы собраться и перевернуть мир - а чтобы их диких необузданных угроз наконец испугались и дали бы им денег.
Все же здоровые представители данных годов рождения обходятся без манифестов.