Минутка навстречу юбилею.
"Матрица" (1999), принятая было многими за анонс нового «Манифеста», если не очередного священного писания — была довольно быстро дискредитирована собственными создателями.
К фильму были приделаны два напыщенных сиквела, построенные по принципу "ещё больше мифологических имён, латексных костюмов и пересказов философских концепций". Оба вошли в историю как самые ненавидимые фанатами продолжения, обогнав даже «Бэтмена и Робина».
После этого братья Вачовские, режиссёры и сценаристы картины, успели сделать практически всё — от превращения в сестёр до создания нескольких впечатляюще дорогих кинополотен. Единственное, чего им не удалось, так это снять больше ни одного успешного фильма. Ни на большом экране (вспомнить хотя бы «Облачный атлас» или «Восхождение Юпитер»), ни на малом (они пытались запустить и сериал, но Netflix при всём уважении к теме гендерно-социальной справедливости и сексуальной идентичности выдержал только два сезона).
А главный удар от реальности получила идея условного «сетевого освобождения». То есть мысль, что группа граждан со свободными умами может разрушить проклятую тиранию мега-машины и через просвещение современников сделать их сильнее и счастливей.
Таких свободноумных граждан, взламывающих Систему со своих телефонов и твиттер-аккаунтов, мир с тех пор увидел много.
Именно такие люди взломали Ближний Восток, особенно успешно сработав в ныне покойной Ливии.
Именно такие люди взломали, причём дважды, ненавистную Систему в её украинской версии.
Именно такие люди пытались скорее комично, чем пугающе взломать Систему в г. Москве в 2011-м и в г. Гонконге в 2017-м.
И во всех успешных случаях «взлома Матриц» вместо расширения возможностей и задач освобождённые граждане получили истеричные идеологизированные диктатуры и упрощение вплоть до одичания.
Есть мнение, что это стало логичным следствием печального факта. Создатели и фанаты «Матрицы», а также многочисленные «воины света» последующих лет, помешанные на идее освобождения — так и не сумели представить себе свободу. Ту, которая «осознанная необходимость», а не ту, которая «хочу кружевные трусики и в ЕС».
Фокус в том, что понятие “свобода” – имеет не какое-нибудь экзистенциальное, а практическое значение. Свобода — это конкретные действия конкретных людей в соответствии с осознанными ими задачами. И чем большим богатством осознанных необходимостей и средств их выполнения люди располагают, тем они свободнее.
Поэтому в каком-нибудь тесном КБ, потеющим над ядерным ракетным двигателем, куда больше свободы, чем в самом креативном дизайнерском бюро.
А если это понимание свободы отсутствует — то за освобождение принимается бегство.
https://um.plus/2018/02/28/matrix/