Продолжаю рассказывать о ценных февральских релизах, потому что ничто из вышедшего в первые дни марта, в том числе в предпрослушке, меня не зацепило, и вообще, большое видится на расстоянии. Напомню, что из февраля 2018-го, по сути, пока забрала с собой только браунсвудовский сборник молодого яристого
лондонского джаза и первый за много-много лет альбом маэстро
Хайлу Мергиа. И вот третья пластинка, в некотором смысле тоже джазовая.
Чудесный дуэт «японского всего» импровизации Кейдзи Хайно и американо-канадских металлистов Sumac, вышедший на нью-йоркском независимом лейбле Thrill Jockey 23 февраля, — один из интереснейших и важнейших альбомов этого года.
American Dollar Bill - Keep Facing Sideways, You're Too Hideous To Look At Face On записан в Токио, фактически это свободная импровизация, более часа препарирующая ваши представления о тяжелой музыке и фри-джазе. Да что там, просто ваши представления о музыке. Лидер Sumac, гитарист Аарон Тернер почтительно отступает в сторону, позволяя шестидесятипятилетнему японцу править бал. Бас Брайана Кука дает такой плотный мрак, что хоть ножом режь. Ник Ясишин разрывает эту массу то мощными мерными ударами бочки, то бешеными сбивками и бесноватыми соло. Наконец, слушать, как Хайно взаимодействует с музыкантами, будто извергая свои стихи, бесконечно интересно — представляю, каково на это смотреть, а уж участвовать в подобном!
Знаете это ощущение, когда человек заходит в комнату и все преображается? Нечто подобное происходит и при прослушивании многих записей Хайно — даже если кажется, что ты примерно представляешь себе, чего ждать от работы (а уж в случае с Sumac набросать в голове что-нибудь эдакое можно, не так ли?), то тут в какой-то момент ловишь себя на мысли, что понятия не имеешь, что происходит и чего ждать дальше, но оторваться, черт возьми, невозможно.
Кого сегодня удивишь столь разномастными дуэтами, спросите вы, и будете отчасти правы в своей претензии: тот же Хайно играл и записывался с Boris, Merzbow, Стивеном О’Мэлли (Sunn O))), Æthenor). Все так, и при этом
American Dollar Bill… — бесконечно важная штука для метала как жанра, потому что это один из первых случаев, когда и без того успешная метал-группа призывает в помощники свободную импровизацию, чтобы еще больше расширить границы жанра, более того, уничтожить их. То есть если раньше подобные записи и выходили, то в основном по инициативе представителей импровизационной сцены или когда условный «метал» сам переходил на сторону импрова (в случае с О’Мэлли). А чтобы «и нашим, и вашим» — разве что в какой нишевой вымороченной истории. Так что возрадуемся. И послушаем.
Apple Music bandcamp