Ценное замечание философа Александра Пятигорского, сделанное им в 2001 году, что либерализм и демократия не совместимы. Либерализм останется забавой англо-саксонских верхов, и другим к нему приступать не стоит (потому и российским либералам всегда повторяю - на надо этого самоназвания, лучше называйтесь демократами)
"Обратите внимание на одно очень существенное обстоятельство: ведь континентальные предтечи британского либерализма - от Сведенборга до Вольтера - были открытыми ненавистниками демократии. Я уже не говорю об отцах-основателях американской демократии. Джордж Вашингтон, привезший в Америку "нежные ростки" британского либерализма, уж точно знал, что хамы и невежды, для которых он учреждал и утверждал демократический образ правления, не только не могут быть либералами, но никогда ими и не станут. А великий Томас Джефферсон, "либерал по интеллектуальному складу", прекрасно понимал, что демократия - это необходимое зло. Иначе, что за ней - американское будущее.
Самой трагической, конечно, оказалась судьба гения американской революции Бенджамина Франклина. Лично, психологически либерал, он в конце жизни ясно увидел, что человек, человек вообще, - не либерал, что он (человек) просто непригоден по самой своей природе быть либералом ни при каком политическом режиме, менее всего при режиме демократическом. Либерализм возник на британской всё-таки почве и стал чертой британской, а не любой другой, психологии и не экспортируется даже в самой яркой упаковке.
Возьмём Россию. Я, знаете ли, скорее могу себе представить либералом монгола из окрестностей Урги, чем профессора Московского университета. Демократом - пожалуйста. Либералом - никогда. Ведь и как реальное умонастроение, и как своего рода "философия" либерализм - всегда о частном и отдельном. Русский профессор готов быть убеждённым демократом, ведь общий идеологический принцип здесь задан и понятен именно как общий. Как был ясен и понятен принцип диктатуры пролетариата и всё такое прочее.
А русский профессор - так же, как и русский пограничник, - враг частного. Для него любое частное всегда будет не его частным. И в этом он гораздо ближе к Гегелю, чем, скажем, к Канту, и в сравнении с ним наш монгол, отгоняющий собак от мяса, жарящегося в его юрте в окрестностях Урги, - чистый кантианец. Оттого-то наш русский друг (всё равно, профессор или вор-губернатор) бесконечно ближе к объединенной Европе, чем разгоняющий собак монгол".