Возвращаясь к теме «сибирских городов им. Шойгу» и «дальневосточных городов им. Трутнева». Как уже писал не раз, чтобы привлечь туда новую рабочую силу, власти должны предоставить условия жизни в разы (без преувеличения, в разы) лучше, чем те, в которых живут сейчас эти потенциальные переселенцы из Хартленда.
Это понимали даже в позднесталинское время – хотя тогда в резерве было полно бесправной рабсилы: зеков, депортированных народов, спецпоселенцев, ссыльных и т.д. И на тот же Дальний Восток переселяли в основном вольнонаёмных, понимая, что их труд будет эффективнее, чем у подневольных. И давали этим вольным переселенцам жизнь в разы лучшую.
В журнале «Региональные проблемы», №3, 2019 приводится исследование о переселении колхозников Кировской области на Сахалин в 1946-50 годы. Тогда с отвоёванных у Японии Сахалина и Курильских островов выбыли на историческую родину 300 тыс. японцев, корейцев и айнов. И за 5 лет советская власть завезла туда 400 тыс. человек.
Но сначала об условиях жизни колхозников Кировской области в 1946-50 годах, из которых становится понятно, что это была нищая и бесправная жизнь (например, без паспортов, а при бегстве из деревни без разрешения можно было получить 2 года лагеря; фактически это было второе издание крепостного права). Вот что получал кировский колхозник на трудодни:
«Выдано колхозникам за 1950 г. на трудодень хлебом и деньгами в среднем по области: деньгами 31 коп. (это ещё сталинские копейки, в 10 раз меньше хрущёвско-брежневских, т.е. 3 копейки новыми или 75 копеек в месяц), зерна 910 граммов, картофеля 340 граммов, овощей 20 граммов, сена 100 граммов, соломы, половы и мякины 1,6 кг, мяса 2 грамма (50 грамм мяса в месяц), молока 9 граммов, мёда 0,3 грамма».
Положение в Кировской области осложнялось маленькими приусадебными участками – в среднем 20 соток.
И вот объявлен набор колхозников на Дальний Восток. О желании переехать говорит такой один факт: «Председатель Арбажского райисполкома тов. Суслов из 80 заявлений, поступивших в райисполком о переселении, утвердил и отправил 19 семей». Т.е. 4 человека на 1 место.
Что давали переселенцам на Сахалин? Сразу – ПАСПОРТ. Т.е. из бесправного говорящего орудия ты становился человеком. Бесплатный проезд с питанием и провоз багажа, 1000 руб. на обустройство без отдачи, беспроцентная ссуда до 5000 руб., приусадебный участок 50 соток, льготные цены на дрова, сниженные налоги, далее – «каждой переселенческой семье по государственным ценам продавалось: 1 корова, 2 овцы, 1 поросёнок. Из промышленных товаров на человека: 1 полушубок, 1 пальто, 1 пара валенок, 1 пара ботинок, 1 пара галош, 10 м. мануфактуры». Госцены были ниже рыночных в 5-10 раз. «Обеспечение переселенцев жильём, надворными постройками».
И ещё что важно – в подавляющем числе случаев переселенцы приезжали не в безжизненную тайгу, а в обустроенные города и деревни, оставленные японцами, с работающей инфраструктурой.
Понятно, почему был такой конкурс на переселение из русского, бесправного и нищего Нечерноземья.