
«Я в 1966-67 году работал в Институте международного рабочего движения. ИМРД был проходным двором для многих фрондерствующих интеллектуалов. Не обходили его вниманием и представители спецслужб – уже успевшие переформатироваться и вписаться в новые либеральные тренды. Один из них, заметив мой интерес к неофициальному искусству, решил поближе со мной познакомиться. Мы часто беседовали, так сказать, о наболевшем. И вскоре он мне рассказал, что на самом деле на непризнанных у нас, но вполне пользующихся спросом у них авторах можно совершенно официально зарабатывать неплохие деньги. Пополнять государственную казну свободно конвертируемой валютой.
Мой собеседник пожаловался, что старая идея Хрущёва о самоокупаемости КГБ, к сожалению, реализуется медленно – из-за отсутствия профессионально подготовленных кадров. Сказал, что они планируют с будущего года создать на факультете журналистики МГУ специальную группу, которая будет готовить специалистов по зарабатыванию валюты с помощью игры на разнице в идеологиях или мягкой силы.
Программа должна включать три направления.
1.Продажа за рубеж произведений признанных авторитетов дипарта. Мол, зачем талантливым художникам тайком, опасливо оглядываясь по сторонам, впаривать свои картины иностранцам – да ещё за валюту, за одно только прикасание к которой можно было получить реальный срок. Пусть сдают свои холсты в специальный салон, получают советские рубли, а мы будем совершенно открыто продавать их за конвертируемую и так необходимую государству валюту.
2.Второе направление предполагало делать то же самое, но уже с литературными произведениями. Зачем нам плодить Синявских и Даниэлев, чтобы потом отправлять их на нары. Мы при том же АПН организуем что-то вроде приёмного пункта всякой антисоветчины в формате лайт и будем напрямую заключать договоры с зарубежными издательствами.
3.И наконец – важнейшее из искусств. Многие иностранные документалисты интересуются кино- и телесюжетами о жизни в СССР. Они непременно хотят запечатлеть что-то запретное – например, посетить с камерой психбольницу, тюремную зону или центр подготовки космонавтов. Как правило, они пытаются проникнуть на такого рода объекты нелегально. А мы вот возьмём и разрешим – только с условием, что съёмочную группу будет сопровождать наш человек, чьей задачей будет контролировать процесс и при необходимости его слегка корректировать.
С того дня все мои помыслы были направлены на то, чтобы летом 1967 года успешно сдать экзамены и начать приобщаться к клану небожителей от журналистики – двойных агентов или катеров связи».