Size: a a a

2019 December 11
Things I read
thingsiread
А никакого заготовленного в обратную сторону подарка у меня не было. Я почувствовал, что оказался в очень глупом положении. Что ритуал дарения подарков вышел за комфортную зону моей семьи и атаковал меня из городской среды, а я оказался не готов. У меня, конечно, не было ни идеи, что меня могут чем-то одарить в школе по какой-то социальной традиции, ни реквеста родителям заранее заготовить оборонительный подарок в ответ, ни собственных денег чтобы что-то придумать. Я чувствовал себя очень хреново, дико потом переживал. С тех пор я стараюсь не ходить на дни рождения, если эксплицитно не сказано, что без подарка приходить нормально. Вообще, быть должным сделать какой-то подарок или что-то необычное - самое ужасное состояние, в которое меня можно загнать.

Впрочем, на дни рождения вообще не стоит ходить. День рождения - это в среднем самая тупая туса, которую может организовать человек. При организации обычной тусы человек старается балансить приглашённых. Он зовёт либо слаженный круг попарно знакомых людей, либо наоборот максимально незнакомый круг интересных людей с намерением перезнакомить их, либо фанатов конкретной активности. На день рождения средний человек зовёт просто "всех, кого ему хочется видеть" просто "как-то потусить". На то, как эти люди будут социализироваться между собой, что им друг с другом делать, организатору дня рождения как правило вообще наплевать.

Если я прихожу на чей-то др, я чувствую себя максимально тупо, потому что контекст "мы нетворкаем" не задан, 90% людей я не знаю, доёбываться до них с вопросами "а чем ты занимаешься?" в присутствии пятерых их старых друзей (а все уже сидят по кучкам) - крайне тупо. Итого в лучшем случае я бухаю и общаюсь с теми, кого уже знал до тусы.

Что ещё про подарки? У нас в семье принято не дарить неожиданные подарки и не ломать этим голову, а спрашивать у именинника топ-1 вишлиста и скидываться на него всей семьёй. Надеюсь, у вас сетап не хуже (расскажите, какой). Интересно, а можно воспитывать ребёнка и без легенды о подарках деда мороза? Со своей травмой о подарках нормально эту игру я тупо не вывезу.

(В следующий раз всё ещё Алкошкола и ЧГК, сегодня я не успел. Очень ухожу в стороны, как в трипе.)
Школы (3/3)

В детские лагеря я никогда не ездил. Вот эти всякие Орлёнки, где мажут зубной пастой и первый секс на пляже - такого не было. Вообще я каждое лето на даче проводил. Там была сега, мы с братом рубились в Mortal Combar 3, The Lost Vikings, Сокобан, Пэкмэна и Соника. Родители приезжали на выходные, привозили новые детские детективы, новые номера Юного эрудита, потом - Популярной механики. Одно лето я каждую неделю писал лучшему другу большие письма на 20 страниц с кучей историй и картинок. И он мне в ответ тоже.

После 9 класса я впервые поехал в Летнюю лингвистическую школу (вместо того, чтобы поступить в Интеллектуал). Наверно, школа была бесплатной, или я не могу объяснить иначе, почему я туда поехал. Возможно, она была бесплатная, потому что я выиграл в 9 классе олимпиаду по лингвистике за свой класс. (Там есть какая-то дурацкая причина, почему меня в тот год ещё не взяли в сборную Москвы на международную олимпиаду по лингвистике, но я ее не помню.)

На ЛЛШ было очень крутое комьюнити из преподавателей и студентов Отделений теоретической и прикладной лингвистики МГУ и РГГУ. Нам читали много лекций о каких-то базовых вещах и конкретных исследованиях. Была лингвистическая олимпиада и прочие конкурсы. Всё свободное время там мы играли в шляпу, а когда шляпа надоедала вообще совсем - то играли в наборщика. В обоих играх были жесткие правила про однокоренные, где "ментол" конечно нельзя объяснять через "мяту".

Москвичи с этой летней школы в зимнее время ходили на факультатив по лингвистике в МЦНМО и на спецкурсе при ОТиПЛе МГУ. Спецкурсы - ну, например, один студент вёл спецкурс про то, какие системы видов глагола бывают в языках, и какие особенности он нашёл в своих экспедициях в Мордовию. Экспедиции - это когда лингвисты едут на пару недель в деревню, селятся в местной школе и пытают местных бабушек вопросами "а как в вашем языке сказать то-то и то-то? а такое предложение правильное? а какой у него смысл?".

Это было очень ламповое комьюнити, а романтика экспедиций казалась очень романтичной, так что я всерьёз думал, что после школы поступлю на ОТиПЛ МГУ и доучу всё то, о чём нам уже порассказывали. Наверно, я был в топ-10 школьников России по прошаренности во всяких студенческих лингвистических дисциплинах - настолько это было маленькое комьюнити.

Я пытался читать вузовские учебники по лингвистике. В отличие от учебников математики, где вся заумь была "по делу", и где сложные концепции нельзя было объяснить сильно проще - термины, формулы и переходы уже достаточно были вышлифованы в хороших книгах - лингвистика была на градиенте от технических к гуманитарным наукам с сильным перекосом в гуманитарщину. Т.е. каждая работа - это бесконечные точные цитаты в кавычках из 50 других работ, обзор разных подходов, куча заумных терминов, затуманивающих происходящее, и мало что недвусмысленное или мало что по сути. И всё же было ощущение, что в этих учебниках можно разобраться просто на досуге (а во взрослой математике - нет).

В 10 классе я начал думать, почему же я провалил вступительные экзамены по математике в Интеллектуал. Я обнаружил, что в топовых матшколах есть листочковая система, что у 57 школы их листочки за 8-11 класс изданы, и что там полная жесть. Там матан, сложная комба, мудрёный геом, и всё это я вообще не шарил. Я постепенно разбирался в этом, но стало понятно, что за полтора года к олимпиадам по математике я не успею подготовиться. Так я и решал в 10-11 классе 4 задачи из 8 на предпоследнем городском этапе всероса - выезжая на мышлении в комбинаторных задачах и полностью проваливая технику во всяких неравенствах или замечательных точках.

К концу 10 класса, когда я уже начал вовсю ботать олимпиадную информатику, я обнаружил, что:
- меня опять бесплатно зовут на летнюю лингвистическую школу
- меня зовут на межнар по лингвистике
- это мой последний год, а я не съездил ни в какую техническую летнюю школу

Я чето шокировался, порылся в почте и принял приглашение в Летнюю школу "Комбинаторная математика и теория алгоритмов" (combalg.ru). На жаргоне она называется Алкошкола, и сейчас я это поясню.
источник
Things I read
thingsiread
А никакого заготовленного в обратную сторону подарка у меня не было. Я почувствовал, что оказался в очень глупом положении. Что ритуал дарения подарков вышел за комфортную зону моей семьи и атаковал меня из городской среды, а я оказался не готов. У меня, конечно, не было ни идеи, что меня могут чем-то одарить в школе по какой-то социальной традиции, ни реквеста родителям заранее заготовить оборонительный подарок в ответ, ни собственных денег чтобы что-то придумать. Я чувствовал себя очень хреново, дико потом переживал. С тех пор я стараюсь не ходить на дни рождения, если эксплицитно не сказано, что без подарка приходить нормально. Вообще, быть должным сделать какой-то подарок или что-то необычное - самое ужасное состояние, в которое меня можно загнать.

Впрочем, на дни рождения вообще не стоит ходить. День рождения - это в среднем самая тупая туса, которую может организовать человек. При организации обычной тусы человек старается балансить приглашённых. Он зовёт либо слаженный круг попарно знакомых людей, либо наоборот максимально незнакомый круг интересных людей с намерением перезнакомить их, либо фанатов конкретной активности. На день рождения средний человек зовёт просто "всех, кого ему хочется видеть" просто "как-то потусить". На то, как эти люди будут социализироваться между собой, что им друг с другом делать, организатору дня рождения как правило вообще наплевать.

Если я прихожу на чей-то др, я чувствую себя максимально тупо, потому что контекст "мы нетворкаем" не задан, 90% людей я не знаю, доёбываться до них с вопросами "а чем ты занимаешься?" в присутствии пятерых их старых друзей (а все уже сидят по кучкам) - крайне тупо. Итого в лучшем случае я бухаю и общаюсь с теми, кого уже знал до тусы.

Что ещё про подарки? У нас в семье принято не дарить неожиданные подарки и не ломать этим голову, а спрашивать у именинника топ-1 вишлиста и скидываться на него всей семьёй. Надеюсь, у вас сетап не хуже (расскажите, какой). Интересно, а можно воспитывать ребёнка и без легенды о подарках деда мороза? Со своей травмой о подарках нормально эту игру я тупо не вывезу.

(В следующий раз всё ещё Алкошкола и ЧГК, сегодня я не успел. Очень ухожу в стороны, как в трипе.)
В Летней компьютерной школе (ЛКШ), в которой я преподавал четыре года, смена три недели, смена 200 детей, 30 преподавателей, фиксированная отшлифованная программа, контесты, экзамены и зачёту. Алкошкола - это где-то 70 детей, 15 преподавателей и серии лекций на разные темы типа "сюжеты из вузовских курсов по дискретной математики" или "вот на какие темы у меня можно делать ресёрч, будучи студентом". Сюжеты сами интересные, много сложных доказательств, мозг приучается следить за 20 введенными обозначениями.

В ЛКШ действует строжайший запрет на алкоголь. Его там, впрочем, некогда пить, потому что там и без тус очень сложно одновременно высыпаться и сохранять учебный темп. В Алкошколе никакого такого запрета не было, и школа делилась на полюса. Тёмный полюс преподов (ответственных за научную составляющую - команда Райгородского) квасил каждую ночь, для них это был такой летний ретрит потусить на свежем воздухе со своими, пожарить шашлыки. У одного препода, например, есть специальный блокнот, куда он вклеивает этикетки от выпитых вин. Вообще, преподы утром были очень горды собой, что вот вишь, талант - после такой-то ночи и бодрячком, "как огурчик", читать лекцию. (Поговаривают, что некоторые читали лекции вообще пьяными, но на таких лекциях я не был.)

Есть и белый полюс - у школы обычно есть старший по организации (много лет это был Лёша Чернов) - привезти-увезти детей автобусами, расселить, убедиться что все живы. Этот старший силами помощников пытается сделать так, чтобы дети в целом в ночное время скорее не бухали и скорее спали. Серые силы - студенты, которые делают научку у преподов и приезжают на школу в двойной функции - послушать лекции, потусить с научниками и что-то порассказывать-попроводить. Эти серые силы отбивают у белых сил самых социальных школьников и постепенно поят их по ночам, приобщая к математической действительности.

Я ездил потом на Алкошколу ещё два раза в качестве препода. Там я делал какие-то эзотерические листочки на темы, которые точно негде и некому было рассказать, но которые почему-то всплывали у меня в голове. Например, я хотел сделать пранк на курсы про научные работы, прочитал десять современных статей про алгоритмы минимальных остовов и породил листочек с задачами про это.
https://sites.google.com/site/vpavlenkoinf/zanatia-v-skole-kombinatornaa-matematika-i-teoria-algoritmov

Всё время я был на белой стороне. Также я пару раз в Алкошколе поднимал Еджадж для чьих-то курсов по алгоритмам (коих было немного). Конечно, этот лагерь тоже проводится вдали от стабильного интернета, вот почему.

В моём представлении в любой летней школе все должны всегда играть в шляпу, но на Алкошколе мало кто вообще знал правила. В один из последних дней я таки подбил всех собраться и поиграть, а потом Лёша Чернов чудесным образом сделал Московские кубки по шляпе. И я до сих пор не знаю, связаны ли эти события.

(В следующий раз немного про ЧГК)
источник
Things I read
Переслано от Val
источник
Things I read
Переслано от Val
Подкаст про жизнь американцев во франции
источник
Things I read
Переслано от Val
там две основные истории: социофобушка-писатель, который плохо говорит по-французски, и для которого каждое взаимодействие со средой дается с огромным трудом, и черная девушка из бруклинских проджектов, которая училась в престижном универе в америке и работает юристом в париже. писателю жутко некомфортно, и он находит умиротворение в самой ебанутой хуйне, которая только есть в городе, и если ему станет все понятно и знакомо, то потеряется весь интерес и вдохновение. а девушка впервые в жизни чувствует себя дома, потому что у нее никогда не было своей страны, а теперь она ее нашла, потому что на нее не смотрят как на человека второго сорта, а смотрят как на интересного чужака
источник
Things I read
источник
Things I read
Непрекращающийся опрос про зарплаты в российском айти.
источник
Things I read
Вброшу и для вас. Кто в 2019 году ещё не заполнил зарплатный опросник приглашаю вас принять участие:
https://goo.gl/forms/FMdIze1R1SRAowoB3

Участие в опросе анонимное. Вы можете не отвечать на вопросы, про которые вы считаете, что они могут раскрыть вашу личность.

Все ответы публично доступны по ссылке:
https://docs.google.com/spreadsheets/u/1/d/1cjXo3iy36piIQNpsfEGStMtiR5LSEtJBeLJKN5ADpjU/
источник
Things I read
источник
Things I read
Переслано от Alexey Chernov
Ааа, очень много моего имени!)

Прямой связи между шляпой на комбалге и кубками нет. Да и случился первый кубок почти через два года (в апреле 2011). Там постепенно накапливалось представление, что игра универсальная; и идею кубка предложила Даша Кузнецова сильно позже. Схему в основном я придумал, но без исходной её идеи "а не устроить ли турнир" ничего могло бы не быть.
Но идея сыграть в комбалге всё равно была отличная, почему-то у меня шляпа лежала на отдельной полке в голове, и не приходило в голову сыграть со школьниками, хотя это отличный тимбилдинг и знакомство.
Кстати, кажется, игры в антикафе тоже появились уже после первого кубка.

А с комбалгом дело было так вроде: я увидел тебя в комментах у Алёны Волковой - увидел пост про позовите меня в математический класс - подумал, что перед 11-м классом звать к нам в маткласс поздновато, но отправил приглашение в комбалг (вообще не помню, откуда взял твой емейл).

Сейчас понимаю, и в маткласс можно было б попробовать взять, но я был там молодой и робкий учитель. Да и не факт, что получилось бы взять, и не факт, что тебе бы понравилось.
источник
Things I read
источник
Things I read
(Это «Математика победы» про Starcraft 2)
источник
2019 December 12
Things I read
thingsiread
Школы (3/3)

В детские лагеря я никогда не ездил. Вот эти всякие Орлёнки, где мажут зубной пастой и первый секс на пляже - такого не было. Вообще я каждое лето на даче проводил. Там была сега, мы с братом рубились в Mortal Combar 3, The Lost Vikings, Сокобан, Пэкмэна и Соника. Родители приезжали на выходные, привозили новые детские детективы, новые номера Юного эрудита, потом - Популярной механики. Одно лето я каждую неделю писал лучшему другу большие письма на 20 страниц с кучей историй и картинок. И он мне в ответ тоже.

После 9 класса я впервые поехал в Летнюю лингвистическую школу (вместо того, чтобы поступить в Интеллектуал). Наверно, школа была бесплатной, или я не могу объяснить иначе, почему я туда поехал. Возможно, она была бесплатная, потому что я выиграл в 9 классе олимпиаду по лингвистике за свой класс. (Там есть какая-то дурацкая причина, почему меня в тот год ещё не взяли в сборную Москвы на международную олимпиаду по лингвистике, но я ее не помню.)

На ЛЛШ было очень крутое комьюнити из преподавателей и студентов Отделений теоретической и прикладной лингвистики МГУ и РГГУ. Нам читали много лекций о каких-то базовых вещах и конкретных исследованиях. Была лингвистическая олимпиада и прочие конкурсы. Всё свободное время там мы играли в шляпу, а когда шляпа надоедала вообще совсем - то играли в наборщика. В обоих играх были жесткие правила про однокоренные, где "ментол" конечно нельзя объяснять через "мяту".

Москвичи с этой летней школы в зимнее время ходили на факультатив по лингвистике в МЦНМО и на спецкурсе при ОТиПЛе МГУ. Спецкурсы - ну, например, один студент вёл спецкурс про то, какие системы видов глагола бывают в языках, и какие особенности он нашёл в своих экспедициях в Мордовию. Экспедиции - это когда лингвисты едут на пару недель в деревню, селятся в местной школе и пытают местных бабушек вопросами "а как в вашем языке сказать то-то и то-то? а такое предложение правильное? а какой у него смысл?".

Это было очень ламповое комьюнити, а романтика экспедиций казалась очень романтичной, так что я всерьёз думал, что после школы поступлю на ОТиПЛ МГУ и доучу всё то, о чём нам уже порассказывали. Наверно, я был в топ-10 школьников России по прошаренности во всяких студенческих лингвистических дисциплинах - настолько это было маленькое комьюнити.

Я пытался читать вузовские учебники по лингвистике. В отличие от учебников математики, где вся заумь была "по делу", и где сложные концепции нельзя было объяснить сильно проще - термины, формулы и переходы уже достаточно были вышлифованы в хороших книгах - лингвистика была на градиенте от технических к гуманитарным наукам с сильным перекосом в гуманитарщину. Т.е. каждая работа - это бесконечные точные цитаты в кавычках из 50 других работ, обзор разных подходов, куча заумных терминов, затуманивающих происходящее, и мало что недвусмысленное или мало что по сути. И всё же было ощущение, что в этих учебниках можно разобраться просто на досуге (а во взрослой математике - нет).

В 10 классе я начал думать, почему же я провалил вступительные экзамены по математике в Интеллектуал. Я обнаружил, что в топовых матшколах есть листочковая система, что у 57 школы их листочки за 8-11 класс изданы, и что там полная жесть. Там матан, сложная комба, мудрёный геом, и всё это я вообще не шарил. Я постепенно разбирался в этом, но стало понятно, что за полтора года к олимпиадам по математике я не успею подготовиться. Так я и решал в 10-11 классе 4 задачи из 8 на предпоследнем городском этапе всероса - выезжая на мышлении в комбинаторных задачах и полностью проваливая технику во всяких неравенствах или замечательных точках.

К концу 10 класса, когда я уже начал вовсю ботать олимпиадную информатику, я обнаружил, что:
- меня опять бесплатно зовут на летнюю лингвистическую школу
- меня зовут на межнар по лингвистике
- это мой последний год, а я не съездил ни в какую техническую летнюю школу

Я чето шокировался, порылся в почте и принял приглашение в Летнюю школу "Комбинаторная математика и теория алгоритмов" (combalg.ru). На жаргоне она называется Алкошкола, и сейчас я это поясню.
ЧГК и самореализация

— Почему ты ни в какие соцсети не пишешь о том, что с тобой происходит?
— О чем же я тогда буду общаться с друзьями при встрече?

Про ЧГК. Явление спортивного ЧГК хорошо объяснено на луркморе (http://lurkmore.to/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%A7%D0%93%D0%9A) - как по телевизору, только 30 команд в одном зале.

О спортивном ЧГК у меня с детства почему-то была книга, которую я конечно не понимал, потому что никакого спортивного ЧГК не видел. Там объяснялись термины "свечка", "гроб", "зачет дуального ответа", и мой мозг не мог замапить это на то, что крутили по первому каналу. Совсем как ребёнок в четыре года, который знает только слово "аптека" и на уличной вывеске пытается прочитать слово "оптика" - эээ, чё за фигня?

Когда в конце 8 класса одна учительница свозила нас в Зеленоград на фестиваль Интеллектуальных игр Зелёный шум, всё встало на свои места. Я понял, что такое спортивное ЧГК и стал искать корни тусовки в Москве. Нашёл одну площадку с тренером, списался с ним в аське, приехал на свою первую тренировку за час до начала и ждал, читая принесённые с собой распечатки всякого питерского чгкшного фольклора.

Так у меня появилась первая тусовка, в которой я проводил время на другом конце Москвы. Тусовка эта давала социальное одобрение изучению истории и литературы, и я кажется начал больше читать из списка на лето и вдумчивее читать учебники истории. Историю России в первом семестре Физтеха я честно заботал - написал все билеты по программе экзамена за несколько вечеров с бесконечным чёрным чаем, переписывая и обдумывая материал из одного учебника в тетрадь 96 листов. Мои одногруппники искренне не понимали, нафига.

Я как-то не втянулся ни в какую команду по ЧГК и пытался собрать свою. Тащил самых интеллектуально одарённых друзей из своей школы на тренировки и потом играть регулярные школьные турниры (МКМ). Команда рассыпалась, люди не приходили, иногда мы играли составом в три человека. К 10 классу мне это надоело, и я бросил ходить тренироваться и играть.

Однако, нетворкинг меня добил неожиданным образом. В поезде Киев—Москва со съёмок Самого умного (я ездил сниматься трижды) я познакомился с Сашей Печёным. Он был тогда тащером в самой успешной школьной команде России (Ich habe Grosse) и в конце 10 класса он позвал меня играть за более молодую команду их пермской площадки (Батарея). Так я "выиграл" Школьный чемпионат России по ЧГК в конце 10 класса в составе команды, с которой я до этого не играл и которой особо ничем не помог за столом.

Поскольку мою бесполезность за столом не спалили, то через год меня позвали ещё раз закрыть дыру в составе Батареи (шесть человек всегда лучше пяти) - мы поехали в Гомель на Чемпионат Европы. Это было в мае 11 класса - самое чиловое время. Тогда в конце апреля я вернулся с дипломом призёра всероса по информатике и понял, что без любых егэ поступаю на Физтех. Чтобы не мешать школьным учителям готовить моих одноклассников к егэ, меня попросили написать справку, что по семейным обстоятельствам я не планирую посещать школу в мае. Я был свободен, гулял по Москве и готовился ко второму межнару по лингвистике.

Ещё одна польза от ЧГК была в расширении моей френдленты в ЖЖ - я подписался на много московских знатоков. Например, я читал в ЖЖ Валентина Мельникова, который играл за топовую московскую взрослую команду "Неспроста" - его я до этого знал по эсперанто-форумам. Через его посты я пару раз пришёл в Московский еврейский общинный центр поиграть вечером в полудомашней атмосфере в самодельную викторину "Еврейское счастье", которые там делала "Неспроста". Поскольку на каждую игру у них был болшой призовой фонд из ништяков, я выиграл домой френч-пресс и радиобудильник.
источник
Things I read
thingsiread
Школы (3/3)

В детские лагеря я никогда не ездил. Вот эти всякие Орлёнки, где мажут зубной пастой и первый секс на пляже - такого не было. Вообще я каждое лето на даче проводил. Там была сега, мы с братом рубились в Mortal Combar 3, The Lost Vikings, Сокобан, Пэкмэна и Соника. Родители приезжали на выходные, привозили новые детские детективы, новые номера Юного эрудита, потом - Популярной механики. Одно лето я каждую неделю писал лучшему другу большие письма на 20 страниц с кучей историй и картинок. И он мне в ответ тоже.

После 9 класса я впервые поехал в Летнюю лингвистическую школу (вместо того, чтобы поступить в Интеллектуал). Наверно, школа была бесплатной, или я не могу объяснить иначе, почему я туда поехал. Возможно, она была бесплатная, потому что я выиграл в 9 классе олимпиаду по лингвистике за свой класс. (Там есть какая-то дурацкая причина, почему меня в тот год ещё не взяли в сборную Москвы на международную олимпиаду по лингвистике, но я ее не помню.)

На ЛЛШ было очень крутое комьюнити из преподавателей и студентов Отделений теоретической и прикладной лингвистики МГУ и РГГУ. Нам читали много лекций о каких-то базовых вещах и конкретных исследованиях. Была лингвистическая олимпиада и прочие конкурсы. Всё свободное время там мы играли в шляпу, а когда шляпа надоедала вообще совсем - то играли в наборщика. В обоих играх были жесткие правила про однокоренные, где "ментол" конечно нельзя объяснять через "мяту".

Москвичи с этой летней школы в зимнее время ходили на факультатив по лингвистике в МЦНМО и на спецкурсе при ОТиПЛе МГУ. Спецкурсы - ну, например, один студент вёл спецкурс про то, какие системы видов глагола бывают в языках, и какие особенности он нашёл в своих экспедициях в Мордовию. Экспедиции - это когда лингвисты едут на пару недель в деревню, селятся в местной школе и пытают местных бабушек вопросами "а как в вашем языке сказать то-то и то-то? а такое предложение правильное? а какой у него смысл?".

Это было очень ламповое комьюнити, а романтика экспедиций казалась очень романтичной, так что я всерьёз думал, что после школы поступлю на ОТиПЛ МГУ и доучу всё то, о чём нам уже порассказывали. Наверно, я был в топ-10 школьников России по прошаренности во всяких студенческих лингвистических дисциплинах - настолько это было маленькое комьюнити.

Я пытался читать вузовские учебники по лингвистике. В отличие от учебников математики, где вся заумь была "по делу", и где сложные концепции нельзя было объяснить сильно проще - термины, формулы и переходы уже достаточно были вышлифованы в хороших книгах - лингвистика была на градиенте от технических к гуманитарным наукам с сильным перекосом в гуманитарщину. Т.е. каждая работа - это бесконечные точные цитаты в кавычках из 50 других работ, обзор разных подходов, куча заумных терминов, затуманивающих происходящее, и мало что недвусмысленное или мало что по сути. И всё же было ощущение, что в этих учебниках можно разобраться просто на досуге (а во взрослой математике - нет).

В 10 классе я начал думать, почему же я провалил вступительные экзамены по математике в Интеллектуал. Я обнаружил, что в топовых матшколах есть листочковая система, что у 57 школы их листочки за 8-11 класс изданы, и что там полная жесть. Там матан, сложная комба, мудрёный геом, и всё это я вообще не шарил. Я постепенно разбирался в этом, но стало понятно, что за полтора года к олимпиадам по математике я не успею подготовиться. Так я и решал в 10-11 классе 4 задачи из 8 на предпоследнем городском этапе всероса - выезжая на мышлении в комбинаторных задачах и полностью проваливая технику во всяких неравенствах или замечательных точках.

К концу 10 класса, когда я уже начал вовсю ботать олимпиадную информатику, я обнаружил, что:
- меня опять бесплатно зовут на летнюю лингвистическую школу
- меня зовут на межнар по лингвистике
- это мой последний год, а я не съездил ни в какую техническую летнюю школу

Я чето шокировался, порылся в почте и принял приглашение в Летнюю школу "Комбинаторная математика и теория алгоритмов" (combalg.ru). На жаргоне она называется Алкошкола, и сейчас я это поясню.
В 11 классе я начал вести кружок по программированию, потому что хотел самореализоваться (https://t.me/toverovskiy/728). Ещё одну форму реализации, которую я много пробовал в 8..11 классе - это пытаться писать лингвистические задачи. Наверно, я начал так делать, как только на первом награждении олимпиады по лингвистике узнал, что автором одной из задач для 11 класса был школьник 8 класса.

Поскольку я читал много учебников разных языков и много грамматик, я замечал много странных явлений и слал много черновиков Илье Иткину (председателю задачной комиссии московской олимпиады). Илья очень терпеливо объяснял мне, что именно я делаю не так (а я делал не так всё), и в итоге я даже смог что-то сочинить: https://sites.google.com/site/vpavlenkoinf/moi-lingvisticeskie-zadaci

(Да, если вы никогда не сталкивались с жанром лингвистических задач, то я очень рекомендую начать вот отсюда: https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnx2cGF2bGVua29pbmZ8Z3g6MjI1ZDYyZTczNTUyZTBmMQ)

Ещё одной формой моей самореализации был сбор всех лингвистических задач, до которых я мог дотянуться, на едином сайтике:
http://web.archive.org/web/20090821144526/http://cxielamiko.narod.ru/zadachi/

Помню, однажды мы сидели на ЛЛШ с Виталием Дмитриевичем Арнольдом, он открыл исходный код этого сайта и первым делом переставил фон с белого на серый (как на всех мцнмошных сайтах) - "потому что так гораздо комфортнее глазам". Олды помнят, что это можно было без CSS сделать через <body bgcolor="gray">.

На первых двух курсах моими основными формами самореализации, кроме деятельности в ЛКШ, ведения кружка в 1534 и написания постиков на стеночку в вк, был набор рукописных лекций нашего лектора по алгебре В. В. Беляева. Мне было очень интересно наконец-то освоить Латех — книжку Львовского я взял как подарок с какой-то олимпиады ещё в одиннадцатом классе. Мне нравилось чертить схемы графов программным кодом в TikZ'е.

Для своего спецкурса по лингвистике в ЛКШ и для олимпиад по лингвистике в ЛКШ я перенабрал в Опен Оффисе около 30 лингвистических задач, что было абсолютно бессмысленным действием - нужно было просто отсканировать источники и нарезать их. Но мне хотелось всё сделать по красоте и привести к единому виду, пусть даже ценой закрадывания опечаток.

(Кажется, о школе я рассказал всё, что мог. Дальше будет время на Физтехе.)

(Я буду дико кайфовать, если вы репостнёте что-нибудь из моих последних постов к себе на стену в вк со ссылкой на этот канал. Ваша аудитория в вк совершенно точно почти не пересекается с местной.)
источник
Things I read
источник
Things I read
Куда вы попали 🤭

Это канал, в котором в течение декабря я рассказываю истории из своей жизни: про школу, универ, дейтинг, стартапы. Начинается всё здесь: https://t.me/thingsiread/4824 . Дальше скроллируйте вниз. Есть и менее маргинальные посты, вот такие: https://t.me/thingsiread/4848

Также я перемежаю свои тексты ссылками на интересный контент из сети и жизни. Могу отсыпать вам подписчиков в канал, если мне очень понравятся ваши посты.
источник
2019 December 13
Things I read
thingsiread
ЧГК и самореализация

— Почему ты ни в какие соцсети не пишешь о том, что с тобой происходит?
— О чем же я тогда буду общаться с друзьями при встрече?

Про ЧГК. Явление спортивного ЧГК хорошо объяснено на луркморе (http://lurkmore.to/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%A7%D0%93%D0%9A) - как по телевизору, только 30 команд в одном зале.

О спортивном ЧГК у меня с детства почему-то была книга, которую я конечно не понимал, потому что никакого спортивного ЧГК не видел. Там объяснялись термины "свечка", "гроб", "зачет дуального ответа", и мой мозг не мог замапить это на то, что крутили по первому каналу. Совсем как ребёнок в четыре года, который знает только слово "аптека" и на уличной вывеске пытается прочитать слово "оптика" - эээ, чё за фигня?

Когда в конце 8 класса одна учительница свозила нас в Зеленоград на фестиваль Интеллектуальных игр Зелёный шум, всё встало на свои места. Я понял, что такое спортивное ЧГК и стал искать корни тусовки в Москве. Нашёл одну площадку с тренером, списался с ним в аське, приехал на свою первую тренировку за час до начала и ждал, читая принесённые с собой распечатки всякого питерского чгкшного фольклора.

Так у меня появилась первая тусовка, в которой я проводил время на другом конце Москвы. Тусовка эта давала социальное одобрение изучению истории и литературы, и я кажется начал больше читать из списка на лето и вдумчивее читать учебники истории. Историю России в первом семестре Физтеха я честно заботал - написал все билеты по программе экзамена за несколько вечеров с бесконечным чёрным чаем, переписывая и обдумывая материал из одного учебника в тетрадь 96 листов. Мои одногруппники искренне не понимали, нафига.

Я как-то не втянулся ни в какую команду по ЧГК и пытался собрать свою. Тащил самых интеллектуально одарённых друзей из своей школы на тренировки и потом играть регулярные школьные турниры (МКМ). Команда рассыпалась, люди не приходили, иногда мы играли составом в три человека. К 10 классу мне это надоело, и я бросил ходить тренироваться и играть.

Однако, нетворкинг меня добил неожиданным образом. В поезде Киев—Москва со съёмок Самого умного (я ездил сниматься трижды) я познакомился с Сашей Печёным. Он был тогда тащером в самой успешной школьной команде России (Ich habe Grosse) и в конце 10 класса он позвал меня играть за более молодую команду их пермской площадки (Батарея). Так я "выиграл" Школьный чемпионат России по ЧГК в конце 10 класса в составе команды, с которой я до этого не играл и которой особо ничем не помог за столом.

Поскольку мою бесполезность за столом не спалили, то через год меня позвали ещё раз закрыть дыру в составе Батареи (шесть человек всегда лучше пяти) - мы поехали в Гомель на Чемпионат Европы. Это было в мае 11 класса - самое чиловое время. Тогда в конце апреля я вернулся с дипломом призёра всероса по информатике и понял, что без любых егэ поступаю на Физтех. Чтобы не мешать школьным учителям готовить моих одноклассников к егэ, меня попросили написать справку, что по семейным обстоятельствам я не планирую посещать школу в мае. Я был свободен, гулял по Москве и готовился ко второму межнару по лингвистике.

Ещё одна польза от ЧГК была в расширении моей френдленты в ЖЖ - я подписался на много московских знатоков. Например, я читал в ЖЖ Валентина Мельникова, который играл за топовую московскую взрослую команду "Неспроста" - его я до этого знал по эсперанто-форумам. Через его посты я пару раз пришёл в Московский еврейский общинный центр поиграть вечером в полудомашней атмосфере в самодельную викторину "Еврейское счастье", которые там делала "Неспроста". Поскольку на каждую игру у них был болшой призовой фонд из ништяков, я выиграл домой френч-пресс и радиобудильник.
Питонтьютор (1/n)

После второго курса я съездил дважды старшим по питоновской параллели в ЛКШ и наловчился вести вводный курс программирования на Питоне. Затем с сентября в 1534 мне нужно было третий год вести кружок, опять новый набор, теперь не владеющие программированием восьмиклассники. Я объяснил на кафедре, что не буду делать это на Паскале, и получил добро на Питон.

У меня было видение, что можно сделать более комфортным в процессе преподавания Питона начинающим школьникам. Я хотел взять визуализатор http://pythontutor.com/, чтобы когда у школьников не работает программа, её можно было бы отлаживать по шагам и смотреть значения переменных. В выездной школе 1534 на втором курсе я вел недельный курс программирования на Кумире, где был удобный пошаговый отладчик, и вычисленные значения писались в конце строки (как в современном отладчике в Хроме). Хотелось что-то не менее удобное.

Это хотелось скрестить с обычным задачным курсом и сделать тесты открытыми. Закрытые тесты в начале обучения очень мешают детям понять, в чём у них ошибка, что от них хочет тестирующая система. Открытые тесты позволяют быстрее выстроить дофаминовую петлю на решенную задачу.

Я знал Джангу и примерно знал Джейквери, но я толком не умел верстать и делать на вебе красиво. Так что я взял первую версию дизайна для сайта из дизайна самого визуализатора. Вообще, работа шла так: я взял репозиторий визуализатора и пытался подхачить его, чтобы он работал с программами, которые делают ввод-вывод "из файла" (из стринг стримов). Как только оно заработало, я к нему написал какой-то джанго-обвязки в стиле "логин/регистрация", "вызов несколько раз на нескольких тестах", "положить в базу посылку вместе с результатом тестирования".

Когда оно заработало, я написал Володе Гуровицу, и он помог мне это всё задеплоить за Апач на какой-то свой сервер. Так, первые два года оно жило по ссылке http://contest.mccme.ru/pylernu. Я имел доступ по FTP на этот сервак и в проде правил код, подсоединяясь туда Саблаймом (наверно). Никакого гита и гитхаба не был. Появилась хотелка - пошёл на прод, закодил, сохранил - оно обновилось. Откатить изменение? Ну, закомментировать одни строчки и раскомментировать другие.

Одна из подстав была такой: в августе 2012 визуализатор существовал только для Питона 2, а я хотел преподавать на Питоне 3. Трансляторы из Питона 2 в Питон 3 существовали, потому что были нужны всем. Мне же нужен был обратный транслятор - решение школьника из третьего Питона нужно было превратить во второй, чтобы визуализатор его схавал. После этого нужно было прикинуться в выводе визуализатора, что Питон был всё-таки третий.

Я написал простой транслятор на регексах руками. Мне помогало то, что школьники использовали для решения задач базового курса маленькое подмножество языка. А значит, достаточно было input заменить на raw_input, range на xrange, а / на * 1.0 / (чтобы всё деление стало флотовым). В сентябре 2012, как назло, вышел-таки новый визуализатор на третий Питон. Но я уже настолько жёстко врезался в исходный код старого, что переход сделать не мог.

Главное, что оно заработало. На первое занятие кружка в 1534 завкафедрой информатики согнала 30 детей. Это было очень духоподъёмно. Я показал, как пользоваться моей новой системой, и дети начали решать задачи. В системе были уроки и задачи - тексты лекций Дениса Кириенко с примерами кода, которые можно было пошагово запускать в визуализаторе, и его же задачи с открытыми тестами. Детям нужно было объяснить, что читать лекции надо вот тут, решения писать вот тут и проверять на тестах вот этой кнопкой.

Да, редактор кода на компьютере тоже переставал быть нужным. Школьники начали прототипировать решения напрямую в онлайне, без использования ИДЕ. Это было интересным сайд-эффектом, который я вроде бы и не задумывал. Например, один школьник постоянно сидел и решал мои задачки со своего айпада. Теперь это было возможно.
источник
Things I read
thingsiread
ЧГК и самореализация

— Почему ты ни в какие соцсети не пишешь о том, что с тобой происходит?
— О чем же я тогда буду общаться с друзьями при встрече?

Про ЧГК. Явление спортивного ЧГК хорошо объяснено на луркморе (http://lurkmore.to/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%A7%D0%93%D0%9A) - как по телевизору, только 30 команд в одном зале.

О спортивном ЧГК у меня с детства почему-то была книга, которую я конечно не понимал, потому что никакого спортивного ЧГК не видел. Там объяснялись термины "свечка", "гроб", "зачет дуального ответа", и мой мозг не мог замапить это на то, что крутили по первому каналу. Совсем как ребёнок в четыре года, который знает только слово "аптека" и на уличной вывеске пытается прочитать слово "оптика" - эээ, чё за фигня?

Когда в конце 8 класса одна учительница свозила нас в Зеленоград на фестиваль Интеллектуальных игр Зелёный шум, всё встало на свои места. Я понял, что такое спортивное ЧГК и стал искать корни тусовки в Москве. Нашёл одну площадку с тренером, списался с ним в аське, приехал на свою первую тренировку за час до начала и ждал, читая принесённые с собой распечатки всякого питерского чгкшного фольклора.

Так у меня появилась первая тусовка, в которой я проводил время на другом конце Москвы. Тусовка эта давала социальное одобрение изучению истории и литературы, и я кажется начал больше читать из списка на лето и вдумчивее читать учебники истории. Историю России в первом семестре Физтеха я честно заботал - написал все билеты по программе экзамена за несколько вечеров с бесконечным чёрным чаем, переписывая и обдумывая материал из одного учебника в тетрадь 96 листов. Мои одногруппники искренне не понимали, нафига.

Я как-то не втянулся ни в какую команду по ЧГК и пытался собрать свою. Тащил самых интеллектуально одарённых друзей из своей школы на тренировки и потом играть регулярные школьные турниры (МКМ). Команда рассыпалась, люди не приходили, иногда мы играли составом в три человека. К 10 классу мне это надоело, и я бросил ходить тренироваться и играть.

Однако, нетворкинг меня добил неожиданным образом. В поезде Киев—Москва со съёмок Самого умного (я ездил сниматься трижды) я познакомился с Сашей Печёным. Он был тогда тащером в самой успешной школьной команде России (Ich habe Grosse) и в конце 10 класса он позвал меня играть за более молодую команду их пермской площадки (Батарея). Так я "выиграл" Школьный чемпионат России по ЧГК в конце 10 класса в составе команды, с которой я до этого не играл и которой особо ничем не помог за столом.

Поскольку мою бесполезность за столом не спалили, то через год меня позвали ещё раз закрыть дыру в составе Батареи (шесть человек всегда лучше пяти) - мы поехали в Гомель на Чемпионат Европы. Это было в мае 11 класса - самое чиловое время. Тогда в конце апреля я вернулся с дипломом призёра всероса по информатике и понял, что без любых егэ поступаю на Физтех. Чтобы не мешать школьным учителям готовить моих одноклассников к егэ, меня попросили написать справку, что по семейным обстоятельствам я не планирую посещать школу в мае. Я был свободен, гулял по Москве и готовился ко второму межнару по лингвистике.

Ещё одна польза от ЧГК была в расширении моей френдленты в ЖЖ - я подписался на много московских знатоков. Например, я читал в ЖЖ Валентина Мельникова, который играл за топовую московскую взрослую команду "Неспроста" - его я до этого знал по эсперанто-форумам. Через его посты я пару раз пришёл в Московский еврейский общинный центр поиграть вечером в полудомашней атмосфере в самодельную викторину "Еврейское счастье", которые там делала "Неспроста". Поскольку на каждую игру у них был болшой призовой фонд из ништяков, я выиграл домой френч-пресс и радиобудильник.
На второе занятие кружка пришло сколько-то новых детей (и конечно отвалилось много старых). Я боялся, что сейчас одновременно придётся новичкам читать первую лекцию курса, а старичкам - вторую. К счастью, старички просто молча сели за компы и пошли решать задачи с того места, где закончили. У них были конспекты всех уроков перед глазами, я им был больше почти не нужен.

Сейчас это всё звучит как очевидное течение кружка, но это очень сильно отличалось от парадигмы, которая была у меня на кружках в 2009..2012 годах, включая четыре смены в ЛКШ. В ЛКШ всегда лекция занимала 2 часа, потом решение задач ещё 2..6 часов. Лекция была неотъемлемой частью процесса. Как и ИДЕ, и закрытые тесты. У меня всё это стало ненужным, а дети стали быстрее и энергичнее всё решать. Я был в восторге.

Раньше я думал, что нужно приходить на кружок, чтобы читать лекции. Выяснилось, что приходить теперь нужно, чтобы помогать школьникам разобраться с сообщениями об ошибке, когда у них что-то не работает. "Unexpected end of file", "indentation error", "can't concatenate str to int" - все эти сообщения для новичков не имели никакого смысла. Я постоянно бегал от школьницы к школьнице и объяснял, что у неё не работает.

В промежутках между занятиями кружка я допиливал фичи, и следующий мой реквест был сделать перевод сообщений об ошибках на русский язык. Причем не просто дословный перевод, а с предложениями, как это скорее всего можно поправить. Опять же, поскольку пространство ошибок в задачах базового курса было ограничено, мне достаточно было расклассифицировать основные типы ошибок моих школьников и среагировать на них.

Так за семестр у меня осталось 5 школьников, которые прошли базовый курс до массивов, строк и словарей. Это опять не было похоже на подготовку к олимпиадам - я бы хотел на первом занятии рассказывать квиксорт, а на втором Флойда. Но теперь я работал с восьмиклассниками без предварительного опыта в программировании, и мне это удалось довольно неплохо. Я пошарил учительский доступ к своей платформе ещё нескольким учителям. И так оно всё жило без гита на каком-то не моём сервере два года с момента запуска, без какой-либо Яндекс.Метрики, без нормального домена.

(Какой же я котенька. Ладно, завтра будет обратная сторона третьего курса - двач, рамп и трисомы.)
источник
Things I read
Закладчик

На прошлых выходных произошел возмутительный случай: Роскомнадзор по требованию МВД внес в реестр запрещенной информации статью сайта the-village.ru о молодом человеке, который отбывает срок по 228 статье Уголовного кодекса за то, что работал закладчиком. С разрешения редакции The Village публикуем удаленный материал.

Закладчик анонимно поделился историей знакомства с миром наркотиков и российских колоний, а также рассказал, как устроена индустрия торговли наркотиками и почему в нынешнем виде статья 228 УК РФ наносит стране больше вреда, чем пользы.

Открыть
источник
2019 December 14
Things I read
thingsiread
Четвёртую неделю я, насмотревшись пабликов с порно-фотками твинков, захотел поставить циркуляры в нижнюю губу (пирсинг), как у Майлза Прайда. Съездил в пирсинг-салон в Москве, пробил и поставил. Мама была в шоке. Она заплакала и спросила "что я ещё о тебе узнаю?". Я не стал отвечать. Я проходил с циркулярами три дня. Послушал подъёбки от кассирши в столовой Новые времена и охранника в 1534. Я побоялся, что в циркулярах неудобно делать минет, и вынул их навсегда :) Кажется, никто не успел сделать ни одной фотки.

Видимо, всё это происходило от двух вещей: неспособности начать половую жизнь и общего стресса от жести бесконечного бота и возрастающей бессмысленности предметов. Третий курс - это урматы, тфкп, вычматы. Это понятный цикл "берешь методичку - задрачиваешь способы решения задач из контрольной - учишь доказательства теорем без понимания прикладкого смысла предмета - сдаешь экзамен". Я всё это уже делал первые два года, я заебался, я хочу сорвать стоп-кран, дайте мне мой гэп ер, алё.

Пятую неделю я зарегался на мамбе (старый дейтинг-сайт в рунете), начал переписываться. Договорился встретиться с парнем из МГУ. Мы встретились у метро Речной вокзал. Он предложил на выбор подъезд его дома или лес. Я выбрал лес, это я уже проходил. Мы долго шли в Химкинский лес. Там мы отошли в какую-то глушь подальше от людских глаз. Мы целовались. Потом мы перешли к оральному сексу, потом попробовали пенетрацию. Пошёл дождь. Почему, почему мы всё время кого-то ебём под холодным осенним дождём.

И вдруг мой камингаут дал офигенного лида. Друг из детства внезапно написал "чувак, так круто, что ты можешь быть открытым, потому что я вот нет". Ну алё, я тебе три года назад сказал, что я гей, ты почему молчал? Чувак мог хостить, я сорвался из дома и вообще впервые заночевал у друга, а не вернулся домой или в общагу. Это был первый нормальный секс в моей жизни. Первый секс в квартире, а не в лесу. Мы трахались без кондомов, с учетом социальности чувака это был бесконечно рискованный шаг. На рассвете чувак спал, я лежал рядом и слушал "Сида и Нэнси". Я чувствовал влюбленность, оценивал свои риски подхватить от него ВИЧ и мечтал не дожить с ним до пенсии.

(Чето очень деструктивно. Завтра мы всё-таки начнём делать Питонтьютор на этом же самом третьем курсе.)
Третий курс (2/n)

После 11 класса на Летней лингвистической школе я с кем-то обсуждал, что мечтаю, чтобы Олимпиада по лингвистике проводилась не только в Москве и Питере, а во всех крупных городах, как и Всерос по информатике. Так сложилось, что в Москве тогда шла уже примерно сороковая по счёту ежегодная олимпиада, в Питере в какой-то момент появился её клон, а больше ни в какие другие регионы это не пошло. Олимпиада не имела Всероссийского статуса и не относилась ни к одному школьному предмету. Её можно было бы провести в любом регионе, если бы нашёлся кто-то инициативный.

На третьем курсе в сентябре я помогал проводить турнир Ломоносова в МГУ в Москве. Там был Андрей Гейн из Екатеринбурга, я обсудил с ним эту идею, и за октябрь-декабрь я согласовал с московскими организаторами олимпиады наше желание сделать параллельно проведение в Екатеринбурге. Андрей в это время согласовал мероприятие со всеми нужными людьми в УрФУ, подписал все нужные служебки. В итоге в конце января мы этот тур провели. К нам пришло примерно 30 школьников, они пять часов решали интересные задачи.

Это был первый год, когда московская олимпиада пошла в регионы. (Вместе с нами в тот год кто-то ещё сделал площадку в Вологде). С нашей стороны тут сыграло несколько факторов. Во-первых, хотя я никогда не участвовал в проведении олимпиады по лингвистике в Москве (я же поступил на Физтех и студентом был очень далеко от всей тусовки), я четыре раза участвовал в ней школьником, а кроме того прочитал все книги и заметки о ней, в которых были описаны разные детали. Во-вторых, я знал Андрея, а Андрей был студентом в другом крупном городе, причём очень инициативным - он проводил соревнования по компьютерной безопасности RuCTF, масштабные и сложные в организации.

Сложным приколом было то, что работы школьников с этой олимпиады нужно было проверять. Если решения олимпиад по программированию можно проверить автоматически, решения по математике - проверив все шаги доказательства, то в олимпиадах по лингвистике, по многолетнему опыту жюри, нужно двум разным людям вчитываться в решения и понять, что сумел понять школьник про явление задачи, а что - не сумел. Это довольно ручная работа, которую я делал по наитию, проводя самопальную олимпиаду по лингвистике в ЛКШ. Её нужно было привести к стандарту Москвы.

Зачем вообще мне потребовалось думать о проверке работ? Провести олимпиаду - это значит написать анонсы в школьные паблики, обеспечить аудиторию и проход школьников через охрану, зарегистрировать всех, раздать условия и собрать решения. На олимпиаде по лингвистике ещё традиционно принято всех посередине не отвлекая от решения задач кормить бутербродами и чаем. Но работы на проверку можно было бы послать в Москву проверять силами матёрой комиссии?

Когда мы обсуждали идею масштабирования олимпиады в другие города, московскому жюри не нравилось, что на московское жюри неконтролируемо возрастёт нагрузка из-за проверки "левых" работ в других городах. В Москве традиционно количество участников на первом туре было около 400, под это число, которое не менялось много лет, были рассчитаны все процессы, и оно сходилось с количеством волонтёров на отделениях лингвистики МГУ и РГГУ. Если учиться масштабировать олимпиаду в регионы, то и проверку нужно было масштабировать в регионы, считало московское жюри.

Поскольку я никогда до третьего курса не участвовал в проверке работ олимпиады (кажется, только на своей последней олимпиаде Летней лингвистической школы, когда я был уже после 11 класса), меня нужно было обучить тому, "как это на самом деле делается". Поэтому моя логистика требовалась такая: сначала я приезжаю на проведение олимпиады и помогаю её провести (один раз поезда Москва—Екатеринбург—Москва), потом я в Москве участвую в московской проверке, потом приезжаю ещё раз в Екатеринбург и вместе с двумя местными организаторами (Андреем Гейном и Соней Техажевой) мы проверяем местные работы. "Знание" о технике проверке после этого остаётся "в регионе" у Андрея и Сони, и есть надежда, что через год они захотят и смогут повторить проведение ежегодной олимпиады.
источник