thingsiread
Это всё было интересно, и в восьмом классе я через турнир Ломоносова узнал о существовании лингвистических задач и лингвистической олимпиады. Сходив на неё, я получил похвальную грамоту. Это значит, что я тогда ещё фундаментально не понял, что значит "решить лингвистическую задачу", "понять явление, на которое задача сделана". Почему я смог понять это год спустя - загадка.
Помимо похвальной грамоты я получил ещё очень странный приз: за хорошее решение задачи на знание иностранных языков на армянском и эсперанто. В тот год задача была "Переведите на тот язык или языки, с которыми Вы знакомы, пословицу Когда я ем, я глух и нем". По памяти, конечно. Памяти учебника эсперанто и моих полевых исследований (я до этого никогда не открывал никакого учебника армянского) мне хватило, чтобы написать "Kiam mi mangxas, mi ne parolas kaj ne auxskultas", а также "Ерб ес утумем, ес бан чем хосум у бан чем лсум" (смотрите, я сам нашёл отрицания с переносом "лицевого окончания" на "отрицательную частицу").
За этот странный успех мне подарили учебник польского, который я потом тоже начал учить. А что ещё делать, когда интернета у тебя дома нет, книжка Шеня "Программирование: теоремы и задачи" тебе кажется непонятным издевательством, в ней непонятно примерно всё, а олимпиад по программированию в принципе не существует.
До обнаружения олимпиад по программированию остаётся ещё два года.
(Присылайте свои истории, нам всем интересно. И фидбек, и фидбек тоже.)
Когда я научился писать сайты (2/n)
В восьмом, девятом и десятом классе я угорал как по лингвистике (фонетике, морфологии, синтаксисе, сравнительно-историческом языкознании), так и по изучению конкретных языков. Кажется, в районе восьмого класса у меня всё-таки появился интернет. Я покупал самоучители новых языков или просил маму печатать их на работе. Я скачал на комп все грамматики редких языков типа эвенкийского с сайта узбекских переводчиков. С новым самоучителем я ездил пару недель в метро, ходил в школу и ботал на уроках и на переменах. Я спрягал финские глаголы, читал простые диалоги на сербском, читал по методу чтения Ильи Франка сказки на греческом.
Я итерировался по основным книжным магазинам Москвы и знал весь ассортимент отдела редких иностранных языков. Я постепенно объезжал все букинистические магазины и покупал редкие экземпляры. Один учебник венгерского я случайно за бесценок купил у продавца на улице. Другой учебник венгерского я нашёл на сайте литературы по металлургии и ездил его забирать в какую-то стрёмную квартиру. Все деньги на это исходно предназначались на школьную пиццу и шаурму.
Я понимал, что пойду на отделение теоретической и прикладной лингвистики в МГУ. Я съездил в летнюю лингвистическую школу. После десятого класса меня позвали на международную олимпиаду по лингвистике, и там я тоже чето занял (
https://en.wikipedia.org/wiki/International_Linguistics_Olympiad).
Между тем однажды в десятом классе учительница информатики решила "для галочки" провести школьный тур всероса по информатики. Она дала нам с другом задачки, мы зарешали их и принесли ей. Она отправила нас на окружной этап (второй и четырех). Там в школе в другом районе я набрал 50 баллов из 50. Меня позвали на город.
Я пришёл на городский этап и за два дня набрал 100 баллов из 800. Я не понял ничего. Я не понял, почему это произошло. Я не понимал, что это за задачи, и как их предполагалось решать. И почему я не могу даже дочитать условий до конца, let alone понять и начать придумывать что-то.
Учительница, которая нас туда возила, сказала, что в месте проведения висела реклама тренера по олимпиадной информатике, и вот его телефон. Я позвонил и пришёл на первое занятие в новую группу. И тут-то тренер (это был Миша Густокашин) рассказал, что олимпиадная информатика - это целый новый пласт знаний. Что придётся много ботать, а без бота ничего не решить. Что на одном if/while никуда не уедешь, придется писать Дейкстру, красно-черные деревья, и желательно уже выучить наконец С++, а то в вашем Дельфи даже быстрой сортировки нигде нет.
Я чуть отложил в сторонку все учебники по языкам и начал систематически ходить в школу с ноутом. Мне легко что-то ботать и geek out, полноценно погружаясь в материал. Главное намекнуть мне, что же ботать. Я зарешивал весь информатикс, книжку sbory2.pdf, Меньшикова. Я пытался читать Окулова.
Когда я вернулся в 11 классе в сентябре, я понял, что:
- в моей школе вообще никто не шарит, что такое олимпиадная информатика
- я уже достаточно разбираюсь и хочу вести по ней кружок
Я договорился с учительницей информатики и директором. Мне дали ставку лаборанта, открыли зарплатную карту и начали платить 6к в месяц. Два раза в неделю я получал после уроков кабинет информатики. Туда приходило 4-6 восьмиклассников, которых я нашёл в школе. Они медленно учились программировать. Очень медленно.
В том сентябре как раз вышла книжка Евы про курс Паскаля, и она была таким облегчением. До нее я всё лето думал, как буду преподавать на Окулове, и какой он стрёмный, и как тут давать задачи. Тут же все задачи были расписаны, бери и решай. Я купил 10 книжек на школу из своей зарплаты и раздал ученикам.
И всё тянулось. Тянулось бесконечно. Дети тупили на ифах и не начинали одномерные массивы. Дети не приходили на следующее занятие. Дети забывали, что решали в прошлый раз. Дети хотели погамать в контр-страйк. Дети хотели пообсуждать какие-то свои проблемы. Быстро изучить весь паскаль за месяц и начать обсуждать отличия Флойда от Форда—Беллмана дети не хотели. Хнык-хнык.