По поводу различения:
Мы можем вспомнить, что бдительнее и жёстче всего Будда относился к джайнам, хотя джайны были к буддистам гораздо ближе, чем брахманисты. Именно для джанйов назначены самые большие испытательные сроки перед поступлением в монашество, а диалоги Будды с последователями Махавиры чуть ли не на на перовом месте по числу таких диалогов.
Почему так происходило?
Именно потому, что джайны были очень близки и очень похожи.
И именно в этом таилась главная опасность: доктрины могли смешаться, это похоже на рак, который представляет для организма опасность бОльшую, чем какие-то внешние микробы. Опасен он именно потому, что свой. Что организм не способен различать здоровые и больные клетки. И если разница в геноме с микробами огромна, то с раковыми клетками – в один, два гена.
Если отличия других религий для буддистов очевидны, то с разницей в воззрениях школ и колесниц всё не так очевидно. Особенно когда одни и те же концепции присутствуют в разных направлениях, но имеют совсем незначительные различия в трактовках.
Тут нужно быть очень бдительным, чтобы различать.
Бдительность эта не должна перерастать в священные войны (благо у нас перед глазами есть много исторических примеров, когда под знамёнами веры совершались крестовые походы, джихады и прочие религиозные чистки неугодных), не должна вести к возникновению неблагих состояний сознания.
Но вот если она даёт чёткое понимание и различение – это хорошо. Тогда размытия Дхаммы не будет происходить.
В принципе вопрос размытия смыслов уже был в истории буддизма: именно так и родилась махаяна. Когда понемногу, по чуть-чуть понятия, смыслы, концепции сдвигались. Когда сменили язык текстов и т.д. итог известен.
А что касается каких-то спорных вопросов, то они в буддизме исторически решались диспутами, а не войнами.
А в диспутах есть некоторый шанс, что победит мудрость, а не негативные состояния сознания.