#Метрики_для_СЕО от Никиты Широбокова
TLDR: нахуй сложные и непонятные метрики, нужно делать оценку «хорошо/плохо»Короче, есть у нас заказчик один. Мы ему поставили кастомную аналитику, которая считает кучу цифр, релевантных только для его бизнеса.
Например: есть салоны, в них есть продавцы-консультанты. У продавцов есть конверсия в продажу, в апселл, средний чек продажи. На экран в реальном времени выводится перфоманс продавцов салона. На этих цифрах можно сделать умную систему мотивации, когда продавцы получают бонус в зависимости от этих метрик. Мы построили модель, по которой смена системы мотивации принесёт +1 миллион рублей в месяц на каждый салон. Плюс цифры всего салона.
И таких экранов 10 штук. Все полезные, все собраны кастомно под бизнес, все дают полную картину происходящего. Но есть проблема — клиент не счастлив.
Мы собрали мини-консилиум и пришли к выводу, что дело не в качестве нашей работы, а в неоправданных ожиданиях клиента в первую очередь от самого себя. Человек представлял, как будет а-ля Том Круз из «Особого мнения» находить инсайты в цифрах, размахивая руками, а по факту получил кучу графиков и столбцов. И инструкцию на 50 страниц А4 с описанием каждой метрики и реакции на её изменения.
В итоге, мы решили, что это и наши проблемы, и начали обсуждать концепцию демократизации аналитики. Ведь чаще всего управляющие компаниями — не аналитики. И это нормально! Условный СЕО не должен сечь во все эти К-факторы и чёрн-посибилитис. Условный СЕО должен принимать верхнеуровневые решения на базе общей оценки происходящего. С другой стороны, классического «расходы/доходы» тоже мало, чтобы принимать качественные решения. Чо делать?
Ответ для себя выбрали такой: если мы видим, что управляющий состав не про метрики, то делаем дашборды с композитными оценками направлений.
Вот выбрали нового подрядчика для закупа рекламы. Что интересует СЕО? Трафик? Продажи? Косты? Нихуя! Правильный ответ — СЕО интересует, насколько хорошо работает подрядчик. По 10-бальной шкале. СЕО хочет эту оценку, потому что ему нужно понять, когда пизить подрядчиков линейкой по пальцам, а когда писать благодарственные.
Или другая тема — компания заказывает посты в блог. Мы на уровне аудита оценивает кучу параметров: длительность сессии, конверсия в прочтение другого материала, конверсия в переход на посадочные, конверсия в подписку на почту, конверсия в пуши, вклад в выручку. И всё это с учётом сегмента «канал+оффер+девайс». Надо ли это всё знать СЕО? Не-а, СЕО хочет знать: ЭТО, СУКА, ХОРОШИЕ СТАТЬИ ИЛИ ПЛОХИЕ?
И так везде. Возьми любую часть бизнеса — СЕО вертел эти все ваши ситиары и клики, ему это в хуй (или в пизду) не упёрлось. Ему надо по-простому: хорошо или плохо? Если плохо, дать команду, чтобы было хорошо. А если не будет хорошо, уволю нахуй. А если хорошо, то молодцы!
Ещё хуже обратный сценарий, когда СЕО всё-таки решил разобраться в метриках, взял самое понятное (типа, эквизишн кост) и ебёт всех этими метриками. И хуйня выходит, потому что это ложное упрощение — такие метрики нужно рассматривать в контексте и уметь правильно измерять. Короче, тоже жопа.
Эпилог: если вы в ус не дуете про цифры, то при выборе аналитики требуйте, чтобы вам отдавали данные в понятном виде. И не стесняйтесь признаваться, что вы не про цифры. Это нормально. У вас есть, чем заняться кроме чтения мануалов, я уверен.