
Со стороны науки выступал Михаил Ковальчук, президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Он сосредоточился на вопросах природоподобных технологиях, наукоемкости экономики и интеллекта как ключевого капитала настоящего и будущего. Оценивая современную глобальную повестку, отметил, что главным сегментом рынка становится интеллект. И это единственный рынок, куда можно войти. Поэтому, продолжая работать над развитием дополнительного образования, чтобы ответить на все вызовы, которые стоят перед страной, необходимо сформировать собственную систему выявления поддержки и сопровождения талантливой молодежи и детей.
«У нас существуют десятки разных конкурсов и олимпиад, но самое главное, есть ряд крупнейших проектов, которые реализуются по инициативе и личным патронажем Президента РФ. Сегодня важнейшей задачей становится сопровождение проявивших себя талантливых детей и молодежи от школы через высшее образование до высокотехнологичных, наукоемких рабочих мест. Мы не должны терять ни одного выявленного талантливого человека.
В качестве первого шага я предлагаю запустить пилотный проект: создать Центр сопровождения профориентации талантливых детей и молодежи на базе социальной и уникальной научной структуры Курчатовского института в городе Протвино Московской области. Все знают Дубну, а Протвино – это Дубна, но только новая, оно построено на несколько десятилетий позже.
Создание такого Центра могло бы положить начало формирования национальной системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодежи до рабочего места. В дальнейшем проект мог бы быть распространен на другие научные центры и регионы страны».
Система дополнительного образования и работы с талантливыми детьми и молодежью может стать новым двигателем в воспитательной программе школ. Но для этого она должна быть перезапущена, став верным спутником в развитии, получении дополнительных навыков. Новые форматы такие как Кванториумы, IT-кубы, региональные «Сириусы» должны стать элементами комплексной стратегии поддержки и детей как таковых, и талантов в частности. Эти механизмы должны четко быть сопряжены на разных уровнях, чтобы существовали сквозные траектории выявления и поддержки одаренных детей и молодежи. Об этой системе сопровождения говорили многие выступавшие.
Школьное допобразование должно соответствовать запросам современных детей, вовлекать и привлекать их в профессию, в конструктивный досуг, стать синонимом качественного времяпрепровождения, которое гарантирует быть интересным и полезным.
Среди главных образовательно-политических итогов отметим активное вхождение в повестку Михаила Ковальчука и Курчатовского института. И ранее продвигались различные проекты: Курчатовские классы (которые теперь есть в Москве, Крыму, Севастополе, Псковской области, Санкт-Петербурге), профильные смены в «Сириусе» и «Артеке». Но теперь произошел выход на новый системный уровень работы, при котором крупные проекты (например, класса мегасайенс), институции (здесь акцент на НОЦ), отдельные научные организации соответствующей мощности – все получают серьезное «детское измерение». Отметим, что в этом есть полное согласие между Михаилом Ковальчуком, Алексеем Комиссаровым и Сергеем Кравцовым.