Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 May 16
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Николай Рогалев, ректор НИУ МЭИ, на панельной дискуссии «Doing science: наука молодых» российского форума «Молодежь и наука»:

МЭИ построен таким образом, что мы занимаемся всей энергетикой. На этот базис наслаиваются все институты. Мы энергетикой занимаемся всей и работаем со всеми регионами, отсюда и равномерное распределение студентов.

Инфраструктура и среда - мы сильно трансформировали институты, включая энергоэффективность, электрификацию и далее. В этом парадигма изменений в энергетике.

Понимая, что требуется полмиллиарда рублей в год, чтобы закрыть стипендии аспирантам, мы создали программу по энергетике «Технологии будущего». Для неё отбирают магистров и научных руководителей, которые создают образ новой энергоустановки. Мы увеличиваем подготовку к защите таким образом и создаём образ инновационного продукта.

Что вперёд: талант или деньги? Мне кажется нужно и то, и другое. Мы без денег ничего не сделаем.
источник
Научно-образовательная политика
Марина Боровская, президент ЮФУ, на панельной дискуссии «Doing science: наука молодых» российского форума «Молодежь и наука»:

Речь сегодня идет о создании механизмов вовлечения молодых людей в науку. У нас проблема как у всех: у нас не хватает кадров. Мы хотим, чтобы у эта система складывалась по направлению школ и СПО – я бы не выпускала из виду эту часть, они приходят в инжиниринговые центры университета и начинают там работать, с ними получается хорошая исследовательская повестка – и университеты [рассматриваются] как возможность поддержать науку и выстроить этот трансфер.

Мы сегодня внедряем наставничество на первом уровне, нужно продлить и выстроить вертикаль, потому в голове должен стоять научный отряд, который понимает стратификацию области, которую субъект у себя ставит.

И если субъект занят проблемами сейсмоустойчивости, поиском чистой воды, эта вертикаль должна опускаться через университет к школьникам.  

Сейчас университеты заняты поиском своих приоритетов 2030. Школьники тоже в этой части должны получить свою научную ориентацию.

Учитель должен понимать, что он со-партнер в подготовке ребят в исследованиях. Надо понять, какая страта выстраивается на уровнях школьников, какой учительский корпус сможет работать с этим. Требуется выстраивать со студентами работу. [В итоге] эта моделька начнет работать, и тогда нам не придется мечтать, чтобы студент остался в субъекте, а [будет нужно] выстраивать работу.

Когда мы обсуждаем тему вовлечения в науку молодых, нам нужны методические и методологические подходы в этой части. Давайте сосредоточимся на своей исследовательской тематике, которая студентам интересна. Нам сейчас на юге России удается это выстраивать, мы готовы этими методиками делиться.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Елена Загайнова, ректор ННГУ, на панельной дискуссии «Doing science: наука молодых» российского форума «Молодежь и наука»:

И преподавателей университетов надо готовить [к тому], что им надо спускаться на уровень школ. У меня опыт ученого-организатора, который собирает разные компетенции, я понимаю, что надо пойти и взять самим.

Если мы хотим получить хорошего студента, когда мы приходим к школьникам 8-10 класса, и видим горящие глаза, им надо о науке рассказать и спускать талантливых преподавателей, хотя бы на лекции.

Есть интересная ниша, которая началась в прошлом году: дети хотят подготовки знаний не к ЕГЭ, а настоящей науки, более глубокого знакомства с наукой, к ЕГЭ их готовят в школе. Они рассчитывают на правильные знания, которые они не в интернете нашли, только это делать надо не в комнатах с жесткими партами. Система открытых пространств работает не только со студентами, но и со школьниками.

Давайте спускаться в школы с талантливыми преподавателями, на этом построены СУНЦы. Зрелые ученые привыкли, что у них коллективы построены на тех, кого не надо учить, но давайте посмотрим на 3 года вперед. Надо постараться, чтобы не отвернуть ребят от университетов.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Павел Красноруцкий, Председатель «Российского союза молодежи», на панельной дискуссии «Doing science: наука молодых» российского форума «Молодежь и наука»:

Надо понимать, как вовлекать молодёжь в науку и популяризировать науку. Студвесна в своё время начиналась с маленького фестиваля в 300 человек. Мы проделали системную грандиозную работу, сегодня это мероприятие с большим числом участников.

Чем мы, РСМ, можем быть полезны? У нас есть студсоветы в вузах, через них до студентов можно доносить информацию.

Важна также работа по популяризации молодёжной науки – она должна быть системной. Этот год должен дать хороший импульс. Должен быть внутренний движ – друга от друга, в том числе, когда молодежные научные сообщества соревнуются между собой.

В своё время мы начали активно участвовать в организации и проведении ЕГЭ, и там объективность хромает на обе ноги. Но по итогам совместной проделанной работы мы смогли сильно повысить доверие к этому экзамену. Мы сильны как комсомол в технологиях.

На все эти цели нужны ресурсы.

При этом в рамках Студвесны мы договорились с Министром науки и высшего образования Валерием Фальковым о популяризации молодёжной науки на постоянной основе.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Сергей Салихов, первый проректор НИТУ МИСиС, на панельной дискуссии «Doing science: наука молодых» российского форума «Молодежь и наука»:

Я надеюсь, что плохо расслышал, Александр Михайлович [Сергеев] сказал, что уровень подготовки абитуриентов снижается. В МИСиС за последние 10 лет средний балл ЕГЭ абитуриентов возрос до 88,3%.

Я сам преподаю, на моей любимой «Кристаллографии» студенты за последние 5 лет стали значимо сильней, они хотят заниматься наукой. Мы сейчас подходим к тому, что результаты того, что делалось для развития естественно-научного, математического образования, по всей стране, начинают проклевываться.

Я считаю, что крайне важным является участие Академии наук в популяризации науки. Моей первой книжкой в детстве была книга Перельмана, а вторая Ландау и Китайгородского. Раньше была мода по популяризации науки среди ученых РАН, у них были детские книжки. Дети современные требуют другие форматы взаимодействие.

Не бывает молодежной науки, наука – это вообще слово молодое. Есть молодые люди, которые занимаются наукой, у них есть барьеры, которые им мешают. У нас каждая курсовая работа студентов связана с грантами, хоздоговорами, пусть он сделал мало, но он сможет сказать, что именно он сделал в этом исследовании.

В МИСиС эффективность аспирантуры 67%. Из-за пандемии (Советы не работали) она в этом году снизилась до 40%. Можно сказать , что мы этим расстроены, хотя для сравнения - уровень эффективности в среднем по РФ - всего 10 - 11%.

Если люди реально вовлечены в исследования, то тогда будет и 67% эффективности аспирантуры, и интерес к науке, и студенческие бои, и студенческие научные общества.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Александр Ведехин, заместитель директора Департамента государственной молодёжной политики Минобрнауки России на панельной дискуссии «Doing science: наука молодых» российского форума «Молодежь и наука»:

Меры Министерства науки и высшего образования для притока молодых людей в сферу науки и разработок:

- Программа «Сириус» - студенты получили возможность получать зарплату за проектную работу со школьниками. Этот год пилотный. Мы выстраиваем мостик между школьниками и студентами через наставничество.

- Студенческие научные общества - мы проводим конкурс, по результатам которого СНО получают для своей деятельности дополнительные ресурсы. Дорожная карта по данному направлению включает 18 мероприятий, в том числе методическую и методологическую поддержку. У нас нет единого понимания СНО и чем оно должно заниматься. При этом мы не хотим задавать рамки и ограничивать их. Планируем провести школы для СНО.

- Программа «Наука» - подразумевает трудоустройство выпускников в вузы и научные организации (выпускники 2020 года). Это способствует увеличению доли молодых исследователей в общей доле учёных.

Мы хотим пересмотреть программу жилищных сертификатов, понизить входной барьер, чтобы задержать большее количество молодых учёных в науке.

Мы как Министерство хотели бы максимально эффективно нивелировать и исправить имеющиеся препятствия, обеспечить приток молодых учёных и разработок.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Михаил Алашкевич, старший вице-президент Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», на панельной дискуссии «Doing science: наука молодых» российского форума «Молодежь и наука»:

Я хотел бы в силу своего бэкграунда – привык работать с цифрами – [обратиться к ним:] нашел в прессе противоречивые высказывания за один и тот же период, что количество молодых ученых сократилось, или выросло.

Ежегодно из вузов выпускается 500 тысяч человек, из которых 1% идет в науку, если мы поставим задачу увеличить хотя бы вдвое – до 2%, эта задача кажется не такой сложной.

Для школы сейчас интерес к науке хорошо формируется в вузах, и не во всех вузах «ключик от лаборатории» все-таки дают. А это очень важная составляющая.

Вузы – это закрытая система, которая к себе не пускает, удобно быть закрытыми. Когда к нам приходит практикант в госкорпорацию, я прошу его не давать, ему же надо объяснять, и ответственности с себя за это не снимаю.

Мы сейчас с Минобрнауки предложили проект с развитием технологических исследований. Можно поставить разные показатели, которые приведут к тому, что ничего не сделается. Сегодня мы предлагаем проект, где будут реальные научные прикладные проекты. И у них будут показатели: число занятых студентов, привлеченные средства извне – сколько бизнес купил такого рода инициатив, и выручка.

Призыв к Минобрнауки – расшевелить, а к вузам – не бояться к себе пустить.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Александр Сергеев, президент РАН, на панельной дискуссии «Doing science: наука молодых» российского форума «Молодежь и наука»:

У нас сегодня 5 млн студентов. Нам нужно 50 тысяч молодых и подготовленных для науки. В этом году контрольные цифры приема в университеты на бюджет 435 тысяч.

Нам для того, чтобы восполнять кадры хорошей квалификации, необходимо всего 5 тысяч в год. Масса есть, но почему-то из этого не получается того, что поможет обеспечить науку.

Нам надо сосредоточиться на том, чтобы вытащить этот 1%. Раньше автоматически сильные приходили, перли в науку. А сейчас много другого, что обеспечивает благосостояние. Надо с этим работать.

Вопрос к государству: стипендия аспиранта - 9000 рублей. В Сколтехе - 75000 рублей и конкурс 10 человек на место. Да, РФФИ сейчас завёл новую грантовую программу, но надо больше, существенно больше. Государство должно проявить заинтересованность.

В СССР наука была главным в стране. Зарплата учёных стала в 10 раз больше по стране. За счёт этого мы смогли обеспечить такой рывок и задел в науке, за счёт которого мы сейчас живем.

Научные университетские сообщества должны сосредоточиться на наставничестве, на сопровождении.

Ребята, которые сейчас поступают, студенты должны у нас прийти и сделать науку. Они сейчас брошены. Это надо решать.
источник
Научно-образовательная политика
Стратегическая сессия АНО «Россия - страна возможностей» прямо сейчас в Университете Лобачевского.

Спикеры:
- Елена Загайнова, ректор Университета Лобачевского;
- Александр Колсанов, ректор Самарского государственного медицинского университета;
- Константин Маркелов, ректор Астраханского госуниверситета;
- Анатолий Николаев, ректор СВФУ;
- Андрей Келлер, врио ректора МАДИ;
- Николай Рогалев, ректор НИУ МЭИ;
- Сергей Салихов, первый проректор НИТУ МИСиС;
- Антон Сериков, заместитель генерального директора АНО РСВ.

Модератор:
- Дмитрий Гужеля, руководитель департамента оценки и методологии АНО РСВ.

https://youthscienceforum.mmco-expo.ru/program/strategicheskaya-sessiya-ano-rossiya-strana-vozmozhnostey
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Дмитрий Гужеля, руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей», на Стратегической сессии АНО РСВ в рамках Российского форума «Молодежь и наука»:

РСВ запустила проект с вузами. Мы хотим, чтобы на базе вузов развернулась история, которую мы назвали «Центры компетенции», где будут оценивать студентов, магистрантов, молодых преподавателей по софтовым компетенциям, их дотягивать совместно с работодателями. Одним из работодателей может выступать РАН. Самое главное оценивать, сертифицировать и выдавать некий документ.

Мы собрали 87 заявок совершенно разных от университетов, в том числе отраслевых.

1 мая вышло поручение Президента РФ – АНО «Россия – страна возможностей», чтобы нам уже запустить этот проект и за год предоставить Президенту отчет, как сделать оценку софтовых компетенций надпрофессиональных навыков и [каким образом это] фиксировать в дипломе.

Мы сделали дорожную карту, соберем координационный совет, в который войдут и РАН, и Минобрнауки, и крупные работодатели, и университеты.

Наша первая задача – договориться об одной онтологической базе, чтобы мы говорили на одном языке.

В начале июне мы отберем 20-25 центров, у нас будет ровно год, чтобы в жестком формате последовательно все это проработать.
источник
Научно-образовательная политика
источник