НОЦ: дорожная карта (1/3)
Сегодня на базе НОЦ «Инженерия будущего» @enginethefuture состоялся «Разговор о науке и университетах» с участием федеральных экспертов.
Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»:
Здорово, что мы встречаемся не в Москве, а в Самаре, и в таком знаковом месте - губернской думе.
Так получилось, что одной из государственных задач является рост и развитие науки, на стыке вовлечения молодежи в науку по разным направлениям. Здесь же рядом находятся университеты, роль и статус которых существенно повышается, они вовлекаются не просто в трансформацию, в экономический рост своих регионов, что было отражено в Майском указе президента несколько лет назад, а потом вошло в нацпроекты. Сейчас мы видим, что вокруг университетов и университетских коллабораций начинает выстраиваться не только интеллектуальная, но и экономическая элита регионов. Университеты вступают в коллаборации не только со своими коллегами вузами, но и с промышленностью, академической наукой, с губернаторскими командами и молодежными движениями.
НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего» стал победителем в [отборе] второй пятерки НОЦ. Могу сказать, что команда [Ольги] Михеевой [гендиректора АНО «Институт регионального развития» - оператора НОЦ] достойно показала себя и те сильные стороны, которые есть в макрорегионе. Важно не только прозвучать, важно, что внутри программы есть разные составляющие. Никуда не делась проблема сохранения хороших ученых в России, поиск мотивации, в целом поддержки университетской молодежи.
Марина Боровская, президент Южного федерального университета, председатель Совета ректоров вузов ЮФО:
Та кооперация науки, которую вы ставите во главу угла, развивая НОЦ, должна сегодня быть продемонстрирована не только внутри ваших промышленных индустриалий и научно-образовательных организациях, она должна позволить усилить те связи, которые были заявлены вами в «Инженерии будущего»: это аэрокосмические технологии, которые были в качестве базовых ориентиров заявлены, интеллектуальные транспортные системы, топливные системы, и, конечно, искусственный интеллект – это тема, которая охватила умы и сознание нас всех. Мне кажется, что модель управления сегодня серьезным образом меняется. И молодые люди, которые присутствуют здесь, должны обратить внимание, что запрос идет на организационно-продуктовые модели развития, в том числе движение и в научно-образовательном центре. Важно понимать какой продукт в качестве предложения к НОЦу мы готовы выпускать.
Очень важно выстраивать страту не на сегодняшний период времени, а на долгосрочный период 20-25 летний, как мы и планировали, когда формировали национальный проект «Наука» и задумывали идею НОЦев. И здесь страта, которая рассчитывается на предмет наполнения университетов теми студентами, которые придут по заявленным стратам, поддержат профиль аэрокосмический, интеллектуально-транспортный, двигательные топливные системы.
Мы понимаем, что сегодня требуется внимательное отношение к тому, как будет выстраиваться воспитательная работа. В том понимании, как мы видели его раньше, это выглядит немного грустно и печально. Мы все-таки говорим о профессиональном воспитании молодежи, о возможности профессионально предложить им рост карьеры, встраивания. Важно, чтобы субъект понимал, что задачами одних университетов удержать молодежь и предложить им хорошие карьерные стратегии не удастся, хотя университеты очень активны в этой части. Конечно, это задача в связке с регионом. Важно усилить социальные сети и проекты и провести верификацию социальных сетей, чтобы университетские социальные сети совпадали с теми проектами, которые поддерживает субъект. И там, в социальных сетях, где находится много вашей молодежи, информации по поводу научных ориентиров и стратегий – недостаточно.
Как только профессиональные ориентиры молодых людей будут связаны со стратегическими ориентирами и будут понятны субъекту, то конечно интерес к производственной и индустриальной, научной деятельности будет усилен.