Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 April 01
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
AR/VR против болезни Паркинсона

Специалисты Центра Национальной технологической инициативы по направлению «Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности» Дальневосточного федерального университета (Центр НТИ ДВФУ по VR/AR) разрабатывают цифровую экосистему «PN EXPERT» для связи врача и пациента на расстоянии с целью сбора информации об изменениях в состоянии человека с момента постановки диагноза, а также моделирования и построения прогноза заболевания. В мае специалисты проведут тестирование разработки на базе Медицинского центра ДВФУ.

Как сообщили в Центре НТИ по VR/AR, система будет создана в первую очередь для пациентов с болезнью Паркинсона. Людям с этим заболеванием очень важно находиться под чутким наблюдением специалиста, регулярно посещать его для мониторинга динамики заболевания и корректировки лечения. По задумке специалистов, система «PN EXPERT» должна давать возможность непрерывно отслеживать состояние пациента, сообщать ему и родственникам о незаметных на первый взгляд, но очень важных изменениях.

В разработке используются технологии машинного обучения и системы безмаркерного анализа. Основная задача данной системы — выделение ключевых точек на теле человека на основе видео с любой камеры. Под ключевыми точками подразумеваются разнообразные суставы. На основе таких данных можно осуществлять диагностику опорно-двигательного аппарата человека, выявлять различные патологии, а также ориентироваться при назначении лечения.

«В год я провожу около 20 операций по имплантации нейростимуляторов пациентам с болезнью Паркинсона и более 50 консультаций в Медицинском центре ДВФУ. Я, как и любой врач, хочу быть уверенным в том, что делаю максимально возможное для здоровья моих пациентов. Представьте, если мы сможем исключить субъективный фактор при постановке диагноза, или, например, будем иметь данные о состоянии пациента между приемами, качество лечения может значительно вырасти. На этой гипотезе создается наш проект, в основе которого — математика», — отметил руководитель проекта «PN EXPERT», врач-нейрохирург Медицинского центра ДВФУ Артур Биктимиров специально для НОП.

Кроме того, перспективы применения разработки выходят далеко за пределы неврологических заболеваний. Например, системы безмаркерного анализа можно применять и в ортопедии, и в реабилитационной медицине.

Центр компетенций НТИ по направлению «Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности» создан в Дальневосточном федеральном университете в 2017 году по программе Национальной технологической инициативы для развития технологий виртуальной и дополненной реальностей, поддержки высокотехнологичных российских разработок и интеграции их в бизнес-проекты в России и за рубежом. Центр объединяет большинство ключевых игроков, разрабатывающих высокотехнологичные AR/VR-проекты в рамках Консорциума по виртуальной и дополненной реальностям.
источник
Научно-образовательная политика
Северный цифровой

Университет Иннополис и Северный (Арктический) федеральный университет подписали соглашение о партнёрстве.

Реализуя послание вице-премьера Дмитрия Чернышенко, вузы возьмут курс на цифровизацию. В рамках сотрудничества университеты планируют запуск совместных образовательных программ, проведение научно-исследовательской деятельности в области IT-технологий. Уже в апреле специалисты САФУ пройдут онлайн-обучение в Иннополисе.
​​
Кирилл Семенихин
, директор Университета Иннополис специально для НОП о соглашении с САФУ:

«В партнёрстве с САФУ и СГМУ мы займёмся совместной подготовкой высококвалифицированных кадров по основным программам высшего образования и разработкой дополнительных профессиональных образовательных программ для работников организаций экономики Арктической зоны Российской Федерации. Также наше сотрудничество предполагает обмен научно-технической информацией и запуск совместных проектов. Кроме этого накопленный нами опыт в части работы с ведущими индустриальными компаниями будет полезен нашим новым партнёрам при подготовке и развертывании научно-технологического парка в сфере высоких технологий — IT-парк Digital Arctic».

https://t.me/rectorsofrussia/1175
​​
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ: дорожная карта (1/3)

Сегодня на базе НОЦ «Инженерия будущего» состоялся «Разговор с научной общественностью» (молодёжное крыло НОЦ) с участием федеральных экспертов.

Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика‎»‎:

Здорово, что мы встречаемся не в Москве, а в Самаре, и в таком знаковом месте - губернской думе.

Так получилось, что одной из государственных задач является рост и развитие науки, на стыке вовлечения молодежи в науку по самым разным направлениям. Здесь же рядом находятся университеты, роль и статус которых существенно повышается, они вовлекаются не просто в трансформацию своих регионов, в экономический рост регионов, что было отражено в Майском указе президента несколько лет назад, а потом вошло в национальные проекты. Сейчас мы видим, что вокруг университетов и университетских коллабораций начинает выстраиваться не только интеллектуальная, но и экономическая элита регионов. Университеты вступают в коллаборации не только со своими коллегами вузами, но и с промышленностью, академической наукой, с губернаторскими командами и молодежными движениями.

НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего‎» стал победителем в [отборе] второй пятерки‎ НОЦ. Могу сказать, что команда [Ольги] Михеевой [гендиректора АНО «Институт регионального развития» - оператора НОЦ] достойно показала себя и те сильные стороны, которые есть в макрорегионе. Важно не только прозвучать, важно, что внутри программы есть разные составляющие. Никуда не делась проблема сохранения хороших ученых в России, поиск мотивации, в целом поддержки университетской молодежи.

Марина Боровская, президент Южного федерального университета председатель Совета ректоров вузов ЮФО:

Та кооперация науки, которую вы ставите во главу угла, развивая НОЦ, должна сегодня быть продемонстрирована не только внутри ваших промышленных индустриалий и научно-образовательных организациях, она должна позволить усилить те связи, которые были заявлены вами в «‎Инженерии будущего»‎: это аэрокосмические технологии, которые были в качестве базовых ориентиров заявлены, интеллектуальные транспортные системы, топливные системы, и, конечно, искусственный интеллект – это тема, которая охватила умы и сознание нас всех. Мне кажется, что модель управления сегодня серьезным образом меняется. И молодые люди, которые присутствуют здесь, должны обратить внимание, что запрос идет на организационно-продуктовые модели развития, в том числе движение и в научно-образовательном центре. Важно понимать какой продукт в качестве предложения к НОЦу мы готовы выпускать.

Очень важно выстраивать страту не на сегодняшний период времени, а на долгосрочный период 20-25 летний, как мы и планировали, когда формировали национальный проект «‎Наука» и задумывали идею НОЦев. И здесь страта, которая рассчитывается на предмет наполнения университетов теми студентами, которые придут по заявленным стратам, поддержат профиль аэрокосмический, интеллектуально-транспортный, двигательные топливные системы.

Мы понимаем, что сегодня требуется внимательное отношение к тому, как будет выстраиваться воспитательная работа. В том понимании, как мы видели его раньше, это выглядит немного грустно и печально. Мы все-таки говорим о профессиональном воспитании молодежи, о возможности профессионально предложить им рост карьеры, встраивания. Важно, чтобы субъект понимал, что задачами одних университетов удержать молодежь и предложить им хорошие карьерные стратегии не удастся, хотя университеты очень активны в этой части. Конечно, это задача в связке с регионом. Важно усилить социальные сети и проекты и провести верификацию социальных сетей, чтобы университетские социальные сети совпадали с теми проектами, которые поддерживает субъект. И там, в социальных сетях, где находится много вашей молодежи, информации по поводу научных ориентиров и стратегий – недостаточно.

Как только профессиональные ориентиры молодых людей будут связаны со стратегическими ориентирами и будут понятны субъекту, то конечно интерес к производственной и индустриальной, научной деятельности будет усилен.
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ: дорожная карта (1/3)

Сегодня на базе НОЦ «Инженерия будущего» @enginethefuture  состоялся «Разговор о науке и университетах» с участием федеральных экспертов.

Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика‎»‎:

Здорово, что мы встречаемся не в Москве, а в Самаре, и в таком знаковом месте - губернской думе.

Так получилось, что одной из государственных задач является рост и развитие науки, на стыке вовлечения молодежи в науку по разным направлениям. Здесь же рядом находятся университеты, роль и статус которых существенно повышается, они вовлекаются не просто в трансформацию, в экономический рост своих регионов, что было отражено в Майском указе президента несколько лет назад, а потом вошло в нацпроекты. Сейчас мы видим, что вокруг университетов и университетских коллабораций начинает выстраиваться не только интеллектуальная, но и экономическая элита регионов. Университеты вступают в коллаборации не только со своими коллегами вузами, но и с промышленностью, академической наукой, с губернаторскими командами и молодежными движениями.

НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего‎» стал победителем в [отборе] второй пятерки‎ НОЦ. Могу сказать, что команда [Ольги] Михеевой [гендиректора АНО «Институт регионального развития» - оператора НОЦ] достойно показала себя и те сильные стороны, которые есть в макрорегионе. Важно не только прозвучать, важно, что внутри программы есть разные составляющие. Никуда не делась проблема сохранения хороших ученых в России, поиск мотивации, в целом поддержки университетской молодежи.

Марина Боровская, президент Южного федерального университета, председатель Совета ректоров вузов ЮФО:

Та кооперация науки, которую вы ставите во главу угла, развивая НОЦ, должна сегодня быть продемонстрирована не только внутри ваших промышленных индустриалий и научно-образовательных организациях, она должна позволить усилить те связи, которые были заявлены вами в «‎Инженерии будущего»‎: это аэрокосмические технологии, которые были в качестве базовых ориентиров заявлены, интеллектуальные транспортные системы, топливные системы, и, конечно, искусственный интеллект – это тема, которая охватила умы и сознание нас всех. Мне кажется, что модель управления сегодня серьезным образом меняется. И молодые люди, которые присутствуют здесь, должны обратить внимание, что запрос идет на организационно-продуктовые модели развития, в том числе движение и в научно-образовательном центре. Важно понимать какой продукт в качестве предложения к НОЦу мы готовы выпускать.

Очень важно выстраивать страту не на сегодняшний период времени, а на долгосрочный период 20-25 летний, как мы и планировали, когда формировали национальный проект «‎Наука» и задумывали идею НОЦев. И здесь страта, которая рассчитывается на предмет наполнения университетов теми студентами, которые придут по заявленным стратам, поддержат профиль аэрокосмический, интеллектуально-транспортный, двигательные топливные системы.

Мы понимаем, что сегодня требуется внимательное отношение к тому, как будет выстраиваться воспитательная работа. В том понимании, как мы видели его раньше, это выглядит немного грустно и печально. Мы все-таки говорим о профессиональном воспитании молодежи, о возможности профессионально предложить им рост карьеры, встраивания. Важно, чтобы субъект понимал, что задачами одних университетов удержать молодежь и предложить им хорошие карьерные стратегии не удастся, хотя университеты очень активны в этой части. Конечно, это задача в связке с регионом. Важно усилить социальные сети и проекты и провести верификацию социальных сетей, чтобы университетские социальные сети совпадали с теми проектами, которые поддерживает субъект. И там, в социальных сетях, где находится много вашей молодежи, информации по поводу научных ориентиров и стратегий – недостаточно.

Как только профессиональные ориентиры молодых людей будут связаны со стратегическими ориентирами и будут понятны субъекту, то конечно интерес к производственной и индустриальной, научной деятельности будет усилен.
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ: дорожная карта (2/3)

Александр Сергеев, президент Российской академии наук:

Центр «‎Инженерия будущего», который создан как научно-образовательный центр – это очень мощная структура, это наши крупнейшие промышленные области и крупнейшие ‎сельскохозяйственные производители, это очень хорошо, что вы замахиваетесь сразу на такой комплекс задач.

НОЦы – это история региональная, как вы знаете. И основная задача посредством научно-образовательных центров региональных раскрутить треугольник промышленность - экономика - наука и образование. Обязательно эта раскрутка должна быть с участием власти, которой здесь уделяется особая роль. По поводу НОЦев существует образ тетраэдра: три вершины в плоскости – это наука - экономика - образование, а верхняя точка тетраэра – власть. Роль региональной власти чрезвычайно большая – она имеет влияние на местные бизнесы, заинтересована в том, чтобы университеты готовили востребованных выпускников, и это все не может делаться без науки, что определяет новые направления прогресса, на которые вы нацелились. Я считаю, что по количеству предприятий, компаний, корпораций, которых можно назвать квалифицированными работодателями – в том смысле, что они обеспечат интересную задачу и карьеру – ваш НОЦ и регионы, которые в него втянулись, это очень хорошее поле и для молодежи должно быть интересно.

Давайте посмотрим на вопросы, связанные с инструментами поддержки. Бюджетное финансирование небольшое, еще 50% дают региональные бюджеты, остальное должен дать бизнес. Основная наша проблема, что не увеличивается доля бизнеса в поддержке науки. Задача НОЦев перевернуть эту пирамиду, чтобы бизнес давал в 5-6 раз больше, чем дает бюджет. У вас много предприятий различных, но насколько мы с вами сумеем пробудить реальный интерес, чтобы вкладывать средства в НОЦ, это вопрос очень непростой. НОЦ должен формировать интересные проекты для бизнеса, компаний. Есть возможности формировать проекты на региональном уровне, но есть возможность участвовать в различных программах федеральных, которые поддерживаются очень активно бизнесом.

В качестве примера я хотел привести механизмы КНТП - научно-технических программ, которые сейчас достаточно усовершенствовали. 5 программ находятся в Правительстве, и, видимо, начнут финансироваться с этого года.
Механизм КНТП интересен, и может быть здесь есть возможность привлечь больше средств к вашему НОЦ. Одна из комплексных программ, которая находится сейчас в правительстве - это программа по дистанционному зондированию земли, у вас это в полной мере представлено: и космическая промышленность, средства мониторинга и так далее. Мне кажется, что представители «‎Инженерии будущего» недостаточно представлены в этом КНТП. Вам стоило бы здесь активней включаться.

Надеется на то, что будет большое бюджетное финансирование  в рамках НОЦ - не приходится, нужно активно искать связи с промышленными партнерами, не только в ваших регионах расположенных, нужно выходить на программы федерального уровня. И со стороны РАН я обещаю вам поддержку. Очень бы хотелось использовать и ваш потенциал, и вашу молодежь, для того, чтобы как можно скорей усилить в нашей стране знание и передовые технологии. Ваш НОЦ на это и ориентирован.

Ирина Короткова, оператор конкурса «Мегагранты», «ВУЗПРОМЭКСПО», «Наука будущего – наука молодых»: Если президентом поставлена задача вовлечения молодежи в науку не менее 45%, то в «Мегагранте» уже давно в лабораториях более 60%, а в некоторых лабораториях до 80%.Ведущие ученые говорят, что мегагранты - это одна из самых удачных площадок по привлечению молодых ученых. Прежде всего, молодежь устраивается в международную организацию для проведения научных исследований и работ, плюс идет постоянный процесс обучения, научное наставничество - молодежь трудится рядом с ведущими учеными, которые признаны во всем мире.
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ: дорожная карта (3/3)

Рузанна Айрапетян, начальник отдела взаимодействия со СМИ, соцмедиа и общественными организациями Минпросвещения РФ, наставник проекта «ТопБЛОГ» в направлении «Образование»:
Трудно переоценить роль социальных сетей, и нужно по максимуму использовать возможности, которые этот ресурс нам предоставляет. Мы все прекрасно понимаем, что целевая аудитория - это и школьники, и родители, и учителя. Поэтому Министерство просвещения уделяет много внимания этому направлению, мы представлены во всех социальных сетях, мы стараемся налаживать контакты с аудиторией, практически, везде.

Кроме этого Министерство ведет профессиональное сообщество в Одноклассниках для учителей, есть группа официальная во Вконтакте по ЕГЭ, 15 аккаунтов, популяризирующих нацпроект «‎Образование». По н‎ацпроекту у нас достаточно много активности проходит: это и точки роста, и кванториумы, и так далее. Если говорить о сетке - это 430 региональных каналов министерства.  Министерство выстраивает работу таким образом, чтобы информация от нас переходила в регионы.
Мы понимаем, что социальные сети - это образ министерства, образ министра, с нами общаются будто бы с министром. И один кейс решения такой проблемы может в целом сформировать имидж всего ведомства. Точно также мы понимаем ответственность, которую мы несем за публикацию контента.

Цели, кроме коммуникации, это формирование лояльности, потому что они могут относиться не очень дружелюбно, мы должны разрушать эти стереотипы, мы обычные люди, которые работают для людей.

Александр Ведехин, заместитель директора Департамента государственной молодежной политики Минобрнауки России: Наш департамент получил много новых задач, связанных с развитием студенческого самоуправления, студенческой науки, студенческого предпринимательства и многих других.

На данный момент для молодых ученых действует 14 основных программ поддержки федерального уровня. Федеральная поддержка осуществляется в основном грантами на проведение исследований молодым ученым, или для поддержки научного коллектива под руководством молодого ученого. Для всех грантов действует ограничение до 35 лет включительно, обязательным критерием является наличие ученой степени, гранты предоставляются от 1 до 3 лет, с обязательным ежегодным отчетом. Существуют региональные меры поддержки, представляющие из себя гранты, конкурсы и стипендии глав регионов, парламентов или правительства, именные стипендии.

Отдельно мы можем выделить социальные меры поддержки молодых ученых, минобрнауки реализует ряд программ по следующим направлениям: предоставление государственных жилищных сертификатов на приобретение жилых помещений, строительство жилья за счет собственных средств на государственных земельных участках, предоставление жилья на период трудовых отношений.

Министерством инициирована работа по изменению критериев вхождения в программу государственных жилищных сертификатов для молодых ученых и нами прорабатывается вопрос о более лояльном входе молодых ученых в эту программу. Мы хотим сократить необходимый стаж, зачесть в него обучение в аспирантуре, убрать ограничение, что обязаны отработать именно в той организации, в которой получил жилищный сертификат, и можно было отработать в любой научной или образовательной государственной организации, и было бы неплохо, если бы мы смогли увеличить финансирование этой программы, как следствие, увеличить количество молодых ученых, которые могут воспользоваться жилищным сертификатом.
Я со своей стороны готов перейти к содействию и, не откладывая в долгий ящик, перейти к реализации того, что вы озвучили [о детско-юношеском НОЦ].

Видео.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник