Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 October 26
Научно-образовательная политика
🥇 Поздравляем с 20к самый большой научно образовательный канал!

Аналитика, оперативные новости, анонсы и приятный чат - все это научно-образовательная политика!
👍

20 тысяч подписчиков - это большой и кропотливый труд! Так держать и дальнейшего роста.
Успехов в несении умных мыслей в массы!

https://t.me/scienpolicyhttps://t.me/scienpolicy
источник
Научно-образовательная политика
Первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко на открытии финала конкурса «Лидеры России. Политика»
источник
Научно-образовательная политика
Коммерсантъ:

Руководству РАНХиГС не нужно предоставлять информацию о студентах по запросу Никулинской межрайонной прокуратуры Москвы, который вызвал возмущение в образовательном и правозащитном сообществе. Речь идет о требовании к руководству вуза отчитаться об участии студентов в несанкционированных акциях, сотрудничестве с иностранными НКО, об участии в мероприятиях, представляющих угрозу основам конституционного строя России и создающих «имидж государства- агрессора». В столичной прокуратуре, утверждает источник “Ъ”, установили, что запрос является инициативой никулинского межрайонного прокурора Константина Простакова, в отношении которого начата служебная проверка.

Источники НОП сообщают, что отмене проверки предшествовало обсуждение данной ситуации на уровне Руководителя Администрации Президента Антона Вайно.

https://www.kommersant.ru/doc/4539220
источник
Научно-образовательная политика
ВАК – обновление и перезагрузка

Научно-технологический прорыв предъявляет повышенные требования ко всем институтам, задействованным в процессе. А вопрос подготовки кадров и наработки человеческого капитала находится в центре внимания всех национальных проектов.

В области науки два эти процесса пересекаются на Высшей аттестационной комиссии, которая для стала синонимом приснопамятной «бюрократической мертвечины». На повестке дня остро стоит вопрос о трансформации ВАК. Она, в том числе, по вектору серьезной цифровизации, заложена в новый национальный проект второго поколения «Наука и университеты», который объединит в единой концептуальной парадигме развитие и вузов, и научных институтов.

О уже утвержденных и запланированных переменах в разрезе решений первого в этом году (и первого в истории в дистанционном формате) пленума Комиссии в интервью «Российской газете» рассказал председатель ВАК Владимир Филиппов.

Что нового в системе аттестации научных кадров высшей квалификации?

Номенклатура
Раньше было 430 научных специальностей (тех, по которым проводятся защиты диссертаций и присвоение ученых званий, а также выступающих рубрикаторами Перечня ВАК), теперь останется около 350 – многие специальности были не только переименованы, но и пересобраны. Новая Номенклатура, по своей идее, должна отражать все более нарастающую меж- и трансдицплинарность, а также учитывать все современные научные фронты.

Советы
Изменены требования к советам – в духе логики «лучше меньше, да лучше». Уменьшено необходимое количество докторов наук, перечень научных специальностей, по которым работает совет (до максимум 2), разрешено включение обладателей PhD при условии их соответствия ряду требований (это открывает более широкие возможности для привлечения иностранных ученых). Аналогично возможно привлекать и кандидатов наук. Перемены призваны сделать систему защит более гибкой, поскольку в чистке, проведенной в последние годы, уцелели только самые крупные советы, что всерьез оголило этот фланг в регионах и по ряду научных направлений.

Докторская по докладу
Реанимирована практика защиты по совокупности публикаций, однако, с таким уровней требований, что подобные события будут единичным событием. Подобный путь смогут избрать только претенденты с несомненным весомым именем в научной среде.

На докторских система будет апробироваться – и только по результатам анализа ее итогов вновь вернутся к рассмотрению возможности расширить практику и на кандидатские.

Одна степень – две системы
В настоящее время в России одновременно функционируют два трека получения ученой степени. Первая – ВАКовская, то есть через советы, созданные и функционирующие в рамках требований Высшей аттестационной комиссии. Вторая – университеты и научные институты, имеющие право самостоятельного присуждения степеней. В этом случае, кстати, могут быть сформированы советы в классическом виде, либо коллективы из нескольких человек формируются под каждую защиту. В научно-образовательном сообществе высказывались опасения, что это разделение властей приведет к развитию «диссеродельного фабрикантства». Однако, Владимир Филиппов подтвердил уже много раз высказанные мнения – подобные организации предъявляют более высокие требования, чем ВАК.

Итог
Формат преобразований действительно явился результатом длительной совместной работы Минобрнауки, ВАК и РАН. Он компромиссный и консенсусный. Метаидеей является усиление компонента научной репутации в процесс получения ученых званий и степеней. Но изменения могут быть продолжены и далее.

Очевидные перспективы дальнейшего развития ВАК – цифровизация работы, интеграция патентов в систему презентации результатов соискателем, оптимизация перечня изданий для публикации (скорее всего, в виде миграции Перечня ВАК в сторону «ядра РИНЦ» за исключением ESCI в Web of Science). Насущной необходимостью является дальнейшая цифровизации работы Комиссии, поскольку на данном фронте ее далеко позади оставили все ключевые институты научной политики, в том числе – РАН.

Полный текст интервью.
источник
Научно-образовательная политика
Управляй!» - 2020: старт второго сезона (1/2)

Начался второй, осенний, отборочный этап всероссийского молодежного кубка по менеджменту «Управляй!» Из-за пандемии заявочная кампания была разделена на 2 этапа. Подробнее об особенностях старта конкурса рассказали организаторы в рамках онлайн пресс-конференции в ТАСС.

Своим мнением о старте нового сезона Кубка с НОП поделились спикеры пресс-конференции: руководитель всероссийского молодежного кубка по менеджменту «Управляй!» Вячеслав Шоптенко и ректор «Университета 20.35» Нина Яныкина.

Вячеслав Шоптенко о конкурсе: «Мы наблюдаем активный рост интереса молодежи к подобным кубку «Управляй!» образовательным проектам. Надеемся и на рост интереса к проекту со стороны сотрудников и преподавателей образовательных учреждений, так как работа с бизнес-симулятором, на котором основан проект, кроме развития  их собственных управленческих навыков позволит им модернизировать учебный процесс, улучшить контакт и усилить взаимодействие со студентами.  Активное вовлечение в кубок как студентов, так и преподавателей - возможность для значительного усиления практической ориентации учебного процесса и получения обратной связи по уровню развитости необходимых рынку труда компетенций

Комментарий Нины Яныкиной: «Объединяя усилия проекта «Управляй!», Платформы НТИ, Университета 20.35, мы переводим работу в цифровой формат, собираем данные об участниках, фиксируем их цифровой след и даем им рекомендательные сервисы и доступ к возможностям экосистемы НТИ, АСИ. Через объединение ресурсов мы идем к цели – дать возможность каждому развиваться своевременно и качественно, быть адекватным времени в своей профессиональной деятельности.
Цифровые сервисы Университета 20.35 позволили большому количеству студентов из разных вузов пройти диагностику, сопоставить себя с другими участниками с точки зрения командных ролей, компетенций, личностных качеств, поведенческих стилей и даже ценностно-нормативных показателей.

Диагностику уже прошли около 40 тысяч человек, сформировано 6 тысяч команд. Ожидается, что количество команд вырастет до 10 тысяч. В основе лежит уникальная цифровая модель компетенций, которую построил Университет 20
.35 на основе анализа более 150 млн вакансий, данных по сообществам и диагностики более 80 тысяч человек.»

Подробнее: https://www.youtube.com/watch?v=UzVhHYOIMXQ
https://tass.ru/press/11531
источник
Научно-образовательная политика
«Управляй!» - 2020: старт второго сезона (2/2)

Глава АНО «Россия - страна возможностей» Алексей Комиссаров в вхоже пресс-конференции отметил, что нововведением этого года стало участие в проекте студентов колледжей. По числу заявок лидируют Ростовская, Ульяновская и Саратовская области. Особенностью методологии Кубка является использование бизнес-симулятора, который может быть инструментом образовательных программ вузов.

Продолжая тему, ректор РАНХиГС Владимир Мау подчеркнул, что вуз занимается прикладным образованием, поэтому опирается на технологии. Он указал на то, что практики интерактивных форматов Global Management Challenge активно тиражируются Агентством стратегических инициатив. Бизнес-симулятор - это альтернатива производственной практики, которая позволяет развивать управленческие навыки. Данный формат допустим при дистанционных формах обучения.

В качестве операторов GMC выступают «Точки кипения». Проект масштабируется и накладывается на всю экосистему НТИ. Рост происходит за счет мероприятий в «Точках». В системе образования появляются команды, начинается их разметка на основе цифрового следа. Это позволяет правильно формировать коллективы еще на старте. Подход важен, поскольку команда представляет собой и платформу взаимодействия, и среду развития.

Бизнес-компетенции и предпринимательское мышление - эти форматы принимают все большую актуальность и форматируются под вузовскую тематику. Национальная технологическая инициатива и АСИ объединяют ресурсы с вузами, что дает каждому человеку в данной экосистеме развиваться так, чтобы иметь адекватный времени и среде набор компетенций. Инструменты ранее были отработаны на «Островах».

Генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов рассказал, что в этом году «Управляй!» взаимодействует с «Молодыми профессионалами». Со своей стороны организация смотрит на сотрудничество с точки зрения практического результата, Кубок позволяет осуществить прокачку предпринимательских навыков «людей с руками».

Директор департамента государственной молодежной политики Министерства науки и высшего образования РФ Денис Аширов в разговоре о важности конкурса отмечает: «Кубок «Управляй!» является актуальным не только для студентов, но и для преподавателей. Им так же необходимо развивать новые компетенции и осваивать современные практико-ориентированные образовательные форматы, которые могут использоваться в образовательном процессе и будут содействовать развитию междисциплинарного подхода в обучении. Тем более, кубок «Управляй!» прекрасно адаптирован под дистанционное обучение, а особенно ценными является его интерактивный формат с элементами «геймификации».  

Онлайн-практикум Кубка помогает преподавателям посмотреть на процесс образования глазами студента. Проект отвечает современным вызовам и повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда, что делает его реализацию сквозной для целого ряда национальных проектов.

Руководитель Кубка «Управляй!» Вячеслав Шоптенко добавил, что в этом году заявок значительно больше, чем в прошлые годы, заметно расширилась доля не экономистов-управленцев. 1/6 от общего числа заявок подана от СПО. Кубок развивает одну из ключевых компетенций современного человека - умение быстро обучаться. Важным нововведением третьего сезона конкурса стала образовательная составляющая – она не влияет на результаты, но помогает лучше подготовиться к конкурсным заданиям, регистрация на образовательный трек продлится до 10 ноября 2020 года.
источник
Научно-образовательная политика
НЦМУ как срез российской науки

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о выделении средств для отобранных научных центров мирового уровня в рамках нацпроекта «Наука». Каждый победитель получит более 200 млн рублей.

В этом году гранты получат десять научных центров: «Агротехнологии будущего», «Цифровой биодизайн и персонализированное здравоохранение», Центр фотоники, Центр персонализированной медицины, Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала,  «Рациональное освоение запасов жидких углеводородов планеты», «Интегративная физиология – медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям стрессоустойчивости», «Сверхзвук», «Передовые цифровые технологии», Национальный центр персонализированной медицины эндокринных заболеваний.

Консорциумы-победители и их состав, естественно, отражают и реальную научную силу заявителей, и более системные соображения – ориентацию на приоритеты Стратегии научно-технологического развития.

Изучение состава победителей, таким образом, может дать много интересных данных о ключевых формата научно-технологического прорыва. Первым в перечне участников традиционно указывается головная организация консорциума.

Всего отобраны 10 НЦМУ по приоритетам Стратегии НТР, которые дополнили 3 геномных центров мирового уровня и 4 математических. Причем среди шести НЦМУ по приоритетам – представлены все направления кроме «обороны и безопасности» (приоритет д), а «здравоохранение и медицина» получили целых 4 научных центра мирового уровня.

Всего в 10 НЦМУ представлен 41 участник. Средний размер консорциума – 4 члена (точно – 4,1). В составе победителей 4 центра с подобной численностью состава.  При этом два НЦМУ представлены большим составом – по 7 членов консорциума и есть один центр-единоличник. Судя по всему, именно четыре участника оптимальны и для представленности университетов и НИИ, и для интеграции носителей уникальных профильных компетенций.

Из 41 участника 10 НЦМУ – 23 представляют научные организации, 18 – университеты. Соотношение примерно поровну с небольшим преимуществом НИИ.

Примечательно, что научные организации получат даже больше средств, чем университеты (1,33 млрд руб. против 1,05).

Научные институты и центры представлены в 9 НЦМУ, а университеты – лишь в 8. При этом поровну случаев, когда во главе консорциума стоят университеты и научные институты. По соотношению НИИ-вузов в рамках консорциумов первые доминируют в рамках 7 центров, вторые – лишь трех.

Три НЦМУ сформированы на базе головной организации из числа подведов Минздрава (в т.ч., 1 на базе университета), 1 – Минсельхоза (также на базе вуза), 1 – Минпромторга (ЦАГИ). То есть, на Минобрнауки остается всего 5.

Этот умышленно упрощенный чисто количественный анализ, тем не менее, и отражает ландшафт российского сектора исследований и разработок, и демонстрирует стратегические установки государства по развитию сферы НИОКТР в рамках технологического прорыва.

Условные «НИИ» и «вузы» равнозначны по своему вкладу в научный прогресс. Причем отраслевая наука представлена преимущественно организациями Минздрава и Минсельхоза со значительным доминированием первых. При этом состав «отраслевых» консорциумов все же смешанный – с участием и подведов Минобрнауки,

Состав НЦМУ четко подтверждает, что нацпроекты (как «Наука» первого поколения, так и «Наука и университеты» второго) ориентированы и на академический, и на университетский сектора. Подобное равноправие, а также баланс между фундаментальной междисциплинарной и отраслевой прикладной наукой будут выдерживаться и далее.

Наука и высшее образование активно интегрируются друг с другом, а уже на фундаменте анализа состава НОЦ (логичнее его проводить после отбора второй пятерки центров) можно будет посмотреть всю цепочку – от исследований до производства.

Распоряжение Правительства (и состав центров): http://static.government.ru/media/files/XY4j5lFwu64NWFt0GU3dmKOlDz5u2bip.pdf
источник
Научно-образовательная политика
Без преувеличения Научно-образовательная политика — это больше, чем телеграм-канал,  это экосистема, которая генерирует события и кадровые решения федерального масштаба, сохраняет баланс позиций между основными заинтересантами (как в медиапространстве, так и в кабинетах власти), формирует и популяризирует ключевые векторы научно-образовательной политики страны.

В экосистеме @scienpolicy уже сотни экспертов, представляющих ведущие институты развития страны, и более 20 тысяч читателей@scienpolicy уже сотни экспертов, представляющих ведущие институты развития страны, и более 20 тысяч читателей.

С новым рубежом! К новым вершинам!
источник
Научно-образовательная политика
Электротехнический консорциум

Ведущие вузы страны - отраслевые не исключение - начали активную работу, чтобы войти в Программу стратегического академического лидерства. На глазах формируются консорциумы, которые включаются в битву за ПСАЛ.  Ещё одним ярким участником этой гонки становится электротехнический консорциум возглавие с МИЭТ.

Подробнее о его участниках и планах развития: https://telegra.ph/EHlektrotehnicheskij-konsorcium-10-26
источник
Научно-образовательная политика
Если бы подписчики телеграм-канала «Научно-образовательная политика» собрались в одном месте, пришлось бы арендовать целый стадион, ведь их уже больше 20 тысяч человек!

Поздравляем команду НОП с тем, что им удалось объединить вокруг себя столько активных, интересующихся, небезразличных людей.

Вы уже давно стали не просто информационным каналом, а настоящей экспертной площадкой. Серьезная аналитика, написанная человеческим языком, оперативные новости и анонсы интересных мероприятий — то, за что читатели вас так ценят.

Темы, связанные с наукой и образованием, сейчас актуальны как никогда. Поэтому мы уверены, что количество ваших подписчиков будет возрастать в геометрической прогрессии!

🚀🚀🚀 https://t.me/scienpolicy
источник
Научно-образовательная политика
‼️⚡️Учебные заведения вправе сами выбирать сервисы для дистанционного обучения

Российские образовательные организации вправе самостоятельно выбирать, какие онлайн-ресурсы, сервисы и платформы использовать для организации дистанционного обучения.

Рособрнадзор.
источник
Научно-образовательная политика
Не так много телеграм-каналов, которые пишут о политике, чьи публикации заслуживают внимание и уважение.

"Научно - образовательная политика" - @scienpolicy  - один из таких.

Мы часто не согласны с позицией коллег о том, что в государственном управлении наукой и образованием нынче всё гладко, но авторы  НОП яростно бьются за своё, и это заслуживает уважение.

Именно по этой причине мы редко критикуем руководителей этой сферы. Достаточно НОП - и их 20К читателей подтвердят. С чем и поздравляем!..

t.me/scienpolicy
источник
2020 October 27
Научно-образовательная политика
Госсоветские поручения – наука и образование

Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 28 сентября 2020 года.

Правительству поручено:
д) рассмотреть при разработке программы стратегического академического лидерства вопрос о реализации следующих мероприятий:

развитие университетов, ориентированных на проведение прорывных научных исследований, создание новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработку новых и совершенствование применяемых технологий для обеспечения социально-экономического развития территорий, на которых расположены такие университеты, укрепления кадрового и научно-технологического потенциала организаций реального сектора экономики и социальной сферы;

формирование новых организационно-правовых механизмов интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики;

е) обеспечить осуществление мероприятий по разработке верифицированного цифрового образовательного контента на всех уровнях общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

ж) рассмотреть возможность увеличения объема субсидий на реализацию программ деятельности научно-образовательных центров мирового уровня;

з) рассмотреть возможность создания региональных математических центров и региональных научно-образовательных центров по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации.

Доклад – до 1 декабря 2020 г.;

Блок по Программе стратегического академического лидерства был ожидаем – как показало обсуждение ПСАЛ на Президиуме РАН, консорциумы могут образовываться в очень разных формах. Точно так же, как существует особый интеграционный «шлюз», по которому возможно вхождение в Программу.

Все участники ПСАЛ должны в той или иной степени ориентироваться на сопряженное развитие с регионами, в которых расположены. Особый акцент на этом направлении предполагается у национальных опорных университетов. Примечательно, что профильный Совет, который будет осуществлять управление данным типов участников ПСАЛ, станет функционировать при Государственном совете, а возглавит его Сергей Кириенко.

Также в региональном разрезе важен и «четвертый шлюз» - если претендент (консорциум) не может выполнить все требования для полноценного участия в ПСАЛ, то он может заручиться поддержкой – крупного промышленного партнера, ФОИВ или региона – с тем, чтобы на правах кандидата за два года подтянуть все показатели.

Очень важен пункт поручений о возможном увеличении финансирования программ научно-образовательных центров мирового уровня – это означает, что общее количество НОЦ может быть и больше предусмотренных сегодня 15 штук.

Сама идея научно-образовательных центров получается дальнейшее развитие как парадигма пересборки сферы науки-образования-инноваций. В частности – окончательно планируется закрепить формат региональных НОЦ и научных центров (в поручениях упомянуты математические). Напомним, региональные центры упомянуты что в тексте предложенного Министерством науки и высшего образования нацпроекта второго поколения «Наука и университеты».

Полный список поручений: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/64273
источник
Научно-образовательная политика
Госкорпорация развития «ВЭБ.РФ» продолжает развитие темы инвестиций в человеческий капитал. 28.10.2020 состоится конференция «Импакт-инвестиции - драйвер экономики человеческого капитала».

Старший вице-президент ВЭБ.РФ Михаил АлашкевичВЭБ.РФ Михаил Алашкевич  отметил, что удалось собрать уникальный состав российских и зарубежных экспертов. В комментарии НОП он подчеркнул: "Человеческий капитал - то есть кадры и их компетенции - сейчас обозначены в качестве одного из ключевых приоритетов государственной политики. Институты развития должны уделять повышенное внимание этому ресурсу роста экономики и благосостояния граждан. Наработка человеческого капитала не может существовать в отрыве от системного развития образования - особенно сектора дополнительного образования, при этом общий уровень формируют школы и университеты - их также нельзя упускать из фокуса внимания. ВЭБ.РФ реализует большое количество форматов поддержки всех видов и уровней образования. И отдельно нужно подчеркнуть значимость квалифицированной работы в секторе острых социальных проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями ответственного гражданского общества и государства".

ВЭБ.РФ реализует большое количество форматов поддержки всех видов и уровней образования. И отдельно нужно подчеркнуть значимость квалифицированной работы в секторе острых социальных проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями ответственного гражданского общества и государства".

Звёздные спикеры встретятся онлайн, чтобы обсудить, как импакт-инвестиции становятся новым драйвером экономики человеческого капитала, как страновые факторы и поведение ключевых стейкхолдеров рынка влияет на их развитие, какие эффекты получит сфера образования и другие отрасли социальной сферы от развития импакт-инвестиций в России и в мире.

Откроет конференцию Председатель ВЭБ.РФ И.И. Шувалов и Председатель и генеральный директор Азиатской сети венчурной филантропии (AVPN) Наина Саббервол Батра. Модераторы — Нюта Федермессер — учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» и Гор Нахапетян —Бизнесмен и филантроп, почетный профессор бизнес-практики МШУ «СКОЛКОВО», со-основатель и партнёр SENSEMAKERS

В качестве почетного гостя к участникам конференции обратится сэр Роналд Коэн – британский и американский инвестор, предприниматель, менеджер и политик, «гуру рынка венчурного инвестиций» и  создатель инструмента проектов социального воздействия/social impact bonds.

В конференции примут участие представители крупнейших мировых институтов развития, международных финансовых и социально ориентированных некоммерческих организаций, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, эксперты в сферах образования, социальной защиты, здравоохранения, словом, тех сферах, где ожидаются наибольшие эффекты от развития импакт-инвестиций. Среди спикеров И. Фрумин (ВШЭ), С. Ячевская и М. Алашкевич (ВЭБ.РФ), А. Лавров (Минфин), Я. Нойдорфер (Social Finance Israel), Д. Роникл (Ecorys) и др.

Трансляция будет общедоступной на русском и английском языках 28 октября с 14:00 до 18:00.

Ссылки на трансляцию в youtube:
https://youtu.be/-6TsvN5NX6A (русский язык)
https://youtu.be/acDScTiHYKM (английский язык)
Или на сайте конференции: http://impactbonds.veb.tilda.ws/
источник
Научно-образовательная политика
Поздравляем @scienpolicy@scienpolicy с преодолением отметки в 20 тысяч подписчиков. НОП – один из первых и, безусловно, самых авторитетных телеграм-каналов в сфере образования и науки.

Желаем развития и новых читателей!

https://t.me/scienpolicy
источник
Научно-образовательная политика
🌺 20 тысяч подписчиков «Научно-образовательной политики»самая думающая и неравнодушная аудитория российского сегмента Telegram. Поздравляем с достижением круглой цифры дорогих соратников по борьбе за эффективное исполнение Майского/Июльского указов Президента. Бескрайних вам творческих успехов, коллеги!
источник
Научно-образовательная политика
Поздравляем лучший канал https://t.me/scienpolicy  в сфере науки и образования с преодолением рубежа в  20 тысяч подписчиков!
Так  держать коллеги!
источник
Научно-образовательная политика
Всяческие поздравления "Научно-образовательной политике" с достижением 20к подписчиков.
С пожеланием, чтобы наука, образование и религия чаще встречались. Можно без политики.
источник
Научно-образовательная политика
Мы говорим «научно-образовательная политика» – подразумеваем НОП! А нас – подписчиков @scienpolicy – уже больше 20 000.

Ценим главный телеграм-канал отрасли не только за профессиональную аналитику и надежные инсайды, но и за искренность и харизму. И за внимание к Томскому политеху, конечно.

Уважаемые коллеги, поздравляем, 25 К не за горами!
источник
Научно-образовательная политика
Поздравляю с 20К!
Серьезно и нескучно, глубоко и увлекательно, о действительно важном и главном! Всегда читаю с вниманием и интересом!

https://t.me/scienpolicy
источник