Санкции? Выборы!
Весь российский научный мир горячо обсуждает достаточно шокирующую новость – Американский геофизический союз (AGU) отказался принимать к рассмотрению для публикации статью российских ученых из Института прикладной физики Российской академии наук из-за того, что Россия находится под международными санкциями. Об этом, как сообщает ТАСС, говорится в письме ИПФ РАН в адрес президента РАН Александра Сергеева.
Изюминки в эту ситуацию добавляет то, что именно он прошел в нижегородском ИПФ путь от стажера до директора.
«Свой отказ AGU мотивировал невозможностью рассмотрения научных работ, финансируемых правительством РФ и Министерством науки и высшего образования как части правительства РФ», – говорится в письме.
Естественно, в научной среде поднялась волна возмущения.
Надо сказать, что статьи российских авторов действительно не слишком охотно берут в американские журналы – хотя речь идет скорее не о дискриминации, а о своеобразном «полу-не-проходном балле» - если можно статью не взять, то ее и не возьмут. А причин всегда много – проще всего сослаться на неправильное структурирование и оформление или на недостаточность источниковой базы.
Естественно, публикации с результатами мирового уровня будут выпущены независимо от того, какие страны представляют авторы – все же в науке есть некие универсальные и общечеловеческие ценности.
А вот всем остальным статьям и авторам приходится быть «на голову выше». Впрочем, ситуация не нова – так было практически всегда за исключением краткого периода начала и середины 90-х годов.
В принципе, практически вся наука в России финансируется государством – то есть фактически любую публикацию могут не допустить в американский журнал вследствие данного обстоятельства. Почему же такое не происходит сплошь и рядом?
Ответ кроется скорее не в качестве статьи, не в российском гражданстве авторов и даже не в санкциях. Как всегда у американцев, всё дело в самих США – чем ближе выборы, тем напряженнее обстановка, тем больше внешнеполитические сюжеты интегрируются во внутриполитический дискурс и тем значительнее эмоциональность реакции отдельных граждан США в условиях ограниченности информации за пределами информационной битвы республиканского и демократического медийных Левиафанов.
Думается, что в Американском геофизическом союзе не знали (и не удосужились уточнить), что действительно, как и сказал президент РАН, идет продуктивное сотрудничество между Российской академией наук и Национальной академии наук США. Что российские и американские ученые прекрасно сотрудничают в рамках крупных (и не очень) проектов. Что подавляющему большинству американского истеблишмента понятна нужность и важность диалога с Россией – в том числе, по научно-образовательному вектору.
Вот только беда в том, что в США сейчас выборы – это не просто тема номер один, а по сути – единственная тема. И неудивительно, что кандидаты не слишком стесняются в своей внешнеполитической риторике – в Америке вообще никогда не лезли за словом в карман, чтобы во внутриполитической борьбе приплести что-нибудь из области мировой политики.
Подобная атмосфера, конечно, оказывает влияние на всех граждан США – в том числе, и на ученых. Есть серьезные основания полагать, что именно предвыборная истерия в Америке на фоне коронавируса и глубоко расистского по своей природе Black Lives Matter явилась причиной столь необдуманного решения Американского геофизического союза.
Которое он, кстати, осознал и за которое принёс извинения Институту прикладной физики, признав ошибку и некорректность отсылки к санкциям, а также предложив заново подать статью в указанный или любой иной журнал AGU – при этом заверив, что решение о публикации будет приниматься исключительно из соображений научной ценности.
Смеем заверить, что пройдут выборы – и всё войдет в рабочий режим, где у нас останется «полу-не-проходной балл», но вот эта истерично-политизированная пена точно осядет. Впрочем, лишь на 4 года – до следующих выборов в США.
Подробнее:
1 и
2.