Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 October 09
Научно-образовательная политика
НОЦ-отбор: критерии

Вступил в силу Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 23.09.2020 № 1227 «Об утверждении критериев отбора программ деятельности научно-образовательных центров мирового уровня».

I.  Критерии, характеризующие научно-исследовательский, экономический (инновационный), кадровый и инфраструктурный потенциал научно-образовательного центра мирового уровня:
1.1  Количество патентов на изобретения по областям, определяемым приоритетами научно-технологического развития РФ, зарегистрированных в РФ и (или) имеющих правовую охрану за рубежом.
1.2  Количество статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития РФ, в научных изданиях, индексируемых в международных базах данных   «Web of Science» и «Scopus» (для федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и научных организаций).
1.3  Объем выполненных работ и услуг, завершившихся изготовлением, предварительными и приемочными испытаниями опытного образца (опытной партии) (рублей).
1.4  Количество разработанных и переданных для внедрения в производство в организациях, действующих в реальном секторе экономики, конкурентоспособных технологий и высокотехнологичной продукции.
1.5  Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей.
1.6  Доля работников организаций, участвующих в создании научно-образовательного центра мирового уровня (далее - центр), прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в соответствии с направлениями деятельности центра.
1.7  Количество иногородних обучающихся по образовательным программам высшего образования, прибывших из субъектов РФ, не участвующих в создании центра, а также иностранных обучающихся.
1.8  Количество лиц, завершивших обучение в центрах развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий в интересах развития региона.
1.9  Доля новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции в общем объеме отгруженной продукции.
1.10  Техническая вооруженность сектора исследований и разработок (балансовая стоимость машин и оборудования в расчете на одного исследователя).
1.11  Количество новых высокопроизводительных рабочих мест.
1.12  Численность исследователей в субъекте РФ, выполнявших научные исследования и разработки, на 10 000 занятых в экономике субъекта РФ.

II.  Критерии, характеризующие вовлеченность субъекта РФ в реализацию программы деятельности центра:
2.1  Объем финансовой поддержки из бюджета субъекта и (или) субъектов РФ, на территории которых осуществляют деятельность участники центра, программы деятельности центра с использованием всех инструментов региональной поддержки.
2.2  Наличие в субъекте РФ инструментов развития: территорий опережающего развития, особых экономических зон, промышленных технопарков, индустриальных (промышленных) парков, промышленных кластеров, территориальных инновационных кластеров, инновационных научно-технологических центров.
2.3  Доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения программы деятельности центра.

III.  Критерии, характеризующие научно-технологический потенциал субъекта РФ в соответствии со Стратегией пространственного развития РФ на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р:
3.1  Наличие в субъекте РФ центра, включенного в перечень перспективных центров экономического роста, в которых сложились условия для формирования научно-образовательных центров мирового уровня.
3.2  Наличие в перспективной экономической специализации субъекта РФ отрасли «Деятельность профессиональная, научная и техническая».
3.3  Вхождение субъекта РФ в перечень приоритетных геостратегических территорий РФ.

Критерии в полной мере отражают те задачи, которые возлагаются на НОЦ: научные открытия, связь с реальным сектором экономики, пересборка региональных научно-образовательно-инновационных пространств, геостратегическое развитие.

Полный текст Приказа.
источник
Научно-образовательная политика
И научить, и дать работу – опыт СФУ

Мы много говорим о том, чему пандемия научила вузы: переход в дистант, работа в быстро меняющихся условиях, цифровизация всех процессов. Это все здорово и важно, но есть одна тема, которую учтиво обходят стороной - не принято у нас открыто говорить о деньгах.

Коронавирус ударил по кошельку всех категорий населения, а по студенческому – особенно. Вопрос поиска новых официальных источников дохода остро встал и перед теми, кто получал помощь от родителей, зарплаты которых с переходом на удалёнку тоже упали, и перед теми, кто крутился на неофициальных подработках и оказался не у дел без выплат и компенсаций.

В этом смысле оперативно и по зову времени перестраивать работу на новые лады вынуждена была не только учебная часть, но и вузовские центры карьеры, которые должны были помочь студентам найти официальную работу здесь, сейчас и без ущерба для образования.

Примечателен опыт Сибирского федерального университета. СФУ всегда был площадкой, где студенты работают и совмещают это с получением диплома. А с началом пандемии там запустили сервис поиска вакансий удалённой работы, работы с гибким графиком или частичной занятостью. К публикации информации о вакантных должностях, где профстандарты не требуют наличия законченного высшего образования, привлекли бизнес-партнеров университета.

В настоящее время на этой цифровой платформе выложено не менее 300 актуальных вакансий и 600 резюме соискателей из числа студентов и выпускников СФУ. Есть возможность организовать и провести онлайн мероприятия с работодателями: дистанционное собеседование, виртуальную встречу с работодателем, онлайн-ярмарку вакансий.

В конце учебного года Центр картеры и Управление молодёжной политики СФУ провели большую аналитическую работу – актуализировали мониторинг занятости и провели опрос среди студентов, где они предпочитают работать во время обучения. Выяснилось, что в первую очередь студенты хотят работать на кампусе университета, желательно с возможностью гибкого графика и частичной занятости. Это и понятно, на рабочем месте все прекрасно понимают твой статус и идут навстречу, плюс, не нужно тратить время на дорогу.

И в СФУ таких возможностей много. Один из успешно реализованных весенних кейсов – студенческий отряд «Бастион», на примере которого видно, как студенты могут совмещать работу и учёбу. Основные функции отряда – охрана правопорядка. «Бойцы» патрулируют кампус и выходят в составе Добровольной народной дружины. На 30 ставок принято 104 человека. Студенты устроены на 0,5-0,25 ставки, при этом активная работа в отряде дает возможность получать еще и повышенную академическую стипендию.

Есть и студенческие инициативы, которые при поддержке СФУ получили официальный статус, а значит, и возможность трудоустройства на зарплату. Например, студенческий ресторан «Дом у озера», который открылся на острове Татышева при поддержке крупного ресторанного холдинга «Bellini Group». Официанты, хостес, повара – это все студенты Института гастрономии СФУ. Или «Медиапарк» – это не только о медиволонтерстве в университете, наиболее активные студенты становятся полноценными сотрудниками Департамент информационной политики вуза.

Таким образом, студенты СФУ, еще не закончив образование, получают официальное трудоустройство и первые навыки работы в коллективе. Хочется надеяться, что такая карьерная активность не пойдёт на спад, а организованная работа вузовских центров карьеры станет еще одним успешным кейсом в ответ на вызовы пандемии.

Пример Сибирского федерального университета очень показателен - для вуза коронавирус стал стимулом еще больше развить те удачные решения, что применялись и ранее. В вопросах трудоустройства студентов СФУ представляет собой ориентир, на которым многим вузам стоит равняться.
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ: вторая волна

Официально объявлен старт второго этапа «гонки за НОЦ», которая по накалу страстей и объемах ставок уже давно превратилась в битву.

Напомним, что научно-образовательные центры мирового уровня создаются в рамках нацпроекта «Наука», а в новом национальном проекте «Наука и университеты» это мероприятие, естественно, сохранится.

На сегодняшний день уже функционирует первая пятерка центров, всего их планируется создать 15. У претендентов есть время до 9 ноября, чтобы оформить и подать свои заявки. Их рассмотрит конкурсная комиссия Минобрнауки, но решения принимает Совет научно-образовательных центров мирового уровня. Отобрать во вторую волну планируется 5 НОЦ.

Опыт первой пилотной волны показывает, что из неформальных критериев – умение работать в информационном поле, грамотно презентовать и продвигать проект НОЦ в СМИ и соцсетях имеет не менее важное значение, чем традиционный лоббизм и интеграция в элитные расклады.

На данный момент можно точно сказать, что фаворитами являются те претенденты, для которых создание научно-образовательного центра важно само по себе – как инструмент перезагрузки региональных (а также трансрегиональных) систем науки, образования, инноваций. Это те консорциумы, которые начали функционировать как НОЦ регионального уровня – с тем, чтобы затем уже претендовать на нацпроектный статус и финансирование.

И несколько меньше шансов у тех, кто действует по принципу «всё или ничего» - то есть НОЦ либо будет создан в рамках нацпроекта, либо вообще «не взлетит».

Круг претендентов очень широк. Общее количество заявок вполне может превысить половину сотни.

В рамках отбора НОЦ (здесь не стоит так уж сильно разделять вторую и третью волны, поскольку важнее общее количество оставшихся «в игре» мест) действуют несколько очень важных и при этом взаимосвязанных факторов.

Первый из них – создание научно-образовательных центров на Дальнем Востоке и в Арктической зоне РФ. Оба центра предусмотрены поручениями президента России Владимира Путина.

Второй – связь со Стратегией пространственного развития, где особое внимание уделяется геостратегическим – приграничным (фронтирным) – территориям.

Третий – связь с крупнейшими высокотехнологичными компаниями: здесь особое значение имеет выстраивание сотрудничества с госкорпорациями и лидерами цифрового развития.

Четвертый – целеполагание. Для НОЦ критически важным является фокусировка работы и развития по нескольким ключевым стратегическим векторам. Чрезмерное распыление усилий точно так же нежелательно, как и избыточно узкие тематики. Направления деятельности центров должны быть сквозными и системными.

Пятый – баланс между количеством участников консорциума и реальным их вкладом в развитие центра.

Шестой – восприятие центра его инициаторами и ключевыми участниками. НОЦ не является грантовой программой в классическом смысле этого слова, скорее это государственная поддержка лидерам. Поэтому практически бессмысленно подавать заявку, руководствуясь чисто финансовыми соображениями – научно-образовательные центры также про «третью миссию» и комплексное социально-экономическое развитие регионов.

Седьмой – «голубые столичные фишки». Важным для любого консорциума является привлечение ведущих университетов и научных институтов – особенно с учетом того, что в Москве и Санкт-Петербурге присутствует огромная концентрация крайне сильных игроков.

НОЦ – это квинтэссенция политики научно-технологического прорыва, который сопряжен с прорывом социально-экономическим и является важнейшей составляющей внутренней политики. Количество заявок, участвующие регионы, состав участников консорциума – все это даст богатую почву для анализа, в том числе – даст представление о балансе сил между крупнейшими элитными группами как в федеральном масштабе, так и в конкретном региональном преломлении.

А уж дебаты на Совете НОЦ скорее всего затмят по своему нерву и накалу практически все научно-политические события второй половины 2020 года.

Объявление о «второй волне» и конкурсная документация.
источник
2020 October 10
Научно-образовательная политика
Новости академий

Васильева Евгения Николаевна стала Почетным членом Российской академии художеств.

На сайте РАХ отмечено, что мастер Васильева является автором 15 монографий (в том числе, международных), и за последние годы приняла участие более чем в 30 выставках в 10 странах.

https://www.rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=56068
источник
Научно-образовательная политика
Берегите психику!

Сегодня Всемирный день психического здоровья. Это лишний повод обратить внимание на здоровье не только тела, но и ума с духом – причем не только на свое, но также близких и коллег.

Сфера науки и образования очень стрессовая, причем для всех участников процесса – проверки, экзамены, «трудные дети», неизбежные ЧП, трения внутри классов и групп, (кибер)буллинг и многое другое.

И по горькой иронии именно в научно-образовательной сфере очень высок «порог терпимости». Один из ключевых образов исследовательской среды – чудаковатый профессор, одержимый изобретатель, «горящий» своей работой педагог. Более того – подобное поведение является во многих смыслах одобряемым в этой социальной группе.

Увы, но часто коллектив долго закрывает глаза на все более странное поведение коллег. У преподавателей ситуация имеет дополнительный уровень измерения – они больше на виду, но и стресса у них все равно больше.

Соцсети, со своей стороны, предоставив уникальные возможности для общения и сотрудничества, одновременно всерьез увеличили информационное давление на традиционно склонных к более инкапсулированной работе ученых и исследователей. Учтем еще традиционную оппозиционность, свойственную части отечественной интеллигенции – и тут поводов для дополнительных переживаний просто масса.

Огромной проблемой современного российского общества является стигматизация тех людей, кто испытывает проблемы с психическим здоровьем. Традиционные советы «прибухнуть» соседствуют с сомнительными остротами про Кащенко. Практически все советы, как правило, сводятся к «не ныть», «видеть позитив», «перетерпеть» и «до свадьбы заживет», что разумно, если вы ободрали коленку, но сомнительно в случае открытого перелома.

В университетской среде также принято максимально скрывать свои психические/психологические проблемы – часто полагая, что обращение за помощью станет известно, а за этим последуют ограничения в работе с аудиторией. Хотя, реальные препятствия ставятся только перед теми, кто серьезно болен – точно так же, как вывих ноги отличается от ее отсутствия.

К сожалению, все указанные проблемы проецируются педагогами/преподавателями на своих учеников/студентов. Сказывается также катастрофическая нехватка навыков психологии, а также специалистов в данной области в школах, техникумах и вузах. А отсюда крайне трагическая статистика – от самоубийств до шутингов. И семья не всегда может помочь – старшие поколения мало знакомы с понятием психического здоровья как такового.

Много сейчас говорится о том, что сфера образования должна не только учить, но и воспитывать. Отсюда необходимо сделать следующий шаг – заботиться об учениках и студентах, в том числе, об их психическом самочувствии. Пожалуй, это и есть то качество, что отличает простого педагога или коуча от Учителя и Наставника.

Весенний дистант плавно перетекает во вторую волну коронавируса, еще больше обострив накопившиеся проблемы – опросы и исследования фиксируют, что уровень стресса и тревожности заметно поднялся как у учащихся, так и у педагогов.

Заболевания психики так же реальны, как больные зубы. А попытки следовать неумелым советам друзей и знакомых вместо обращения к врачу делают ситуацию только хуже, а уж алкоголь и тем более наркотики всегда делают ситуацию только хуже.

Быть здоровым не стыдно, как не должно быть стыдно обращаться за помощью и следовать советам врача.

Мы призываем всех причастных к научно-образовательной сфере внимательнее относится к своему психическому самочувствию, а также здоровью студентов, коллег и подчиненных.

Слова благодарности в этот день мы хотим сказать всем тем, кто борется с предрассудками и мифами вокруг психического здоровья – а отдельный низкий поклон врачам – психологам, психиатрам, психотерапевтам.
источник
2020 October 11
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
⚡️🔥Есть Меморандум о взаимодействии России и Узбекистана по изучению русского языка за рубежом!

Этот документ подписан в Ташкенте между Министерством просвещения России, Министерством народного образования Узбекистана и Благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Суть его в реализации гуманитарного проекта «Класс!» и его базовой программы до 2030 года.

Таким образом, оказание Россией содействия в повышении уровня владения русским языком закреплено документально на государственном уровне.

Глава российской делегации первый замминистра просвещения  России Дмитрий Глушко отметил важность подписания Меморандума и выразил особую благодарность Благотворительному фонду Алишера Усманова за помощь в реализации проекта «Класс!»
источник
Научно-образовательная политика
Проректор ДВФУ Дмитрий Земцов - о произошедшем на Камчатке: Сегодня завершился первый этап работы ученых ДВФУ на Камчатке.
✔️ Версия утечки с полигона Радыгино или с полигона Козельский не подтвердилась. Она опровергается тем, что в реке Налычева и ее притоках обнаружены биоиндикаторные организмы: животные, которые не смогли бы выжить, если бы по этим рекам происходил выброс химикатов в Авачинский залив. Также химический анализ воды из этих водоемов не выявил каких-либо значительных отклонений от нормы.
✔️ Версия с ракетным топливом на данный момент также не имеет подтверждения. В воде не обнаружены его компоненты, в том числе гептил, или косвенные признаки его поступления (содержание ионов аммония и нитратов в пределах нормы).
✔️ Версии с сейсмическими или вулканическими причинами происходящего также не получили своего подтверждения и были отклонены ведущими вулканологами страны.
✔️ Распространившаяся в сети информация об обнаруженном с помощью анализа космических снимков судне, осуществившем выброс в заливе, заслуживает внимания компетентных органов, однако по своему масштабу выброс не мог привести к наблюдавшимся на Халактырском пляже явлениям.
✔️ Таким образом, на сегодняшний день команде ученых ДВФУ наиболее убедительной представляется версия с микроводорослями, согласно которой причиной гибели бентосных животных и обеднения морского дна стало так называемое «вредоносное цветение водорослей» (оно же «красный прилив»). При интенсивном цветении водорослей уменьшается содержание кислорода в воде, а сами они вырабатывают токсины, которые становятся причиной описанных явлений.
✔️ В пользу этой гипотезы говорят несколько фактов:
- желтая пена, характерная для цветения микроводорослей, которая наблюдалась активистами в большом количестве 5 октября и в существенно меньшем количестве нашими учеными при облете на вертолете 8 октября.
- спутниковые снимки, на которых специалисты по дистанционному зондированию земли из нашего университета и ДВО РАН обнаружили широкую белую полосу прибоя, не соответствующую по ширине скорости ветра (вероятно, она представляла собой пену, образующуюся при цветении микроводорослей).
- и, наконец, уже на этих выходных поступила информация, что в собранных нашей командой пробах воды и желтой пены лаборатория ТИБОХ обнаружила токсин, вырабатываемый во время цветения определенных микроводорослей.
источник
2020 October 12
Научно-образовательная политика
Юбилей примирения

В 2020 году исполняется 75 лет не только Победе в Великой Отечественной войне, но также и атомной промышленности. Начав с сугубо военной проблематики, атомный проект очень быстро «выплеснулся» в область гражданского применения – атомную энергетику и атомный ледокольный флот. Также огромен вклад Курчатовского института (и его предтеч) в областях науки о материалах, математическом моделировании, генетики и многих других направлениях научно-технического прогресса.

Логичным и естественным в текущих обстоятельствах выглядит фокусировка научной части осеннего Общего собрания Российской академии наук именно на юбилее атомного комплекса страны.

При этом, история взаимоотношений Академии наук СССР и научных подразделений Министерства среднего машиностроения, а затем РАН с Курчатовским институтом и Росатомом – изобилует весьма крутыми виражами.

«Атомка» всегда была «вещью в себе», а по факту – «государством в государстве». И даже сейчас существуют «закрытые города», жизнь в которых протекает в своем особом русле, а даже в итоге «открывшиеся» стране и миру населенные пункты все равно обладают своим особым духом. Из научных направлений именно атомные технологии, пожалуй, в наибольшей степени тесно срощены с вопросами обеспечения безопасности и проведения внешней политики государства.

После лихолетья 90-х атомный комплекс страны последовательно наращивает свой вес в вопросах научно-технологической и внутренней политики. Временами тесно соприкасаясь с Российской академией наук.

Есть мнение, что основные контуры научной политики XXI века сформировал конфликт между Михаилом Ковальчуком и РАН. Он же выступает фоном взаимодействия Академии с Курчатовским институтом и Росатомом.

Тем не менее, новая реальность научно-технологического прорыва принуждает участникам к продуктивным и прагматичным взаимодействиям, без которых невозможна проведение системных преобразований с целью форсированного развития России.

И пожалуй, настало то время, когда Атому и Академии нужно зарыть топор войны и перейти к сотрудничеству. В целом, сегодня совершенно иная научно-политическая реальность, чем была еще в первом десятилетии XXI века.

Атомная промышленность представлена тесной связкой госкорпорации Росатом и мощнейшего мульти- и междисциплинарного научного центра Курчатовского института. Академия же прошла болезненный, но необходимый этап «перерождения» в ведущую экспертную организацию страны. «Осажденная крепость из слоновой кости» превращается в достаточно эффективный институт администрирования научной политики – не прямого (через управление подведомственными институтами), но экспертного (через рассмотрение и оценку планов, отчетов и закупок в области научно-исследовательских, а частично – и инженерно-технологических работ).

Новый президент РАН Александр Сергеев с самого начала избрал вектор на развитие партнерских отношений со всеми ключевыми стейкхолдерами научной политики – от Минобрнауки, до, естественно, Росатома.

«Атомная группа» в лице Сергея Кириенко и Михаила Ковальчука преобразовалось в ядро «группы прорыва», выходя на уровень формирования универсальных правил игры в области науки, образования и технологического трансфера.

Именно научное празднование 75-летия атомной отрасли должно стать толчком к перезагрузке отношений между Атомом и Академией. Уже определен состав оргкомитета и его рабочей группы по подготовке и проведению научной сессии «75 лет атомной отрасли. Вклад Академии наук».

Впереди серьезная работа, результатом которой должен стать «съезд примирения», на котором будет по достоинству оценен вклад всех сторон как в развитие атомной отрасли, так и в целом – в отечественный научно-технологический прогресс.

В эпоху прорыва нельзя жить прошлым, поэтому есть надежда на то, что Российская академия наук и две «атомные крепости» смогут стимулировать совместную работу на всеобщее благо.
источник
Научно-образовательная политика
Сотрудники Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН, впервые в России получившие антитела, нейтрализующие коронавирус, доказали их эффективность на животных. Антитела используют для создания средств для лечения и профилактики COVID-19, сообщается в официальном издании СО РАН "Наука в Сибири".
источник
Научно-образовательная политика
#словоРАН – Утечки и развитие науки

#словоРАН – Утечки и развитие науки

Нобелевская неделя – всегда повод поговорить о хронических особенностях и перспективах развития отечественной науки. В интервью «Парламентской газете» президент Российской академии наук Александр Сергеев рассказал о хронических проблемах и необходимых направлениях развития российской науки.

Финансирование
По Стратегии [научно-технологического развития] мы должны в перспективе иметь финансирование науки до двух процентов от ВВП, пополам из бюджета и внебюджетных источников. Сейчас у нас всего на науку тратится около одного процента ВВП, а соотношение бюджета к внебюджету примерно 70 к 30. Во всех технологически развитых странах — наоборот: бизнес дает больше, чем бюджет.

Научные центры
Когда идет речь о развитии научных центров мирового уровня, надо иметь в виду, что международная коллаборация подстегивает одновременно и острую научную конкуренцию. Именно за счет нее получаются результаты мирового уровня. Содержание таких центров дорого. Они должны иметь соответствующую ресурсную обеспеченность, экспериментальное оборудование и инфраструктуру, уровень зарплат.

Хронические болезни
Мы часто говорим об утечке умов. Она связана даже не столько с уровнем зарплат. Зарплата ниже, но не настолько по сравнению с научно ориентированными странами, а вот уровень оснащения наших научных лабораторий во многих случаях по-прежнему сильно отстает от мирового.

Нашу конкурентоспособность снижают нехватка оборудования и инфраструктуры, из-за чего идеи просто уплывают за границу, одни или с их носителями. А если ученый реализовал свою идею в другой стране, то ей и принадлежит результат.

С одной стороны, утечка мозгов — это такая мобильность ученых, существующая всегда и во всех странах. С другой — цель каждого государства, которое заботится о своем научном и технологическом процветании, сделать так, чтобы мозгов больше в страну въезжало, чем из нее уезжало. Достичь положительного баланса.

У нас интеллект из страны по-прежнему утекает. Это острый вопрос. Утечка интеллекта, я считаю, гораздо важнее, чем утечка капиталов. Мы каждый квартал подсчитываем, сколько миллиардов вывезено капитала, но никто не считает, сколько утекло интеллекта. Это неправильно. Потому что будет интеллект — будут деньги.

Научная политика и администрирование
Реформу РАН до сих пор немало ученых считают неудачной и выступают за скорейший возврат к прежней системе управления. Я против любых резких изменений, к сожалению, часто свойственных нашему российскому менталитету. Считаю, что настраивать и корректировать действующую систему управления надо эволюционно на основе консенсуса. У нас нормальные деловые отношения с Минобрнауки, особенно после того, как его возглавил Валерий Николаевич Фальков. Позитивные сдвиги налицо.

Однако плохо то, что управление наукой сильно забюрократизировано, а излишки регламентов охлаждают научный пыл. По шкале, которой оперирует Правительство в оценке наших ученых и коллективов, сложно оценить реальные результаты, особенно в фундаментальной науке. Наукометрия — удобный способ следить за работой своих подведов, когда тебе непонятна суть их работы.

Что делать?
Больше доверять ученым. Особенно в фундаментальной науке, очень сложной и тонкой материи. Невозможно зарегламентировать процесс открытия. Действующий формат госзаданий для научных учреждений просто противоречит смыслу и сути научного поиска <…>. Это надо корректировать. Ученые должны иметь степени свободы, возможность менять тематику, оперативно концентрировать ресурсы на новом, особенно если возникают требующие быстрой реакции обстоятельства.

Вопрос с жильем далек от решения.

Следует выстраивать политику, я бы сказал, «заякоривания» нашей молодежи. Будет у ученого жилье, научное оборудование, лаборатория, студенты, финансирование и устойчивое признание — никуда он не уедет. <…> Центры мирового уровня нам нужно создавать не для того только, чтобы к нам приезжали работать из-за рубежа, но и чтобы наши ученые в них держались и чувствовали себя хорошо.

Подробнее.
источник
Научно-образовательная политика
​​Вопросы образования на первом месте!

🎓Отраслевой бизнес-завтрак для представителей сферы образования состоялся в Нижнем Новгороде

📌Ректор Университета Лобачевского Елена Загайнова и проректор по учебной работе Ольга Петрова выступили со своими идеями и предложениями на бизнес-встрече, где главным вопросом стало обсуждение ситуации с заболеваемостью в школах и вузах.

📌Елена Загайнова отметила важность соблюдения мер предосторожности в образовательных учреждениях:
«Естественно, мы должны не только предоставлять своим студентам возможность получать знания в обработанных и чистых аудиториях, но и постоянно следить за их самочувствием. Очень не хочется уходить снова на дистанционное обучение. Живое общение невозможно заменить ничем. Но если это потребуется, то мы готовы предоставить качественное образование в онлайн-формате».

📌«Мы перевели преподавателей из категории 65+ на дистанционный формат работы, при этом им активно помогают организовывать практические занятия аспиранты с правом преподавания. Мы прекрасно понимаем, что для многих профессий ничем нельзя заменить работу в лабораториях, поэтому теория – это платформа Zoom, практика – только вживую. Сейчас удобное время, чтобы перезагрузить вуз и использовать дистант для развития: мы изменяем образовательные пространства, делаем коворкинг в библиотеках и так далее», – сказала коллегам Ольга Петрова.

В ходе мероприятия, организованного журналом «Деловой квартал», также были затронуты вопросы приёмной кампании 2020 года, возможности самореализации студентов в профессии, плюсы и минусы онлайн-образования и многие другие.
источник
Научно-образовательная политика
История: память, политика, реальность

История пронизывает все сферы нашей жизни – наука и образование здесь не исключение. Наша память о прошлом – сложный конструкт, состоящий из личного и коллективного, сознательного и бессознательного, субъективного и объективного, личного опыта и результатов целенаправленной политики.

В этом смысле история – одна из самых гуманитарных и при этом – политических наук. И именно в ней очень рельефно выступает дихотомия факта и трактовки. Профессиональные историки оперируют источниками, должны строго следовать принципу историзма. Широкие массы же скорее мыслят более категорически и импульсивно.

В своем интервью «Новой газете» Аскольд Иванчик рассказал об очень многих неочевидных свойствах исторической памяти.

Ничто человеческое
Каждый человек воспринимает мир и все происходящее в нем под своим особым, персональным углом зрения. Так же и народы, состоящие из сообщества людей, в вопросах исторической памяти в значительно большей степени оперируют нерациональными вещами. Трактовка того или иного исторического факта (самого неразрывно связанного с контекстом своего времени) точно так же сугубо не может быть изъята из тех обстоятельств, в которых выносится.

Параллельное пересечение
Противоречивые конструкты историко-политической реальности существуют в головах людей одновременно и очень часто – параллельно. В итоге однотипным событиям может быть дана прямо противоположная трактовка. Принцип нерушимости государственных границ против права наций на самоопределение – один из наиболее ярких примеров.

Причем для массового сознания не свойственна глубина и всесторонность рассмотрения любого вопроса отсюда упрощенные и субъективные оценки событий. На подобную специфику ориентируются политики, которые и сами являются людьми, причем далеко не всегда сколь-нибудь глубоко разбирающихся в тех или иных специфических вопросах.

Для историка данная ситуация является серьезным вызовом – и личный, и профессиональный. Как исследователь он может придерживаться практически любой точки зрения, однако как часть разных социальных групп и общества в целом – испытывает на себе давление среды (в самом широком смысле слова).

Особое напряжение наблюдается именно в точках пересечения «параллельных мыслительных прямых» - когда человек формирует для себя крайне эклектичную картину, которая внутренне глубоко противоречива.

Именно в вопросах исторической памяти формируется очень специфическая точка встречи постоянно меняющейся реальности и глубинных аспектов мышления народа и отдельных индивидов.  

Калейдоскоп
«Историческая память народа избирательна. Более того, она умеет вспоминать совершенно противоположные вещи в зависимости от обстоятельств», – говорит Аскольд Иванчик. В «знании» о прошлом всегда есть лакуны и гротеск. Многое вообще идет вразрез с объективной реальностью событий в истории. Как стеклышки в калейдоскопе – при каждом повороте колеса истории они пересобираются в новые картины. Отсюда – стремление государства (любой власти) сформировать некоторые мощные идеи об истории, чтобы они оказывались сквозными и стержневыми при каждой новой «картинке».

Носители
Аскольд Иванчик акцентирует внимание на том, что историческая память на деле конструируется очень небольшой прослойкой интеллигенции (т.е. интеллектуалов), которые способны оперативно как запустить новые версии, так и «переписать» уже имеющиеся, причем не всегда обладая какими-то «заказами» со стороны государства, но просто веря в свою правоту.

Историческая политика
Историческая память во многом опирается на мифы, которые возникают (сами по себе или целеноправленно культивируются) в общественном сознании. Прямой интерес государства в том, чтобы народ в любой ситуации – будь то рассуждения о прошлом или трактовка происходящих событий – имел ориентиры, которые в основном будут формировать более-менее единый дискурс. В этом цель целостной исторической политики, необходимость которой подчеркнул президент Владимир Путин.

Интервью Аскольда Иванчика.
источник
Научно-образовательная политика
Консорциум Огарева

Программа стратегического академического лидерства еще официально не утверждена, но, являясь полностью встроенной в текущие рамки и форматы научно-образовательной политики, она уже оказывает влияние на инициативы всех задействованных сторон.

Отличный пример «работы на опережение» демонстрирует Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. В рамках ПСАЛ вуз активно продвигает идею создания консорциума, который объединит вузы, академические институты, исследовательские центры и индустриальных партнеров Мордовии и других регионов.

Задачи консорциума, создаваемого по инициативе университета, вполне очевидны: обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона, решение крупных научно-технологических задач, кадровое обеспечение и получение новых конкурентоспособных технологий и продуктов.

Важный шаг к долгосрочному сотрудничеству в рамках формирующегося партнерства был сделан 8 октября во время визита представительной делегации Акционерного общества «Производственное объединение „Уральский оптико-механический завод“ имени Э. С. Яламова» (холдинг «Швабе») во главе с генеральным директором Анатолием Слудных. Ученые вуза и сотрудники предприятия нашли немало точек взаимного интереса и сотрудничества.

При этом работа консорциума не фокусируется только на вопросах генерации знаний и технологического трансфера. Одним из важнейших направлений сотрудничества станет целевое практико-ориентированное обучение в интересах предприятия.

На конкретном примере видно, насколько востребованы идеи научно-технологического прорыва в университетской среде – в частности, серьезная «сварка» научно-технологических работ и обучения студентов. Подобные императивы заложены как в формате научно-образовательных центров, так и в Программе стратегического академического лидерства.

Напомним, что МГУ им. Н.П. Огарева является одним из самых активных участников НОЦ Самарской области «Инженерия будущего», который всерьез и обоснованно претендует на то, чтобы войти во вторую пятерку отобранных научно-образовательных центров и получить нацпроектный статус «мирового уровня».

Очевидно, что интенсивная и продуктивная работа в формате НОЦ явилась одним из факторов, подтолкнувших МГУ им. Огарева к формированию собственного консорциума.

Миссию «опорного вуза» региона Мордовский госуниверситет реализует по максимально широкому спектру направлений, что однозначно говорит о его полной готовности войти в ПСАЛ на правах национального опорного университета. При этом МГУ им. Огарева является носителем целого ряда сквозных компетенций – например, в вопросах применения инновационных подходов к медицине и созданию уникальных по своим характеристикам приборов.

«Очень приятно, что мы достаточно быстро вышли на траекторию эффективного взаимодействия. Перспективы более чем реальные, поэтому нам нужно активно двигаться в рамках тех направлений и перспективных проектов, которые мы сегодня обсудили», – подчеркнул ректор Мордовского государственного университета Сергей Вдовин, комментируя заключенной соглашение.

Однако, те же качества – четкое понимание своих сильных сторон, прагматика в выстраиваемых связей, ориентация на конкретный результат – лежат в основе развития МГУ им. Огарева и его активных действиях в парадигме научно-технологического прорыва.

Огаревский университет зарекомендовал себя как очень мощный и желанный для многих консорциумов партнер. При этом МГУ им. Огарева на деле стимулирует развитие Мордовии и социально-экономической системы региона.

Подробнее: https://mrsu.ru/ru/news/index.php?ELEMENT_ID=76150
источник
Научно-образовательная политика
Лидерский футбол

В России политическую историю можно делить на периоды не только по нахождению у власти того или иного политического деятеля, но и по тому, какие виды спорта приобретают «президентский» статус.

Теннис, горные лыжи и дзюдо, бадминтон, хоккей – такова краткая история современной России. Примечательно, что еще ни разу в перечне не фигурировал футбол. Судя по всему, самый народный вид спорта в любом случае находится на первом месте – и увлечение именно им не может стать «визитной карточкой» политика.

Зато в полной мере дух футбола соответствует идеалам «Лидеров России» да и всей президентской платформе «Россия – страна возможностей». Выпускники программы из числа мужчин уже гоняют мяч с 2018 года – теперь настал черед женщин.

Пользы от футбола, намного больше, чем, например, от хорового пения.

«Команда со временем становится устоявшимся коллективом, и ее участники вместе могут реализовывать совместные проекты. В конкурсе «Лидеры России» принимают участие девушки, состоявшиеся как профессионалы – руководители, топ-менеджеры, владельцы собственного бизнеса. Очень хочется продолжать общение и в промежутках между конкурсами. В рамках будущей женской футбольной команды «Лидеры России» мы планируем проводить товарищеские матчи с разными корпоративными командами крупных компаний», – прокомментировала Полина Зеленко, инициатор создания женской футбольной команды. Кстати говоря, футбол был в центре ее проекта в рамках «Сердца лидера» - социальной части последнего сезона «Лидеров России».

Сама Полина является выпускницей факультета экономики МГУ, аспирантом Российской Академии Наук, владелицей сети аппарт-отелей, а по совместительству – капитаном женской футбольной команды «Новая Москва».

Для участниц команды будет предоставлена возможность посещать тренинги личностного роста, тайм-менеджмента, узнавать секреты «формулы успеха», делиться собственным опытом и достижениями с другими участницами. Кроме того, о каждой из участниц футбольного клуба будет снято видеоинтервью. Для женского футбольного клуба «Лидеры России» придуман новый формат конкурса, где девушек предлагается оценивать по их социальным и бизнес-проектам. Первостепенно, женский футбольный клуб ставит перед собой задачу развития и поддержки женского лидерства и командообразования.

Многим известна «Ночная хоккейная лига», в которой играет сам Владимир Путин – и тем самым он и его партнеры по хоккею демонстрируют значимость спорта, командной работы и выстраивания сетей личных контактов. Аналогичную отдачу дает и футбол для «Лидеров России».

Особенно важна тема самореализации женщин – эти вопросы требуют особого внимания. Инициатива Полины Зеленко лишний раз подчеркивает, что женщины как лидеры и командные игроки ни в чем не уступают мужчинам. Это важно, поскольку в высшей элитной страте российского управленческого сообщества велико доминирование мужчин.

В общем, в футбол играют настоящие лидеры!
источник
Научно-образовательная политика
При всем уважении к редактору Ура.ру Михаилу Вьюгину, слишком грубый информационный вброс, в котором даже нет попытки скрыть ангажированности.

Ответ @kremlebezBashennik весьма точно высветил баланс сил и акценты.

Действительно, Валерий Фальков только что вернулся из очень успешной поездки в Тюмень, где была продемонстрирована не только командная работа с Татьяной Голиковой, а именно удовлетворение вице-премьера (и шире - правительства) от работы Валерия Фалькова.

В отличие от коллег из Ура.ру, мы не будем "притягивать за уши" конспирологические версии:

1. По вузовском треку у Фалькова и Мантурова хватает совместной работы (например, "Станкин"), а оба министра и их ведомства работают в командном ключе.

2. Про Минэкономразвития: именно Решетников первым из министров поддержал проект ПСАЛ Фалькова. И поверьте, у Решетникова дел хватает - включая работы со своими вузами-подведами.

3. По поводу критики депутатов Госдумы от ЛДПР. Советуем посмотреть в НОП или ТГ-канале Минобрнауки ролик по итогам отчета Фалькова в Думе. Высокая оценка от В.Володина и аплодисменты Фалькову неплохо ответят на этот вопрос.

https://t.me/kremlebezBashennik/17045
Telegram
Кремлёвский безБашенник
Наши источники в Аппарате Правительства РФ и близком окружении вице-премьера Татьяны Голиковой сообщили, что информация о снижении аппаратного веса министра Валерия Фалькова не соответствует  действительности.  

Источники связывают появившиеся информационные вбросы с недавней рабочей поездкой Фалькова и Голиковой в Тюмень. В Тюмени Голикова особо акцентировала, что и она и премьер Михаил Мишустин  поддерживают план работы Минобрнауки.

Источники связывают информационную атаку на Фалькова с частной инициативой ряда депутатов от ЛДПР, которые остались недовольны результатами недавнего отчета Фалькова в Государственной Думе.

В частности, по линии ЛДПР была предпринята попытка лоббирования переподчинения ряда вузов в ведение Минпромторга (у ЛДПР сильное лобби в окружении министра Мантурова, а у партии перед предстоящим выборами в Государственную Думу есть потребность в увеличении доходной части).

Тем не менее, источники в Минпромторге сообщают, что у Дениса Мантурова нет планов по переподчинению университетов…
источник
2020 October 13
Научно-образовательная политика
Минобрнауки России выдвинуло предложения по развитию цифровой инфраструктуры университетов

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков принял участие в заседании Совета Российского союза ректоров.

📍Ключевой темой заседания стало развитие цифровой инфраструктуры университетов.

Доклад об основных подходах к цифровому развитию высшего образования представил заместитель Министра науки и высшего образования РФ Александр Нарукавников.

Минобрнауки России инициировало включение ряда мероприятий в общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике.

📍Среди предложенных мероприятий – программа финансовой и методической поддержки цифровизации вузов.

В 2020 году планируется произвести оценку уровня развития цифровой инфраструктуры университетов, определить вузы с критическими потребностями в модернизации инфраструктуры и оказание  им финансовой поддержки. В следующем году поддержку получат еще порядка 60 университетов.

Цифровая трансформация высшего образования предполагает создание новых условий взаимодействия студентов и преподавателей, развитие виртуальной академической мобильности, реализацию индивидуальных образовательных траекторий и повышение уровня цифровой грамотности профессорско-преподавательского состава.

📍По итогам заседания Совет  Российского союза ректоров поддержал  предложенный Минобрнауки  России подход к обеспечению финансовой поддержки вузов по развитию информационной-телекоммуникационной инфраструктуры, а также предложения по разработке концепции цифровой трансформации высшего образования. При российском союзе ректоров планируется  создание рабочей группы по этим вопросам.

В ближайшее время в Минобрнауки России состоится Совет по цифровому развитию и ИТ.

#МинобрнаукиРоссии
источник