В четыре года (1/2)
Исполнилось четыре года пребыванию Сергея Кириенко у руля российской внутренней политике. Успехи очевидны, а критики традиционны и предсказуемы в своих нападках.
Архитектор
Нет сомнений, что Сергей Кириенко по праву считается демиургом современной политической истории России. Он именно – архитектор, который отвечает за несущие конструкции и сейсмоустойчивость здания Системы. Шахты социальных лифтов, «оупеспейсы» горизонтальных кадровых ротаций, панорамные окна нового этапа прозрачности системы госуправления – все эти решения были заложены и воплощены в реальность.
Многие аналитики ошибочно ставят знак равенства между методологией и технократизмом. Однако, методологический подход заключается в том, что управление состоит из мощного ядра универсальных компетенций и не менее важной проекцией его на практику – в которой учитываются и личные качества, и сфера деятельности.
Технократизм как примат самоценности бюрократии, достаточно чужд Сергею Кириенко. Его идеал отнюдь не «Замок», а «Полдень, XXII век».
Отношения Системы и реальности
Непонятно, за что критикуют Сергея Кириенко – то ли за «адаптацию системы под реальность и текущий запрос», то ли наоборот – за «подстраивание реальности под технологии».
До него все администраторы внутренней политики исходили из парадигмы монолога – Система задает жесткие рамки, в которые должны встроиться все общественные и политические процессы.
У Сергея Кириенко ключевая мысль другая – гибкость и функции системы. Российский политикум в контексте бурь мировой политики – это не гранит и не скала, на которых можно строить монолитные замки на века. Скорее – очень сложный рельеф в сейсмоопасном районе. А отсюда одно из ключевых требований к возводимому зданию – его гибкость.
Если раньше политические «землетрясения» (выскажем аналогию – в малонаселенной территории страны) не вызывали повреждений, потому что одноэтажные избы сложно развалить, то теперь географическую аллегорию можно продолжить Японией – современные небоскребы выдерживают подобные колебания политической «почвы» не из-за своей монолитности, а как раз благодаря умению поглощать колебания, достаточно свободно двигаясь в заданных рамках.
«Турбулентность Системы» – красивая мантра, которую родило коллективное бессознательное части элит. Российская политическая система на современном этапе редко когда отличалась монолитностью – разве что в короткие периоды окончания конструирования вертикали власти и в рамках «крымского консенсуса». Тем не менее, флуктуации рейтингов были и тогда – однако, Сергей Кириенко успешно провел оба «референдума», добившись абсолютных побед (более половины от общего числа избирателей). Никакие административные ресурсы не смогли бы обеспечить подобных результатов, если бы были серьезные изъяны в общей режиссуре данных процессов.
Ключевая идея в отходе от ранее распространенной модели: «если не так – то крах» – к более эффективной и консенсусной. Именно два голосования – на выборах президента и по поправкам в Конституцию – заложили еще один уровень коллективной ответственности общества за собственную судьбу.
Губернаторы
Основным требованиям к губернаторам в настоящее время является умение стыковать региональные и федеральные процессы, грамотно и честно распоряжаться финансами, а также уметь решать проблемы без создания конфликтов. Важна также человекоориентированность – в вопросах как практической политики, так и коммуникации с гражданами. Появление конфликтов на местах – вещь неизбежная в столь большой и сложносоставной стране как Россия. И заметим, что именно Телеграм сыграл ключевую роль вопросах оперативного донесения конфликтных ситуаций на федеральный уровень. Только теперь нет восприятия сложностей как обязательного краха и отставки – у всех губернаторов изначально есть кредит доверия. И расходоваться он начинает отнюдь не в период «медового месяца» после избрания главы региона – а как раз-таки позже, когда работа вошла в рутинное русло.
Традиционная критика у Незыгаря:
https://t.me/russica2/32980