Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 October 08
Научно-образовательная политика
Росмолодежь согласовала даты проведения форума «Территория смыслов. Регионы» в Тамбовской области с 17 по 22 ноября. Запущена новая ветвь региональной молодёжной политики.

Напомним, инициатором проведения форума была студенческая инициативная группа Державинского университета (ТГУ им. Державина) во главе с ректором Владимиром Стромовым.
источник
Научно-образовательная политика
Образцовое сельское хозяйство

Заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко вместе с помощником Президента Андреем Фурсенко провела заседание президиума Совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы в обновлённом составе.

ФНТП РСХ очень во многих смыслах стала пилотной для целого спектра новых форматов научно-образовательного развития. Именно поэтому стоит очень пристально следить за ходом реализации программы.

На ее примере виден новый уровень системности, который связывает в единое полотно мероприятия различных госпрограмм и нацпроектов, а также все более актуальные вопросы безопасности и независимости России.

Подробнее о конкретных результатах и системном значении Программы: https://telegra.ph/Obrazcovoe-selskoe-hozyajstvo-10-08
Официальная новость о заседании Совета: http://government.ru/news/40559/
Также по теме научно-технологического сельхозпрорыва: https://t.me/scienpolicy/12067
источник
Научно-образовательная политика
Врио ректора ТПУ Андрей Яковлев выступил на экспертном семинаре «Жизнь университета в новых реалиях: сложные ситуации и их решения», организованном ассоциацией «Глобальные университеты», ЭАЦ «Научно-образовательная политика» и Институтом образования НИУ ВШЭ.

На семинаре руководители Минобрнауки, российских университетов и другие эксперты обсудили актуальные кейсы и поделились опытом ведения приемной кампании в дистанционном формате, организации внеучебной работы студентов в условиях изоляции, учебного диалога с иностранными студентами, а также пространства и инфраструктуры для работы преподавателей.

Глава ТПУ Андрей Яковлев выступил с докладом «Практика цифровой экосистемы обеспечения всех процессов деятельности университета, направленных на сохранение здоровья всех его участников» и рассказал о цифровой экосистеме вуза и оказании технической и методической поддержки школам и другим вузам в период пандемии.

Главные тезисы доклада — в презентации.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
МГУ: «школьная» пересборка

Комплексные программы и проекты, сквозные технологии, конвергентные технологии, меж- и трансдициплинарные исследования – всё это стимулирует трансформацию организационной структуры организаций, которые ими занимаются. Самым серьезные изменения происходят в университетах, исторически сложившееся дисциплинарное деление на факультеты и кафедры которых не всегда способно обеспечить адекватную реакцию на новые реалии научно-образовательного развития.

Вслед за некоторыми ведущими вузами системную перестройку планирует провести и Московский государственный университет.

5 октября в МГУ прошла конференция трудового коллектива, на которой была представлена и рассмотрена новая программа развития университета до 2030 года. На конференции присутствовало около 400 делегатов, в том числе министр науки и высшего образования Валерий Фальков. По словам президента Российского Союза ректоров и ректора университета Виктора Садовничего, тенденции развития МГУ будут общими для российской системы образования.

В ходе конференции была разработана программа, в рамках которой предусмотрено открытие новых научных школ Московского университета. «Это создание групп учёных разных факультетов, объединённых общей целью исследования по данному направлению и подготовка новых кадров в соответствии с этими исследованиями», – сообщил Виктор Садовничий. Задача таких школ – новейшие научные достижения и подготовка кадров.

На конференции было озвучено семь школ:

«Космос»
«Сохранение мирового культурно-исторического развития»
«Мозг, когнитивные системы и искусственный интеллект»
«Математические методы анализа сложных систем»
«Молекулярные технологии живых систем и синтетической биологии»
«Фотонные и квантовые технологии»
«Будущее планеты: глобальный экономический мониторинг»

Основными исследовательскими направления первой школы стали космос и гравитация, космическое приборостроение и робототехника, фундаментальные и прикладные исследования Земли и тел Солнечной системы из космоса.

Школа «Сохранение мирового культурно-исторического наследия» направлена на изучение языков и культур коренных народов России и на создание моделей реализации стратегии национальной безопасности.

Третья школа направлена на изучение мозга, искусственного интеллекта и процесса автоматизации.

Школа «Математические методы анализа сложных систем» связана с изучением больших систем, хаоса и самоорганизации.

Школу молекулярных технологий живых систем и синтетической биологии будет отличать включение направления синтетической биологии, когда из неживых тканей создают живые клетки.

В рамках школы «Фотонные и квантовые технологии» стратегические проекты преследуют цель обосновать процессы передачи информации с помощью квантовых технологий, обосновать устройство новых линий связи, квантовых возможностей общаться.

Школа «Будущее планеты: глобальный экономический мониторинг» изучит актуальные проблемы планеты.

Школы будут включать в себя ряд проектов. В их число вошли математический центр мирового уровня МГУ, проект «Мозг и информация: от естественного интеллекта к искусственному» совместно с учеными Российской академии наук, а также медицинский роботизированный модуль МГУ.

Формирование школ внутри Московского государственного университета планируется проводить по механизму консорциумов – то есть факультеты и институты сохраняют свой самостоятельный статус, а функционирование школы заключается в сопряжении усилий и систематизации работы. С этой точки зрения, они позволят более активно включиться в системные форматы научно-технологического развития – будь то «неты» НТИ, комплексные научно-технические программы и проекты или работу научно-образовательных и научных центров мирового уровня.

Критики решения указывают на его недостаточную проработанность, размывание полномочий деканов, а также на усиление властной вертикали – поскольку на выбор глав школ, судя по всему, прямого влияния у коллектива и студентов МГУ не будет.

Подробнее о научных школах, а также о дистанте и фестивале «Nauka0+».
источник
Научно-образовательная политика
Восстановление – наука и образование

Правительство утвердило «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике».

Выделим научно-образовательные сюжеты.

Минобрнауки ответственно за 9 мер:
1.  Реализация программы финансовой и методической поддержки цифровизации образовательных организаций высшего образования (совместно с Минцифры).
2.  Построение в рамках реализации Национальной технологической инициативы инновационной технологической инфраструктуры следующего поколения с участием РВК.
3.  Реализация мероприятий по развитию среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, в том числе обеспечивающих опережающую подготовку кадров по новым и востребованным профессиям (совместно с Минпросвещения и Минтрудом).
4.  Разработка и реализация мероприятий по повышению привлекательности условий предоставления образовательных кредитов.
5.  Реализация программы стратегического академического лидерства (в сфере науки и высшего образования).
6.  Разработка и реализация мероприятий по поддержке занятости выпускников образовательных организаций высшего образования.
7.  Создание единых организационных и правовых механизмов координации научной и научно-технической деятельности на всех уровнях готовности НИОКР (совместно с Минэкономразвития и Минфином).
8.  Строительство медицинских центров в субъектах Российской Федерации, оснащение (переоснащение) коечного фонда в медицинских организациях (вместе с Минобороны, МЧС, ФМБА и регионами).
9.  Укрепление кадрового потенциала эпидемиологической службы (совместно с Роспотребнадзором, Минздравом и Минтрудом).

Минпросвещения упомянуто еще 4 раза:
1.  Организация в субъектах РФ обучения по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с привлечением инфраструктуры Союза «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) лиц:
– находящихся под риском увольнения;
– выпускников образовательных организаций;
– ищущих работу граждан
2.  Разработка и внедрение Цифровой образовательной среды.
3.  Обеспечение условий для профессионального развития педагогических работников, в том числе методической помощи.
4.  Организация методической поддержки образовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся (вместе с Рособрнадзором).

Примечательны два пассажа:

Дистант
Развитие новых форм занятости и обучения, прежде всего, дистанционных, создает потенциал для кардинальных структурных изменений на рынке труда, в сфере образования и переквалификации. Возможно существенное повышение гибкости рынка труда и образования как со стороны спроса, так и со стороны предложения, быстрая и во многом саморегулируемая подстройка системы образования и переквалификации к потребностям экономики, снятие территориальных барьеров и объединение региональных рынков труда и образования для многих профессий в один федеральный рынок с усилением конкуренции, повышением качества оказания услуг, ростом производительности труда. Дистанционный труд в связке с дистанционной системой переподготовки персонала может стать основой решения проблемы эффективной занятости населения в целом по стране.

Цифра
Цифровизация может стать драйвером технологического прорыва, роста производительности труда во многих секторах экономики. Меры по стимулированию технологического развития в целом и цифровизации различных отраслей и сфер экономики как важнейшего элемента такого развития будут не просто способствовать ускорению восстановления экономики, но и принципиально новому качеству устойчивого экономического роста за пределами периода восстановления.

Итог
По подавляющему большинству направлений работы в научно-образовательной сферы уже реализуются практические меры, предусмотренные Планом. Особенно правительственные эксперты отмечают эффективность работы Минобрнауки – министра Валерия Фалькова и его управленческой команды.

Текст Плана размещен каналом «Майский указ»: https://t.me/maydecree/4463
источник
2020 October 09
Научно-образовательная политика
Профессионалы о «профессионалах»

Много шума наделала олимпиада «Я - профессионал». Настолько много, что в пресс-центр МИА Россия Сегодня на обсуждение приехали и из Правительства, и из Администрации Президента РФ.

Подробнее: https://telegra.ph/Professionaly-o-professionalah-10-08
источник
Научно-образовательная политика
Блогерство как социальный лифт

О запуске нового проекта “ТопБЛОГ” АНО “Россия - страна возможностей” 6 октября рассказал генеральный директор президентской платформы Алексей Комиссаров и популярные актеры, тиктокеры и инстаблогеры, которые примут в нем участие.

Цель проекта - создание нового социального лифта в цифровой среде. Опросы показали, что 67% молодежи получают информацию через социальные сети. Так родилась идея создания конкурса, который сможет обучить всех желающих сделать собственные аккаунты яркими интересными и популярными. При этом возрастные ограничения для участия в конкурсе отсутствуют.

Другой важной задачей “ТопБЛОГа” станет обучение критическому мышлению в части выявления и противодействия фейкньюс.

Кроме того, стоит отметить, что проект будет включать в себя образовательную составляющую: помимо наставников-блогеров будут участвовать ведущие вузы - РАНХиГС, Вышка, Московский Политех. Политизации проекта не планируется.

«Соцсети сегодня стали, пожалуй, самым быстрым социальным лифтом для молодежи. Мы стремимся научить как можно большее количество людей правильно использовать все его возможности, овладеть инструментами, которые позволят не только быстро стать популярным, но и удержаться на взятой высоте, завоевать доверие аудитории. В задачи проекта входит создание коммуникационной онлайн-площадки для обмена опытом между участниками, содействие их дальнейшему развитию и распространению лучших практик в сфере новых медиа», – рассказал Алексей Комиссаров.

В ходе презентации блогеры совместно приняли манифест блогерства, который включил в себя такие качества:
- честность;
- актуальность;
- ответственность;
- целеустремленность;
- эйфорию;
- свободу;
- юмор;
- противодействие буллингу;
- рост и творчество;
- орфографию оператора.

Последнее “качество” РСВшного блогерства заложил Алексей Комиссаров, им стала смелость.

Именно такие черты у новых звезд соцсетей планирует взращивать команда президентской платформы вместе в партнерами, чтобы каждый участник проекта понимал и брал на себя ответственность за информацию, транслируемую в соцсетях.

Внимание аудитории привлек вопрос, почему сам Алексей Комиссаров не является блогером. Несостоявшийся блогер - глава АНО РСВ поделился своим неудачным опытом: “Я представляю, с каким количеством хейтерства приходится сталкиваться вам. Я никогда не забуду, у меня был период в жизни, когда я работал в Правительстве Москвы. Это было недолго, я был предпринимателем много лет, другими вопросами занимался. Я слепил на даче с детьми пельмени, и помню, как в Инстаграм выложил, как мы делаем эти пельмени. Мне посыпались такие сообщения типа: “В стране жрать нечего, а они там пельмени едят!” Я так удивился, у меня был шок культурный, после этого я вообще стал поменьше что-то публиковать из личной жизни, но иногда это все-таки делаю.

Экспертами встречи стали молодежные лидеры мнений социальных медиа - Василиса Даванкова, Антон Каравайцев, Настя Рыжик, Анастасия Луч, Фармин Велиев и другие. Все участники презентации запустили обратный отсчет до старта приема заявок в «ТопБЛОГ». Регистрационная кампания начнется в ноябре.

Взаимодействие АНО РСВ с лидерами мнений современных медиа и взращивание собственных, безусловно, помогает развивать социальные лифты, оставаясь в тренде. Оборотная сторона этой медали заключается в том, что полученные новыми звездами компетенции могут быть использованы в разных направлениях.

Так, блогер Юрий Дудь берет интервью у самых известных людей из различных сфер деятельности. При этом им снято 11 документальных фильмов, некоторые из которых вызвали общественный резонанс и привлекли внимание власти. Таким образом, блогеры способны влиять на политическую повестку, и организаторы проекта «ТопБЛОГ» не смогут помешать этому процессу, если кто-то из выпускников программы решит общаться со своими подписчиками на провокационные темы.
источник
Научно-образовательная политика
9 октября в Тюмень с рабочей поездкой вылетели заместитель председателя правительства России Татьяна Голикова и министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

https://amp.ura.news/news/1052453390
источник
Научно-образовательная политика
Особенности старт-«а»

Председатель Совета Российского фонда фундаментальных исследований Владислав Панченко в интервью «Поиску» рассказал о перезагрузке конкурса «а» (инициативных проектов).

Конкурс «а» никуда и не исчезал. Это был, пожалуй, единственный конкурс, который был профинансирован в текущем году без сокращений, в полном объеме, несмотря на заметное сокращение бюджетов Фонда. Об этом я дважды докладывал на заседании Президиума Российской академии наук.

По поручению Министерства науки и высшего образования Совет Фонда провел работу по оптимизации деятельности РФФИ и согласовании функционала с Российским научным фондом. В первую очередь задержка была связана и с финансовыми проблемами, необходимостью обеспечивать мероприятия по борьбе с пандемией коронавируса. Прежде чем объявлять самый массовый и, соответственно, самый затратный конкурс, мы должны были просчитать свои возможности, причем не на один, а на два-три года вперед.

Конкурс проводится почти тридцать лет, и все это время его правила оставались фактически неизменными. К ним накопилось много вопросов. Так, в последние годы раздавалась критика о том, что Фонд финансирует проекты, имеющие продолжающийся характер. Их ведут сильные команды, возглавляемые авторитетными учеными, и исследователям со свежими идеями зачастую бывает трудно выиграть конкурс.

Подчеркну, изначально замысел конкурса «а» состоял как раз в том, чтобы поддерживать новые направления, так сказать, фундаментальные стартапы. А продолжающиеся темы должны «подхватывать» уже другие программы – и нашего Фонда, и других организаций поддержки науки.

Именно поэтому введено правило, что теперь в конкурсе не могут участвовать исследователи, включенные в работы по другим проектам, которые относятся к категории «а». Когда одни и те же люди участвуют сразу в нескольких работах, появляется вопрос, правильно ли эти проекты отобраны, нацелены ли они на реализацию оригинальных научных идей.

Разрабатывая условия конкурса, Бюро Совета РФФИ детально и многократно их обсуждало, понимая, насколько чувствительна эта тема для научного сообщества. Прежде всего новые правила ориентированы на расширение круга участников программы. Научная молодежь относится к ним с одобрением.

[Давать гранты на два, а не на три года решено] по уже названным причинам. Сохраняется некоторая неопределенность с финансированием на долгосрочный период; окончательно не завершен пересмотр полномочий РФФИ.

Экспертная процедура в Фонде является трехступенчатой и соответствует всем принятым мировым стандартам. Мы намерены проводить отбор проектов еще более тщательно. За последние два года серьезно перестроена работа экспертных советов Фонда, проведена заметная ротация экспертного пула. Сейчас обсуждаются новые принципы проведения экспертизы по конкурсу «а».

[Увеличение максимального размера поддержки с 1,25 до 1,5 миллиона рублей в год приведет к уменьшению числа грантов]. Мы работаем в рамках выделенного бюджета. Но мнение членов Бюро Совета было единым: увеличивать гранты надо.

[Смысл трехмесячного разрыва между этапами]. По окончании каждого этапа исполнители должны представить отчет, который должен пройти экспертизу, на основании которого Экспертный совет принимает решение о финансировании следующего этапа. На это нужно время.

Целью конкурса «а» является выявление и апробация новых научных идей. Новая формулировка – это, скорее, констатация того факта, что принятая в нашей стране Стратегия научно-технологического развития, программный документ высшего уровня, устанавливает приоритеты в данной сфере. Фундаментальную науку Стратегия НТР рассматривает как базу для развития технологий, а выбор направлений исследований оставляет за научным сообществом.

Посмотрим на реакцию участников программы. Мы внимательно прислушиваемся к мнению научного сообщества. Если по каким-то моментам будут представлены аргументированные замечания, постараемся их учесть.

Полный текст интервью: https://poisknews.ru/magazine/vnimaniyu-startuyushhih/
источник
Научно-образовательная политика
In memoriam – Геннадий Куцев

9 октября в возрасте 82 лет ушел из жизни Куцев Геннадий Филиппович, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии образования, научный руководитель Тюменского госуниверситета. Коллектив вуза выражает соболезнования родным и близким Геннадия Филипповича.

«Сегодня ушел из жизни Геннадий Филиппович Куцев.  Геннадия Филипповича всегда отличали высочайший профессионализм и выдающиеся способности организатора.  Чувство чести, верность долгу, последовательность и решимость в служении университету вызывали мое искреннее восхищение. Таких людей не забывают. Имя Геннадия Филипповича навсегда вписано в летопись Тюменской области. Он был настоящим учителем, общественным деятелем, известным ученым, человеком, который прошел путь от рабочего до заместителя руководителя министерства. Геннадий Филиппович  был всецело предан служению системе российского образования, активно отстаивал интересы высшей школы. Искренние слова глубокого соболезнования родным и близким. Светлая и добрая память о большом человеке и настоящем подвижнике навсегда останется в наших сердцах».
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

«Это большая потеря для университета, для всего российского образования. От нас ушел талантливый и мудрый человек, блистательный организатор, Геннадий Филиппович возглавлял вуз более 20 лет. Благодаря ему ТюмГУ стал не только ведущим инновационным вузом региона, но и вошел в когорту лучших классических университетов страны. Это личная потеря для тысяч тюменцев, именно Геннадий Филиппович построил современные корпуса университета, создал академическую гимназию при ТюмГУ, открыл перспективные направления подготовки. Его умение идти вперед, действовать на благо коллектива было феноменальным. Я глубоко соболезную родным и близким Геннадия Филипповича Куцева. Скорблю вместе с вами».
Врио ректора ТюмГУ Иван Романчук.
источник
Научно-образовательная политика
МИСиС и CERN дают IT в массы

Образовательная программа «Новые технологии для поиска новых физических эффектов» стартовала в НИТУ «МИСиС» совместно с Европейской организацией по ядерным исследованиям (CERN) два года назад, и продолжает успешно реализовываться. Она носит междисциплинарный характер, работая на стыке физики высоких энергий, материаловедения и наук о данных.

Целью программы является подготовка молодых специалистов для разработки перспективных технологий и материалов для поиска новых физических эффектов в экспериментах CERN. Лучших выпускников CERN приглашает к себе на стажировки.

Нововведения третьего сезона проекта касаются формата обучения. Среди вузов-партнеров программы Imperial College of London, University «Federico II» of Naples, University of Zurich, EPFL. Из-за существующих въездных ограничений курсы перейдут в дистант, что позволит сделать программу доступной не только для жителей столицы, но и для регионов.

Отдельное внимание уделено теме «Современные принципы получения, обработки и анализа физических данных с использованием методов машинного обучения и искусственного интеллекта», по итогам обсуждений было принято решении о создании соответствующего курса.

IT-составляющая становится все более и более актуальной, поэтому было принято решение об увеличении доли нагрузки по информационным технологиям, что привело к изменению пропорций в рамках всего курса.

Программа предназначена для студентов последних курсов, обучающихся по направлениям подготовки: «физика», «инженерные науки», «материаловедение»; которые планируют связать свою дальнейшую деятельность с наукой и продолжить обучение в аспирантуре или принять участие в международных проектах в области физики фундаментальных свойств материи. Обучение бесплатное, cлушатели, успешно сдавшие экзамен в апреле 2021 года, получат сертификат о прохождении курса, выданный совместно CERN и НИТУ «МИСиС».

Ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова ректор НИТУ «МИСиС» специально для НОП рассказала о проекте: «Стартовал третий сезон уникальной совместной образовательной программы НИТУ «МИСиС» и Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN) «Новые технологии для поиска новых физических эффектов». Ее основная цель — подготовка молодых специалистов для разработки перспективных технологий и материалов для поиска новых физических эффектов в экспериментах CERN.

В этом году фокус в обучении будет направлен на обработку и анализ физических данных с использованием методов машинного обучения и искусственного интеллекта. За два года слушателями программы стали 250 студентов, аспирантов и молодых ученых из ведущих российских университетов, лучшие из которых были приглашены на стажировку в CERN
».

Подробнее: https://misis.ru/university/news/science/2020-10/6976/
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Гендиректор АСИ Светлана Чупшева дала ответы на вопросы о форуме "Сильные идеи для нового времени". О том, в каком формате будет проходить форум, читайте в интервью ТАСС. Выбрали самое интересное. Часть 1:
 
О датах форума: «Даты не меняем – это по-прежнему 11-12 ноября».

Об отборе идей: «Во-первых, для отбора использовали народное голосование – лайки, комментарии. Во-вторых, идеи оценивали более 900 экспертов – давали комментарии по доработке, принимали участие в дальнейшем отборе топ-1000».

О необычных и самых популярных идеях: «...Была идея крокодилов разводить на теплотрассах. Но в целом россияне ответственно подошли к подаче идей. Всего с платформы было удалено 1426 идей, из которых 1234 – это дубли и "пустышки". Самыми популярными треками стали «Новая социальная стратегия», «Новая молодежная повестка», «Новые компетенции». Идеи подавались гражданами в возрасте от 12 до 80+ лет, всего подано около 15 тысяч идей».

О поддержке идей: «Мы направили в каждый регион реестр идей и предлагаем местным властям рассмотреть и обсудить самые актуальные и сильные. Также у нас уже есть запросы от крупных компаний на инвестирование, в том числе от ВЭБ.РФ, «Уралхима», Mail.ru Group, «Р-фарма». ВЭБ.РФ, «Уралхима», Mail.ru Group, «Р-фарма». Чем дальше в конкурсе прошла идея, тем шире пакет мер поддержки».

https://tass.ru/interviews/9667645

#ФорумСильныхИдей #ФорумИдей  #100идейАСИ2020 #Росконгресс #АСИ #ФорумАСИиРосконгресса2020
источник
Научно-образовательная политика
⚡️Вице-премьер Татьяна Голикова объявила о начале конкурсного отбора второй очереди научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ)

#МинобрнаукиРоссии
источник
Научно-образовательная политика
Из биографии задержанного
И.о. министра образования Архангельской области Гнедышева, по своему любящего социальные сети.

В июле 2012 г. завершил обучение по Президентской программе подготовки управленческих кадров.
Четыре раза отмечен благодарностями губернатора Архангельской области за подготовку победителей региональной олимпиады по программированию.программированию. Редко имеющееся свободное время посвящает изучению информационных технологий и программирования.

Это к слову об ответственности чиновников. Красивые факты в биографии - не защита на все случаи жизни.
источник