Восстановление – наука и образование
Правительство утвердило «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике».
Выделим научно-образовательные сюжеты.
Минобрнауки ответственно за 9 мер:
1. Реализация программы финансовой и методической поддержки цифровизации образовательных организаций высшего образования (совместно с Минцифры).
2. Построение в рамках реализации Национальной технологической инициативы инновационной технологической инфраструктуры следующего поколения с участием РВК.
3. Реализация мероприятий по развитию среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, в том числе обеспечивающих опережающую подготовку кадров по новым и востребованным профессиям (совместно с Минпросвещения и Минтрудом).
4. Разработка и реализация мероприятий по повышению привлекательности условий предоставления образовательных кредитов.
5. Реализация программы стратегического академического лидерства (в сфере науки и высшего образования).
6. Разработка и реализация мероприятий по поддержке занятости выпускников образовательных организаций высшего образования.
7. Создание единых организационных и правовых механизмов координации научной и научно-технической деятельности на всех уровнях готовности НИОКР (совместно с Минэкономразвития и Минфином).
8. Строительство медицинских центров в субъектах Российской Федерации, оснащение (переоснащение) коечного фонда в медицинских организациях (вместе с Минобороны, МЧС, ФМБА и регионами).
9. Укрепление кадрового потенциала эпидемиологической службы (совместно с Роспотребнадзором, Минздравом и Минтрудом).
Минпросвещения упомянуто еще 4 раза:
1. Организация в субъектах РФ обучения по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с привлечением инфраструктуры Союза «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) лиц:
– находящихся под риском увольнения;
– выпускников образовательных организаций;
– ищущих работу граждан
2. Разработка и внедрение Цифровой образовательной среды.
3. Обеспечение условий для профессионального развития педагогических работников, в том числе методической помощи.
4. Организация методической поддержки образовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся (вместе с Рособрнадзором).
Примечательны два пассажа:
Дистант
Развитие новых форм занятости и обучения, прежде всего, дистанционных, создает потенциал для кардинальных структурных изменений на рынке труда, в сфере образования и переквалификации. Возможно существенное повышение гибкости рынка труда и образования как со стороны спроса, так и со стороны предложения, быстрая и во многом саморегулируемая подстройка системы образования и переквалификации к потребностям экономики, снятие территориальных барьеров и объединение региональных рынков труда и образования для многих профессий в один федеральный рынок с усилением конкуренции, повышением качества оказания услуг, ростом производительности труда. Дистанционный труд в связке с дистанционной системой переподготовки персонала может стать основой решения проблемы эффективной занятости населения в целом по стране.
Цифра
Цифровизация может стать драйвером технологического прорыва, роста производительности труда во многих секторах экономики. Меры по стимулированию технологического развития в целом и цифровизации различных отраслей и сфер экономики как важнейшего элемента такого развития будут не просто способствовать ускорению восстановления экономики, но и принципиально новому качеству устойчивого экономического роста за пределами периода восстановления.
Итог
По подавляющему большинству направлений работы в научно-образовательной сферы уже реализуются практические меры, предусмотренные Планом. Особенно правительственные эксперты отмечают эффективность работы Минобрнауки – министра Валерия Фалькова и его управленческой команды.
Текст Плана размещен каналом «Майский указ»:
https://t.me/maydecree/4463