Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 August 12
Научно-образовательная политика
Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ на ТСonAir

https://t.me/scienpolicy/11095
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
❗️Спасибо коллегам из НОП, за интересную тему для размышлений на действительно важную тему.

Скажем вещь парадоксальную и банальную - подходить к преподаванию надо творчески.
Мы достаточно недавно писали про Николая Милованова, учителя математики и физики из Санкт-Петербурга,
который выкладывает в соцсеть TIK TOK видео ролики, где доступным языком в стихотворной форме старается объяснять самые простые правила. Этому удивительному человеку, напомню, если кто не читал наш материал, в конце года будет 70! Долгие годы он преподает, но сам не стесняется развиваться и самообразовываться. Ну ладно, он - физик, люди этой профессии, по своей натуре, и всем это известно, сами по себе удивительны и горазды на многое.
Но вот пример из жизни. Пение и музыка в школе. Ведь многие из нас и за предмет, честно говоря, не считали. Однако, есть у моего товарища мама, которая в перерывах командировок супруга за границу шла работать в школу простым преподавателем по этому предмету. И каждый раз - восторженные дети, которые по велению души ходили на её занятия и никогда их не пропускали, а на уроки частенько приходили комиссии посмотреть, как это так, почему такая популярность. Вопрос личности никто не отменял. И она есть во всех, просто кто-то её будит и будит, а у кого-то она спит и спит.

Антон Палыч

https://t.me/scienpolicy/11089
источник
2020 August 13
Научно-образовательная политика
Андрей Фурсенко о вызовах современной российской системы образования

12 августа на форуме «Территория смыслов» состоялся «Диалог на равных» с помощником Президента Российской Федерации Андреем Фурсенко на предмет вызовов современной российской системы образования. «Главный вызов для системы образования сегодня – не бояться изменений. Осознать и способствовать им. Инициаторы изменений – люди», - заявил спикер.

Андрей Фурсенко считает, что есть много вызовов, связанных с жизнью человека, но люди забывают о важности обеспечивать сохранность природы. «Огромный вызов – как стать частью природы, двигаясь вперед интеллектуально и материально», - таки был его комментарий. В разное время процесс обучения выстраивался по-разному, но не стоит забывать об умении приспосабливаться.

Обсуждался вопрос воспитания как неотъемлемой части образования. «Воспитание – это более сложный предмет, чем математика. Это то, что на самом деле является частью всей учебы. Воспитание – это когда человек понимает, что он отвечает за очень многое: за себя, за окружающих, за мир. Он должен чувствовать, что жизнь вокруг него зависит от его действий. Воспитание — это человек в обществе», - таково мнение Андрея Фурсенко. В этом вопросе, как считает спикер, есть болевые точки в виде внедрения полового воспитания, проблема связана с тем, что не все учителя способны качественно донести информацию до обучающихся. Поэтому ответственность за половое воспитание ложится на родителей. При этом образованию необходимо трансформироваться, чтобы быть интересным.

Одним из значимых вызовов современности Андрей Фурсенко считает непрерывное образование. Постепенно размываются грани между уровнями образования, обучение становится составной частью жизнь человека, которое не всегда связано с уровнем заработка. Компетенции позволяют быть гибким и подстраиваться под реалии жизни.

Что касается экзаменов, то спикер комментирует это так: «Школьные экзамены – это только тренировка. Да, у учащихся может быть стресс. Но в значительной степени это вина и преподавателей, и родителей. У обучающихся может не быть цели стать круглым отличником, но должна стоять задача проверить себя. Не нужно бояться, нужно ценить, что ты можешь получить объективную оценку своих знаний».

Традиционно был затронут вопрос о влиянии пандемии на образование: спикер отметил, что обучение должно быть смешанным, задачи дистанционного формата - дополнять и усиливать образовательный процесс.

В ходе выступления Андрей Фурсенко делал для себя пометки в блокнот, было видно, что он искренне заинтересован в диалоге с форумчанами. Беседа пролетела быстро, у участников осталось много вопросов, часть из которых успели задать после мероприятия.

Источник: https://vk.com/video-89015898_456239728
источник
Научно-образовательная политика
Завтра, 14.08, в 11:00 в ТАСС состоится пресс-конференция в онлайн-формате, посвященная итогам первого этапа всероссийского конкурса для IT-специалистов "Цифровой прорыв" и старту серии региональных хакатонов.  

О лучших цифровых решениях участников конкурса, их внедрении, а также о цифровой трансформации в период пандемии расскажут генеральный директор АНО "Россия – страна возможностей" Алексей Комиссаров, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), руководитель конкурса "Цифровой прорыв" Сергей Плуготаренко, советник генерального директора "Почты России", директор компании "Почтовые технологии" Владимир Урбанский, директор по работе с вузами Mail.ru Group Сергей Марданов, директор по цифровым продуктам "Ростелекома" Леонид Новожилов и победитель первого онлайн-хакатона Андрей Толстых.
Mail.ru Group Сергей Марданов, директор по цифровым продуктам "Ростелекома" Леонид Новожилов и победитель первого онлайн-хакатона Андрей Толстых.

О "Цифровом прорыве" НОП попросил рассказать участника пресс-конференции, директора по работе с вузами Mail.ru Group Сергея Марданова:

Соревнования в ИТ-отрасли - уже давно не просто надежный инструмент для решения сложных технологических задач, но и способ привлечь новые лица в ИТ-индустрию.

Итогом “Цифрового прорыва” стали четыре тысячи готовых технических решений, каждое из которых важно как для реализации задач компаний-партнеров конкурса, так и для развития отрасли в целом. Но главное, конкурс стал прекрасной возможностью для популяризации машинного обучения как перспективного направления развития внутри отрасли или входа в ИТ.

Мы в Mail.ru Group видим, как неуклонно растет интерес к образованию в сфере ИТ, а чемпионаты уровня “Цифрового прорыва” - отличная площадка для того, чтобы проверить свои силы и знания.

Мы рады, что являемся партнерами Цифрового прорыва и вместе с нашей платформой онлайн чемпионатов Allcups и командой РАЭК провели это масштабное событие, потому как любой чемпионат, не только как соревнование и возможность узнать лучше ли ты остальных, но и возможность получить новый навык на практике, положить в свою копилку еще один кейс, найти команду единомышленников и научиться работать вместе в сжатые сроки под интересные требования «заказчика»  на рынке, многим супер не хватает именно таких практикоориентированных знаний, которые можно получить только в реальных боевых условиях, плечом к плеву и при этом узнать сразу же еще и другие способы решения той же самой задачи. Часто это важнее приза и того, какое место ты получишь в итоге
Mail.ru Group видим, как неуклонно растет интерес к образованию в сфере ИТ, а чемпионаты уровня “Цифрового прорыва” - отличная площадка для того, чтобы проверить свои силы и знания.

Мы рады, что являемся партнерами Цифрового прорыва и вместе с нашей платформой онлайн чемпионатов Allcups и командой РАЭК провели это масштабное событие, потому как любой чемпионат, не только как соревнование и возможность узнать лучше ли ты остальных, но и возможность получить новый навык на практике, положить в свою копилку еще один кейс, найти команду единомышленников и научиться работать вместе в сжатые сроки под интересные требования «заказчика»  на рынке, многим супер не хватает именно таких практикоориентированных знаний, которые можно получить только в реальных боевых условиях, плечом к плеву и при этом узнать сразу же еще и другие способы решения той же самой задачи. Часто это важнее приза и того, какое место ты получишь в итоге.
источник
Научно-образовательная политика
Что нужно, чтобы образовательный проект стал "Сириусом"?

Обсудим с пристрастием.
Завтра, в 12:00.

https://vk.com/video-89015898_456239729
источник
Научно-образовательная политика
Дорогие читатели @scienpolicy, @youthpolicy, @go_university, @tyumen_science, а также все наши коллеги и друзья!

Представляем вам официальный канал Национального проекта "Наука". Он пока молодой, но очень перспективный!

НП "Наука" это не просто нацпроект - это матрица, которая связывает целый ряд направлений научно-технологического прорыва - включая цифру и образование.

НОП, конечно же, поддержит коллег в их работе!

t.me/npnauka
источник
Научно-образовательная политика
Критика против системности

На портале новосибирского Академгородка вышла статья «Соревнование в неравных «весовых» категориях». По содержанию сильно примечательного в ней ничего нет, по настроению – «крик души».

Автор (Константин Шабанов) постулирует недостаток системного видения на уровне определения направлений движения науки, а также концентрирует свое внимание на «зеленой энергетике» (возобновляемых источниках энергии).

Однако, за размышлениями о том, что в рамках многих корпораций на ВИЭ выделяется денег больше, чем в целом государством российским на всю страну, можно увидеть очень важный изъян многих комментаторов и экспертов – причем, и из академической среды.

Ключевой недостаток такого рода обсуждений в том, что у самих авторов не всегда достаточно системного стратегического видения, а также очень сильно провисает прагматика в анализе, уступающая место эмоциям.

Да, движение к «зеленой энергетике» имеет под собой часто политэкономические основания. Но при этом нужно же учитывать специфику России, да и многих из других стран.

Основной акцент, который делается сейчас в научно-технологической политике по вектору постепенного отказа от углеводородов, заключается в повышенном внимании к атомной энергетике. В этом историческая сила отечественной науки и энергетического сектора. Сейчас ведутся работы по замыканию топливного цикла, а также перехода к термоядерным реакторам. И несмотря на все ужасы Чернобыля и Фукусимы (мы не будем уподобляться тем, кто сравнивает АЭС с бомбирдировками Хиросимы и Нагасаки), атомная энергия остается одной из самых чистых. Да, есть проблемы с захоронением отходов (пока не замкнут топливный цикл), но и на «средства производства» ВИЭ (то есть сами ветряки и солнечные панели) сейчас тратится больше энергии, чем те скорее всего смогут произвести. Не говоря уже о том, что ветер дует не всегда и не везде с достаточной скоростью, да и солнечные дни не везде столь часты, чтобы оправдать массовое внедрение соответствующих батарей.

Вместе с тем, заметим, что многие нефтедобывающие страны – например, в Персидском заливе – тратят огромные средства на изыскания в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. Но те же тенденции есть и в России – например, Росатом активно продвигает ветряную энергетику.

Михаил Ковальчук (во многих смыслах идеолог научной политики в настоящее время) не раз заявлял – энергетика должна быть разной. Понятно, что еще далеко до безопасных реакторов размером с тумбочку, которые бы могли обеспечивать энергией дома, а то и небольшие поселения. Но и условия везде разные. Конечно, есть обоснованная критика и относительно политики Росатома и Курчатовского института, безусловно, есть лоббизм, который проявляется и в вопросах выделения государственных средств на исследования и разработки.

Но не стоит огульно сравнивать какие-то выделяемые суммы. Да, какая-то ТНК может тратить в разы больше на R&D, чем финансирование одного отдельно взятого научного института. Никто и не спорит, что наука сейчас недофинансирована в России. Однако, системный уровень осмысления необходим, когда речь идет о развитии целых секторов экономики или масштабных научных фронтов.

Также не стоит недооценивать уровень приоритезации, который заложен в доктринальных документах по научно-технологической политике. Стратегия НТР, нацпроекты (в основном – «Наука»), комплексные программы («нацпроект «Атом»), отраслевые форматы развития – везде достаточно четко и детализовано прописаны конкретные направления развития. Да, они могут быть спорными, но о ни есть.

Потому стоит с особой осторожностью читать подобные алармистские статьи – реальность все же намного сложнее и логичнее.

Текст статьи: https://academcity.org/content/sorevnovanie-v-neravnyh-vesovyh-kategoriyah
источник
Научно-образовательная политика
Томский политех – версия 5.0

В Томском политехническом университете цифровизацией занимаются 15 лет: к началу пандемии там были платформы для обучения, 1200 электронных курсов, удаленные сервисы для сотрудников и студентов (личные кабинеты, рассылки, расписание и т.п.). Главное — идея в широком смысле принята всеми политехниками. В результате 12 000 студентов и аспирантов ТПУ в один день 17 марта полноценно перешли «на дистант».

Столь же уверенно ТПУ чувствует себя в приемной кампании онлайн. Стратегия цифровизации приемки, принятая в вузе год назад, пришлась кстати. Что такое «Цифровая приемная комиссия 5.0»:
• сайт apply.tpu.ru и ИПК Абитуриент, позволяющий дистанционно подать заявление
• мобильное приложение
• чат-боты в соцсетях
• call-центр 24/7/12 и CRM-система
• система LMS Moodle ТПУ с прокторингом для дистанционных вступительных испытаний

Итог — более 10 000 заявлений на поступление в ТПУ еще до окончания приема.

Больше открытости – еще один тренд работы Томского политеха

• ТПУ представлен во всех популярных соцсетях, включая YouTube и TikTok, ведет интересный канал в Telegram (@newstpu). Аудитория только официальных аккаунтов — более 60К, админы быстро отвечают на вопросы подписчиков. На днях на YouTube канале Политеха стартовал проект, где на вопросы абитуриентов отвечает «действующий» студент. Видео получает отличные отзывы.

• Часовые открытые вебинары врио ректора ТПУ Андрея Яковлева на горячие темы собирают сотни участников. Яковлев вообще в онлайне «свой» и часто становится участником встреч на разных площадках (яркий пример - https://telegra.ph/Otkrytyj-rektorskij-razgovor-08-12).

• В этом году в ТПУ начнет работать Единый call-центр: операторы будут отвечать на вопросы в режиме 24/7 (!).

• Любой студент или сотрудник через специальный сервис может отправить жалобу или предложение в ректорат. Сообщения обрабатываются, а инициатор темы обязательно получает ответ.

«Если вуз сегодня хочет быть привлекательным и успешным, он должен «менять интерфейс», быть более открытым и дружелюбным, потому что запрос на это со стороны студентов, абитуриентов, да и профессионального сообщества колоссальный. Мультиканальность, освоение удобных для молодежи площадок, как можно более персонализированный подход к коммуникациям, доступность в режиме 24/7 — это уже стандарт, а дальше возможности для развития не ограничены. Важно не медлить и не бояться выходить из зоны комфорта, потому что это вопрос конкурентоспособности университета», — говорит врио ректора ТПУ Андрей Яковлев.

Именно подобные инициативы и новации отличают ведущие вузы (к числе которых бесспорно относится Томский политех) от обычных. Много говорится о том, что образование не должно быть услугой, но в то же время университетам не стоит замыкаться в самолюбовании – нужно идти на контакт со своей аудиторией, искать и находить таланты, предлагать удобные условия для того, чтобы получить всю необходимую информацию или в принципе поступить в вуз.

ТПУ во многих отношениях являет собой носителя лучших (а часто – уникальных) практик. «Приемная компания 5.0» - это важный знак того, что Томский политех в своей работе не только переходит к версии «университет 4.0», но и во многих направлениях опережает даже исследовательско-аналитические расклады, посвященные форматам развития вузов.

Напомним, что «университет 4.0» - это (во многих смыслах) тот, что активно реализует «третью миссию», а версия 5.0 для приемной компании – четкий вектор на разумную и человекоориентированную цифровизацию. Поскольку будущее наше однозначно будет цифровым, то и университет должен переходить в digital-формат. Опыт ТПУ показывает, что при этом важно не упиваться новыми технологиями, а упрощать благодаря ним самые различные процессы – от открытости и доступности руководства вуза до ответов на даже самые простые вопросы.

Прошедший на днях экспертный разговор с участием врио ректора ТПУ Андрея Яковлева: https://telegra.ph/Otkrytyj-rektorskij-razgovor-08-12
источник
Научно-образовательная политика
Школьных линеек 1 сентября в Москве не будет, сообщил Собянин.

@stormdaily
источник
Научно-образовательная политика
«Наука» как фундамент

@scienpolicy для @npnauka@scienpolicy для @npnauka

Среди национальных проектов «Наука» занимает уникальное место. С первого взгляда даже может показаться, что она самая неконкретная в свете достижения национальных целей развития. За то часто подвергается критике. Якобы, в отличие от всех остальных нацпроектов, у «Науки» не всегда есть ощутимый и исчислимый результат, а в других – вполне себе реальные километры, проценты и квадратные метры.

Однако, нужно поставить вопрос – важно ли нам только «что» надо делать или без «как» не обойтись?

В национальных целях развития заложены действительно нужные и принципиально значимые ориентиры. Для их достижения часто требуется всего лишь усилить экстенсивное развитие – производить больше лекарств, делать доступнее медицинскую помощь, строить больше школ.

С «Наукой» ситуация иная – мероприятия, реализуемые в ее рамках, относятся исключительно к одному нацпроекту лишь по форме. Именно ее и критикуют с самых разных позиций – и представители Счетной палаты, и академики, и журналисты.

Но точно так же, как никакая системная цель прорывного социально-экономического развития не может быть достигнута в рамках одной отрасли или избранного ведомства – точно так и прорывы в освоении космоса, цифровизации, здравоохранении, демографии – не могут возникнуть сами по себе, из ниоткуда.

Многие нацпроекты, конечно, включают в себя мероприятия интенсивного свойства – развитие соответствующих отраслей, усиление взаимодействия заинтересованных структур, внедрение новых технологий.

Однако, не зря президент Владимир Путин выделил научно-технологический прорыв как неотъемлемую составляющую социально-экономического. Без новых идей, их отработки и апробации невозможны инновации – а без них любые существенные успехи, выходящие за рамки экстенсивной парадигмы «будем учить / лечить / строить / осваивать больше, но на том же уровне».

Именно содержание статей, изобретений, диссертаций молодых ученых – это и есть фундамент, на котором только и может быть основан реальный прорыв, результатом которого станет системное улучшение качества жизни. Если угодно, нацпроекты (в том числе, «Наука») – это ракеты. Но научный национальный проект – это еще и космодром (во многом, конечно, для самого себя).

Национальные проекты – это не программы с бесконечным сроком действия, это не «крейсерская скорость», напротив – ускорение и интенсификация. И если не будет подготовлена база – идейная, исследовательская, изобретательская, технологическая, инновационная – то и сам нацпроектный «форсаж» окажется бессмысленным.

Научно-исследовательская сфера работает не только на дальних горизонтах развития, но и на длинных. Прикладные разработки могут быть внедрены за год, а результаты фундаментальных исследований – вообще не факт, что получат практическую реализацию, а если и обретут ее – то именно в той сфере, для которой изначально задумывались.

Однако, именно благодаря нацпроекту «Наука» сейчас закладывается тот фундамент, на который будут опираться не только все остальные приоритеты, но на котором получит свое дальнейшей развития вся страна уже после 2030 года.

Наука (и сама по себе, и как нацпроект) является незаменимым элементом иных векторов прорывного развития. Без исследований университет останется на стадии 1.0 (для образования), а не сможет перейти к научно-исследовательской, а затем – практикоориентированной и далее – социально ориентированной работе.

Не стоит село без храма, а регион без университета – как центра развития. Не смогут взяться кадры и управленцы новой формации без системного видения мира, которое прививает университет через приобщение к науке. Не появятся новые лекарства и инновации в производстве. Базой для всего этого является сфера исследований и разработок.

И именно поэтому «Наука» отвечает не только на вопрос «что делать», но и дает пространство вариантов – «как». Потому и является во многих смыслах фундаментом и «стартовым столом» для иных национальных проектов.
источник
Научно-образовательная политика
Программа стратегического академического лидерства. Мнения

Сергей Вдовин, ректор Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва:

«Мордовский госуниверситет в настоящее время проводит подготовку к участию в программе стратегического академического лидерства и планирует создание консорциумов с индустриальными партнерами и академическими институтами по направлениям «Материалы с уникальными функциональными свойствами», «Фотоника», «Медицина будущего: таргетная фармакотерапия и персонифицированный подход в лечении».

В области образования создается партнерская сеть образовательных организаций, деятельность которой будет сосредоточена в области создания образовательных программ различного уровня, направленных на кадровое обеспечение проектов технологического прорыва.

Участие в масштабной инициативе Минобрнауки России для Мордовского госуниверситета будет опираться на достижения реализованной программы развития вуза как национального исследовательского. В рамках реализованной программы сформирована уникальная образовательная и научно-исследовательская инфраструктура, которая позволит на качественно новом уровне решать задачи развития региона и страны в целом, ориентируясь на достижение целей национального развития в горизонте до 2030 года».

#МинобрнаукиРоссии
источник
Научно-образовательная политика
В Ставрополе задержан начальник местного филиала Краснодарского университета МВД - Дмитрий Краснокутский, а также начальники кафедр и сотрудники вуза.

Кроме начальника филиала вуза задержаны заместитель начальника факультета заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД РФ Сергей Крапивин, начальники 4-х кафедр и 7 сотрудников региональных подразделений МВД и Росгвардии России.  

По версии следствия, за последние 1,5 года высокопоставленные полицейские получали взятки за допуск слушателей факультета к сессиям и за отличные оценки на экзаменах.

По информации СМИ, сотрудники СК провели 70 обысков. В одной из служебных квартир они нашли ежедневники, в которых фигуранты вели списки курсантов и отмечали суммы напротив их фамилий. Также были обнаружены несколько миллионов рублей в разной валюте. Всего более 2 млн рублей. 11 человек задержаны. Сейчас им избирают меру пресечения.

По мнению канала @chestnyjdetektiv, возникнут вопросы и к начальнику Департамента государственной службы и кадрового обеспечения МВД России Владимиру Кубышке, который курирует все вузы ведомства.
источник
2020 August 14
Научно-образовательная политика
Перед тем как мстить, вырой две могилы
                                      Конфуций

Госсекретарь США Майк Помпео заявил, что китайские Институты Конфуция продвигают пагубное влияние Пекина в американских университетах.

Иначе говоря, "мягкая сила" Китая в виде культурно-образовательных центров КНР объявлены иностранными агентами.

Интересно, будет ли, по аналогии с TikTok, американскому бизнесу предложено выкупить помещения, которые занимает Институт Конфуция в США?
источник
Научно-образовательная политика
Владимир Путин:

"Сириус" должен и дальше служить ориентиром для обновления всего отечественного образования, предлагать новые форматы и создавать высокие современные стандарты.

Такой подход не имеет мировых аналогов и в полной мере соответствует задачам, нашим национальным целям, требованиям будущего, скорости технологических и общественных изменений.

Университет (Сириус) станет ядром инновационного научно‑технологического центра, который создаётся здесь, в Имеретинской долине. Его резидентами станут наши ведущие высокотехнологичные компании, а партнёрами – научные организации и университеты.

Очень важно использовать все эти широкие возможности, чтобы обеспечить уникальный формат и содержание образования как для студентов университета «Сириус», так и для учащихся других вузов страны, которые смогут проходить здесь модульные программы и курсы.


Сегодня, в 12:00.

https://vk.com/video-89015898_456239729
источник
Научно-образовательная политика
Новое назначение «Лидера России» явно усилит научно-технологический потенциал Тамбовской области. Одним из его центров является Тамбовский государственный университет им. Державина, который активно включается в мероприятия научного, образовательного и инновационного форсажа. В регионе явно формируется своя «команда прорыва».

https://t.me/stranavozmojnostey/1769
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас на образовательном форуме "Территория смыслов" президентской платформы @stranavozmojnostey в @senezh_rsv  Елена Шмелёва, руководитель Фонда "Талант и успех", член наблюдательного совета АНО "Россия - страна возможностей".

Научный руководитель ЭАЦ "Научно образовательная политика" Евгений Сжёнов, дискутируя с Еленой Шмелёвой, не забывает и про вузовскую и научную повестку, про аналитику и исследования. Елена Владимировна  - прекрасный собеседник по всем вопросам.

Не зря год назад Владимир Путин сказал о её "Сириусе":

"Сириус" должен и дальше служить ориентиром для обновления всего отечественного образования, предлагать новые форматы и создавать высокие современные стандарты.
источник