Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 March 25
Научно-образовательная политика
Брифинг: переход в дистант (1/3)

Из стенограммы брифинга Министра науки и высшего образования Валерия Фалькова (прямая речь)

Министерство науки и высшего образования начиная с последней декады января очень внимательно анализирует эпидемиологическую ситуацию в разных регионах и исходя из этого принимает решения.

Первый приказ мы издали ещё 29 января, он касался вопросов предоставления каникул тем, кто приезжал к нам из Китайской Народной Республики, и рекомендаций по поводу мобильности. Но в активную фазу, так скажем, ситуация вошла начиная с 14–15 марта. Всем вузам было рекомендовано перейти на дистанционный формат работы.
И надо сказать, что на сегодняшний день, если брать в целом систему высшего образования России, порядка 80% вузов прислушались к этой рекомендации и перевели работу в дистанционный формат.

Если брать вузы, подведомственные Министерству науки и высшего образования, которые расположены в Российской Федерации, – 100% их перешли на дистанционный формат работы со студентами.
В этой непростой ситуации мы организовали работу таким образом, чтобы оказать содействие, в первую очередь, региональным вузам, в министерстве был открыт ситуационный центр. Начиная с 16 марта этот центр ежедневно принимает от 30 до 50 заявок, обрабатывает их, помогает, отвечает на вопросы и оперативно решает проблемы, с которыми сталкиваются вузы.

Параллельно, начиная с 15 марта текущего года, мы оперативно создали рабочую группу из экспертов – представителей Министерства науки и высшего образования и ведущих российских вузов. Уже сегодня в 11.30 состоится шестое заседание этой рабочей группы. Каждое заседание транслируется в прямом эфире, и на каждом заседании мы рассматриваем самые злободневные вопросы, которые касаются организации деятельности вузов в новых условиях.

Что это за вопросы? Самые разные. Какое количество онлайн-курсов у нас сегодня имеется? Как их можно перезачесть? Как можно помочь студентам и преподавателям? Как преподавателям, используя разные информационные технологии, организовать учебный процесс удалённо, на расстоянии? Не в одной аудитории, а используя виртуальную среду, используя различные средства коммуникации?

Транслируется опыт вузов, где этот процесс уже отлажен. Также отвечаем на вопросы и оказываем содействие вузам, где такие сложности возникают.

На одном из последних заседаний рабочей группы мы подробно обсуждали вопрос, касающийся каналов связи, которые потребовалось оперативно расширить в ряде региональных вузов.

Слабые места, конечно, есть. Где-то это информационная инфраструктура, где-то – готовность персонала, готовность работников, преподавателей, где-то – недостаточный объём каналов связи. Поэтому во взаимодействии с «Ростелекомом», с Министерством цифрового развития необходимые решения были оперативно приняты, и на сегодняшний день порядка 20 вузов такую помощь получили.
Наряду с этим все вопросы, которые в ежедневном режиме поступают в Министерство науки и высшего образования, мы оперативно рассматриваем и даём ответы.

Что касается вузов, куда абитуриенты поступают только по результатам единого государственного экзамена. Здесь, мне кажется, будет меньше всего сложностей, потому что в предыдущие годы накоплен большой опыт, и сегодня можно удалённо подать документы. Это касается абсолютного большинства вузов. Более того, в пилотном режиме Министерство науки и высшего образования отрабатывает новый сервис «Поступи в вуз онлайн». О чём идёт речь? Суть новшества состоит в том, что, используя портал госуслуг, можно будет направить документы в вуз и поступить. Я думаю, что у нас ещё есть время. Мы, хоть и в пилотном режиме с участием 50 вузов, посмотрим, как можно задействовать этот инструмент, для того чтобы сделать процедуру поступления в вузы более удобной, без физического присутствия в приёмных комиссиях.

Источник: http://government.ru/news/39267/
источник
Научно-образовательная политика
Брифинг: переход в дистант (2/3)

Второй важный момент – есть вузы, где существуют, с одной стороны, творческие испытания, с другой стороны, дополнительные вступительные испытания, которые они устанавливают самостоятельно. И есть ситуация, касающаяся иностранцев. Обычно поступление иностранцев – это либо организация вступительных испытаний в стране их пребывания, куда традиционно выезжали представители вузов, либо приезд иностранца сюда. В этой части мы сейчас как раз анализируем, какие решения можно использовать. Но я обращаю внимание на то, что вопрос поступления – это последняя декада июня и июль. У нас приём документов осуществляется с 1 января по всем нормативным актам. И не позднее 20 июня вуз должен начать это делать в любом случае. Многие из вузов устанавливают свои сроки приёма документов.

Что касается дополнительных вступительных испытаний, в том числе творческих, – это июль, поэтому у нас ещё есть время проанализировать ситуацию и принять соответствующие решения. Мы уже сейчас с вузовским сообществом, с экспертами смотрим, какие варианты можно использовать.

Что касается общежитий. Мы с вами понимаем, что это непростой вопрос, решение здесь должно быть индивидуально. Мы рекомендовали вузам принимать решение, с одной стороны, исходя из интересов студентов, с другой стороны, исходя из эпидемиологической ситуации. И одного универсального решения для всех регионов страны, для всех вузов нет. Его и быть по определению не может.

Что мы на сегодняшний день фиксируем? Порядка 45% студентов, проживающих в общежитиях, покинули их, выразили желание уехать домой. И понятно, что в этих условиях мы не стали препятствовать, так как есть возможность организовать связь с преподавателями и включиться в учебный процесс. Это позволяет и соответствующая сеть – есть точки доступа и необходимые устройства. То есть в этом сложностей никаких нет.

С другой стороны, без надобности вузы не закрывали общежития на карантин, поскольку некоторым студентам сложно уехать в места их постоянного проживания. Это, во-первых, финансово затратно. А для иностранцев это вообще особая история. Поэтому мы рекомендовали всем вузам в зависимости от ситуации, в которой оказались студенты, будь то граждане Российской Федерации или иностранцы, с должным вниманием отнестись к этой проблеме. В случае с иностранцами, нужно, конечно, учитывать необходимость оказания им организационной и информационной поддержки в этих условиях, вообще учитывать сам факт, имеется ли у них физическая возможность добраться до места проживания.

Так что ситуация ежедневно меняется, мы её анализируем. Мне кажется, все вузы уже адаптировались: необходимые решения принимают в зависимости от того, как этого требует ситуация и как мы её прогнозируем, что очень важно.
источник
Научно-образовательная политика
Брифинг: переход в дистант (3/3)

В основном [на горячую линию поступают] те же, которые задаются здесь. Это на сегодня уже больше 500 вопросов. В день поступает от 30 до 50. Горячая линия действует. В первую очередь, ответы даются в ситуационном центре, плюс экспертную поддержку оказывают нам ассоциации университетов, которые очень активно, надо отдать должное, включились в этот процесс. Это эксперты из ведущих вузов, которые транслируют опыт по самым разным доступным каналам, поскольку в этой непростой ситуации важно не только давать рекомендации, разъяснения, нормативно поддерживать и указывать, но ещё и понимать, что каждый вуз имеет разные стартовые возможности в этой ситуации. Часть российских вузов себя очень уверенно чувствовали несмотря на сложности… Потому что у всех так или иначе возникли сложности в первые дни, ситуация неординарная. У кого-то зависла система, где-то просто организационно потребовалось несколько дней, кто-то должен был для себя принять решение, как поступить с онлайн-курсами. Но онлайн-курсы – это только часть, весь образовательный процесс мы не можем закрыть онлайн-курсами по объективным причинам. Поэтому важно было предоставить возможности всем преподавателям, кто был задействован в обычной образовательной деятельности, максимально погрузиться в новую ситуацию и дать инструменты для взаимодействия со студентами.

Нет конкуренции между дистанционным и обычным форматами обучения. В любом случае мы понимаем, что университет – это особая среда, это социализация, и какие бы ни были продвинутые информационные технологии, ничто не заменит общения студента с профессором. Это всё равно уникальная возможность передать опыт.

Обучение гораздо сложнее, чем просто общение на расстоянии с помощью современных информационных технологий. Мы действуем в текущих условиях и прекрасно понимаем, что сейчас задача вузов состоит не в том, чтобы отправить студентов на каникулы, а в том, чтобы организовать максимально полный учебный процесс. Понятно, что есть сложности, безусловно, есть ограничения. Очень нелегко чисто психологически многим в новых условиях. Но в целом, если брать ситуацию по системе высшего образования в России, несмотря на сложности и трудности, каждый день вузы шаг за шагом этот учебный процесс полноценно стараются организовать. И у многих это получается.

Что касается того, как долго это продлится. Чем быстрее студенты вернутся в аудитории, тем лучше. Учебный процесс сложный, он неоднороден. Есть лекции и семинары, а есть практики, есть итоговая аттестация и промежуточная аттестация. Давайте посмотрим внимательно. Если речь идёт о практиках, то мы понимаем, что, учитывая специфику подготовки, допустим, инженеров, медиков, безусловно, часть практики невозможно перевести в онлайн, её по определению приходится переносить на другое время. Это первая часть.

Что касается итоговой аттестации. В большинстве вузов две сессии. До летней сессии ещё время есть. Хотя мы уже анализируем ситуацию. Но у части вузов учебный процесс организован так, что у них четыре сессии, и весенняя сессия как раз в это время. И решения уже приняты. Сессию, промежуточную аттестацию, мы перенесли. Сейчас внимательно анализируем ситуацию, как организовать итоговую аттестацию. Есть преддипломные практики, они являются важнейшей частью учебного процесса. Часть этих практик невозможно организовать онлайн. С другой стороны, сама итоговая аттестация – очень важный момент в формировании личности, в оценке, насколько готов и заслуживает выпускник того, чтобы называться специалистом, чтобы получить диплом и выходить на рынок труда. Мы сейчас смотрим, в каких ситуациях мы можем перейти на дистанционный формат, а в каких ситуациях всё-таки с соблюдением мер предосторожности должна быть организована аттестация в смешанном формате. Но это вопрос отложенный, есть полтора – два с половиной месяца. Сейчас это предмет пристального изучения экспертами и поиска возможных вариантов.
источник
Научно-образовательная политика
Научные расходы

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет данные об объеме и структуре ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета в рамках национальных проектов (программ). В 2020 году наиболее значительная поддержка будет направлена на фундаментальные исследования, исследования в области цифровой экономики и здравоохранения.

Расходы на финансирование национальных проектов (программ) на 2020 г. запланированы в объеме 2129,6 млрд руб. в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Из них ассигнования на гражданскую науку составляют 2,3%, или 49,7 млрд руб., и предусмотрены в составе восьми национальных проектов: «Наука», «Здравоохранение», «Жилье и городская среда», «Образование», «Демография», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Экология», «Производительность труда и поддержка занятости», а также в программе «Цифровая экономика Российской Федерации».

Наиболее значительный объем ассигнований на гражданскую науку запланирован в рамках национального проекта «Наука» — 41,7 млрд руб., или 83,9% общих ассигнований на гражданскую науку в рамках национальных проектов (программ) (рис. 1). Далее следуют «Цифровая экономика Российской Федерации» (5,5 млрд руб., или 11,1%) и «Здравоохранение» (1,4 млрд руб., или 2,7%), доля остальных нацпроектов — 2,2% (1,1 млрд руб.).

В рамках национального проекта «Наука» существенную часть ассигнований на гражданскую науку (30,2 млрд руб., или 72,6%) планируется направить на поддержку фундаментальных исследований; финансирование прикладных научных исследований в области образования и общегосударственных вопросов составит 6,1 млрд руб. (14,8%) и 5,3 млрд руб. (12,6%) соответственно. Более 80% объема ассигнований на гражданскую науку (34,9 млрд руб.) будет выделено Министерству науки и высшего образования Российской Федерации; 10,7% (4,5 млрд руб.) получит Российский фонд фундаментальных исследований и 5,5% (2,3 млрд руб.) — Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».

В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» основное направление ассигнований на гражданскую науку — это финансирование прикладных научных исследований в области национальной экономики (92,3%, или 5,1 млрд руб.); главными получателями средств станут Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Госкорпорация «Роскосмос». Ассигнования на гражданскую науку в рамках нацпроекта «Образование» будут распределены следующим образом: 72,3% (176,5 млн руб.) составит финансирование прикладных научных исследований в области образования (получатель — Министерство науки и высшего образования Российской Федерации); 27,7% (67,5 млн руб.) — в области социальной политики (получатель — Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации).

Источник: https://issek.hse.ru/news/352173147.html
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Коллеги, при всём уважении, ну что за ерунда у вас в посте. Не надо нагнетать панику.

Высшее образование планомерно переходит в дистанционный режим. Обучение продолжается в новом формате. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков держит руку на пульсе. Регулярно проводятся заседания Рабочей группы (вот прямо сегодня было очередное) и вебинары с трансляцией онлайн и подключением тысяч руководителей вузов. Минобрнауки оказывает всестороннюю поддержку университетам.

Аттестовать студентов будут в рамках сессии также в онлайн формате.

У школьников и так каникулы, а далее они перейдут на дистанционный формат.

https://t.me/obrazbuduschego2/1409
источник
Научно-образовательная политика
Коронавирусные инициативы

Президент Владимир Путин обозначил меры по противодействию эпидемии.

1.  Следующая рабочая неделя объявлена нерабочей (выходные продлятся с 28 марта по 5 апреля). Это самый мягкий вариант усиления социального дистанцирования без объявления чрезвычайных мер.

2.  Социальная поддержка – автоматическое продление льгот и выплат, повышение их размера, досрочное перечисление средств.

3.  Кредитные каникулы – снижение нагрузки на бюджеты граждан и домохозяйств. Будут действовать в ситуации сокращения дохода более чем на 30%.

4.  Введение «налога на роскошь» в виде обложения налогом выводимых в оффшоры средств и дохода в виде процентов по вкладам и дивидендов.

5.  Поддержка малого и среднего бизнеса, а также микропредприятий – «налоговые каникулы» и снижени обязательных отчислений.

6.  Необходимо строгое следование предписаниям Правительства, органов власти и медиков.

7.  Общероссийское голосование по поправкам в Конституцию переносится.

8.  Учёные, по словам президента (наряду с врачами) - на переднем крае обороны нации от коронавируса.

Полный текст обращения: http://kremlin.ru/events/president/news/63061
источник
Научно-образовательная политика
Науку и сердце людям

Как известно, недавно были подведены итоги конкурса «Лидеры России» по специализации «Наука». Многие участники ежедневно делают вклад не только в науку, но и «творят» для людей, реализуя собственные социальные проекты. Организаторы конкурса поделились лидерским социальных опытом своих участников.

Финалист Вадим Ковригин из Липецка – доцент РЭУ им. Плеханова, советник при ректорате ЛГТУ. Вадим ведет свой просветительский проект с видео-лекциями по обществознанию на Youtube канале и на сайте Social-Studies.ru. «У меня есть мечта о том, чтобы российское образование стало настоящим социальным лифтом, вне зависимости от места жительства человека и социального статуса. Важно, чтобы образование стало площадкой равных стартовых возможностей», – рассказал он.

Победитель специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020» Иван Ефремов из Москвы – начальник отдела координации национальных проектов Министерства науки и высшего образования РФ. Иван занял 2-е место в благотворительных соревнованиях по триатлону, которые организовали участники конкурса «Лидеры России» и клуба победителей «Лидеров России» – «Эльбрус». Целью соревнования было – собрать средства для благотворительного фонда «Подари солнечный свет», который помогает детям, рождённым раньше срока. Второй социальный проект с участием Ивана – «Образ будущего», который Лидер успешно реализует уже два года подряд.

«В ходе мастер-классов 60 школьников и студентов узнали о системе национальных целей РФ и целях ООН в области устойчивого развития. Кроме этого, команды отрабатывали навыки эффективного сотрудничества, создавая макеты городов будущего, в которых долгосрочные цели уже достигнуты», – рассказал Иван Ефремов.

Победитель и суперфиналист конкурса Александр Петухов из Нижнего Новгорода работает в Нижегородском государственном университете имени Н.И.  Лобачевского и в Институте прикладной математики имени М.В. Келдыша РАН в Москве: «Один из проектов, который мы делаем разработка алгоритма на основе нейронных сетей, с помощью которого мы можем анализировать текст людей с девиантным поведением. Эти алгоритмы мы делаем вместе с психиатрами. А нейронная сеть изучает и строится на основе реально существующих текстов без участия человека. Допустим, если интегрировать алгоритм в социальную сеть, он будет выявлять предрасположенности людей к суицидальным наклонностям. Система оценок может работать также по отношению к деструктивным наклонностям человека, таким как терроризм и экстремизм. Это очень важная проблема».

Победитель и суперфиналист Артем Наркевич из Красноярска – заведующий научно-исследовательской лабораторией медицинской кибернетики и управления здравоохранения КрасГМУ, кандидат медицинских наук, доцент, председатель совета молодых ученых и специалистов при Губернаторе Красноярского края.  Лидер занимается разработкой интеллектуальных систем для повышения качества диагностики различных заболеваний при помощи искусственного интеллекта. Артём Наркевич принял активное участие в реализации проекта «Меридиан перемен», который направлен на повышение уровня здоровья, навыков здорового образа жизни и здорового питания у инвалидов-колясочников.

Победитель и суперфиналист Ольга Ларина из Курска – проректор по науке и инновациям Юго-Западного государственного университета. Ольга принимает активное участие в различного рода патриотических проектах. Кроме того, в ходе конкурса она воплотила проект «Школа молодого гражданина». «Проект направлен на повышение правовой грамотности детей, школьников и студентов, людей пожилого возраста», – прокомментировала Ольга Ларина.

Все те социальные проекты, которые представили победители конкурса «Лидеры России» по специализации «Наука», подтверждают тезис о том, что талантливый человек талантлив во всём. Но главный вывод все же не в этом. А в том, что это большая работа над собой быть Человеком. Такие люди работают в российской науке сегодня, а исследовательская сфера для них – дело всей жизни. И именно за этими людьми будущее научно-технологического прорыва.
источник
Научно-образовательная политика
Уважаемые ректоры и проректоры!

Завтра, 26 марта в 12:00 мск состоится вебинар «Университеты и волонтерство».

Вебинар откроет помощник Министра науки и высшего образования, заместитель председателя рабочей группы по переводу вузов на дистанционную форму обучения Дмитрий Афанасьев.

Для участия в вебинаре необходимо пройти регистрацию по ссылке https://clck.ru/MeoFx
Вебинар можно будет смотреть в прямой трансляции без регистрации (ссылка будет актуальна за 15 минут до начала вебинара).

Ссылка на вебинар https://events.webinar.ru/4934953/3610174
Ссылка на трансляцию https://www.youtube.com/channel/UC3L3Mkio2DKK5PkIP29B2Sg/live

Методический центр поддержки университетов создан по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ на базе Ассоциации «Глобальные университеты», которая объединяет ведущие российские университеты-участники проекта повышения глобальной конкурентоспособности.

В ходе вебинара участники обсудят особенности взаимодействия ИТ-волонтеров, способных помочь с переходом на дистанционное обучение и работу, практики вузов по реализации программ социального волонтерства.

Вебинар организован при поддержке Ассоциации «Глобальные университеты», экспертно-аналитического  центра «Научно-образовательная политика» и Института образования НИУ ВШЭ.
источник
Научно-образовательная политика
#словоРАН – президент Академии Александр Сергеев #словоРАН – президент Академии Александр Сергеев о директорах и научных руководителях (1/2)

Во многих академических институтах сильные директора, в том числе и поставившие эти институты «на крыло» и сохранившие высокий творческий потенциал, вынуждены по возрасту покидать свой пост. Сейчас «выборный» возраст директора ограничен 65 годами. Но нередко адекватной замены этим выдающимся ученым просто нет. Академия не раз обращала внимание, что существующий возрастной ценз для директоров институтов надо менять, так как он наносит вред науке.

Сейчас на рассмотрении Думы находится законопроект о том, что возраст назначения на должность директора института следует продлить до 70 лет. Таким образом, сильные директора еще пять лет смогут возглавлять свои коллективы. Это крайне важно для науки.

Второй момент связан с должностью «научный руководитель». Должность звучит красиво, весомо, а на самом деле директор в случае конфликта может сделать его фактически бесправным. Если подходить формально, то сегодня научные руководители не могут де-юре влиять на принятие решений директорами, на научные программы института. Да, в некоторых институтах они возглавляют Ученый совет, но директор может так изменить его состав, что научный руководитель оказывается не при деле. Такое положение надо менять, сделать научного руководителя в институтах, где эта должность предусмотрена, знаковой фигурой, юридически имеющей право и ответственность наряду с директором в решении важнейших для института вопросов.

Принципиально важно, чтобы [научный руководитель] был и ученым номер один. В этом не было никаких сомнений. В Академии работало незыблемое правило: возглавлять коллективы должны самые лучшие ученые, именно их академия и избирала на пост директора. Все выдающиеся директора СССР – это выдающиеся ученые, признанные во всем мире. Тогда вообще не мерились Хиршами, числом публикаций, и наука была по многим направлениям на мировом уровне, а в ряде областей его превышала. Сейчас все это перевернулось.

Директора завалены бюрократией, они 50, а то и 80 процентов времени тратят не на науку, а на администрирование, написание бесконечных отчетов. Их главная задача: обеспечить бюджетный процесс: как обосновать и получить деньги, как их потратить, чтобы при этом выполнить план по числу публикаций. За это он отчитывается перед Минобрнауки, а не за великие научные достижения. Поэтому работа директора в значительном объеме далека от творчества и науки, до нее у него руки просто не доходят. Что, кстати, прекрасно понимают сильные молодые ученые. Они не стремятся занять директорское кресло, а предпочитают заниматься наукой.

Бюджет – это святое. Каждый истраченный из него рубль должен приносить отдачу, «выстреливать» числом публикаций, Хиршами и прочей наукометрией. Нужно за все отчитаться перед Минфином с точностью до рубля, причем он должен приносить отдачу. Такой сугубо утилитарный подход ведет к засилью бюрократизации. Но наука – это творчество, что несовместимо с бюрократией.
источник
Научно-образовательная политика
#словоРАН – президент Академии Александр Сергеев #словоРАН – президент Академии Александр Сергеев о директорах и научных руководителях (2/2)

В институте должен быть ученый-лидер, который не 30 процентов, а все свое время будет заботиться о науке. И это научный руководитель. Но он должен работать в совершенно иной системе координат. Нужен эффективно функционирующий тандем директор - научный руководитель с четким распределением прав и обязанностей. Например, их согласующие подписи должны стоять рядом на самых важных документах, связанных с программами развития и финансированием. И конечно, научный руководитель должен постоянно контролировать, как выполняются научные программы, то есть постоянно думать о науке, а не о выполнении бюджета и наукометрии. Сейчас в Думу внесен еще один законопроект, который усиливает роль научного руководителя, и академия будет активно участвовать в его обсуждении.

Это должен быть признанный научный лидер в данном институте. Принципиально важно, чтобы рекомендацию на научного руководителя давала академия наук, а министерство его утверждало. Сегодня все делается наоборот. Несомненно, что отношение к карьерному росту у молодых сильных ученых принципиально изменится. Они получат заманчивую перспективу, чтобы себя реализовать, продолжая заниматься наукой. На этот пост будут стремиться, и мы сможем выбрать наиболее достойных.

Что касается бывших директоров, ушедших по возрасту, то, думаю, здесь возможны варианты. Кто-то, будучи еще в расцвете сил и добром здравии, по своим научным качествам окажется достойным занять этот пост, а для тех, кто по разным причинам уже не может много времени отдавать науке, можно в уставе института предусмотреть должность почетного научного руководителя.

Мне не очень хочется называть директора менеджером. Это чаще всего тоже ученый, который знает науку в своем институте, но он взял на себя менеджерские функции. Если все же будут конфликты? Сегодня в вузах сформированы наблюдательные советы, которые являются высшим органом их управления. Они не вмешиваются в текущую работу, но контролируют ключевые моменты, а на резких поворотах жизни вуза активно включаются, рассматривают ситуации и выносят свой вердикт. Думаю, наблюдательные советы за научной деятельностью можно создавать и для помощи академическим институтам, а формировать их должна РАН согласованно с миннауки. Ведь академия по закону отвечает за научно-методическое руководство институтами, которые проводят фундаментальные исследования. Напомню, что в прежние «дореформенные» времена академия регулярно направляла в институты комиссии по проверке деятельности. Наблюдательные советы могли взять на себя прежние функции академических комиссий, но работать более регулярно и заинтересованно.

Речь идет о новой модели, в которой главным является тандем согласованно и продуктивно работающих директора и научного руководителя при участии РАН. Она может быть предложена для научных институтов, и уже им решать, удобна она для них или нет. В тех институтах, где эффективно продолжает действовать директорское единоначалие, менять систему неразумно. Но мы сегодня с вами обсуждаем как раз другой случай, который далеко не единичен. Модель можно сначала «обкатать» на нескольких пилотных проектах. Надеюсь, что в новой системе уже не будут возникать [конфликтные] ситуации. Наука ни в коем случае не должна терять знания и опыт [заслуженных] людей.
источник
Научно-образовательная политика
❗️По мнению вирусолога Михаила Щелканова, заведующего лабораторией экологии микроорганизмов при Школе биомедицины ДВФУ, спада пандемии коронавируса не стоит ждать раньше лета. Причем это оптимистичные сроки, если ситуация будет развиваться по наихудшему сценарию, то облегчение наступит лишь через сезон.

Специалист отметил чувствительность инфекции к влажности и ультрафиолету, что вселяет надежду на то, что с мая активность SARS-CoV-2 сократится.

Щелканова удивило, что США с Италией не удается сдерживать распространение коронавируса. При этом он отметил, что там вспышка заболеваемости продлится еще один сезон. Также ученый предупредил, что в случае, если указанные страны не смогут контролировать распространение эпидволны, COVID-19 может «полыхнуть по-настоящему», «захлестнув всю планету», и следующая зима пройдет для России под знаком эпидемии.
источник
Научно-образовательная политика
@scienpolicy подготовил блиц-интервью с ректорами крупнейших  вузов по опыту перехода на дистанционное обучение согласно приказу @minobrnaukiofficial. Как на эти вопросы могут ответить в региональном вузе? Узнаем на примере Северо-Осетинского госуниверситета @scienpolicy подготовил блиц-интервью с ректорами крупнейших  вузов по опыту перехода на дистанционное обучение согласно приказу @minobrnaukiofficial. Как на эти вопросы могут ответить в региональном вузе? Узнаем на примере Северо-Осетинского госуниверситета – отвечает ректор Алан Огоев.

По какому пути вуз пошел в переходе на дистанционное обучение?

С 17 марта занятия в СОГУ проходят в онлайн-формате. Это касается студентов всех форм обучения. Электронная информационно-образовательная среда университета заменила привычную аудиторию. Но
контактная работа продолжается.

Теперь образовательный процесс представляет собой комбинацию корпоративного портала, официального сайта, СЭД, корпоративной электронной почты, электронно-библиотечной  системы, системы электронной поддержки учебных курсов на базе Moodle, системы  видеоконференцсвязи, площадок социальных сетей и мессенджеров. Активно работает горячая линия в СОГУ.

Особенно важно сейчас чувствовать поддержку и солидарность. Спасибо всем вузам, международным  и национальным образовательным онлайн-платформам за организацию бесплатного доступа к курсам.

Что получилось, с чем сложности? Какая нужна поддержка?

В условиях экстренного перехода стресс-тест получили все участники образовательного процесса. Нам приходится бороться не только с коронавирусом, но и с симптомами инфодемии. Комплексную терапию – четкие ответы получаем на заседаниях рабочей группы Минобрнауки РФ.

Сегодня мы похожи на кентавра – в дом не пригласишь, в стойло не поставишь. Основные проблемы: недостаточная готовность преподавателей к цифровому переходу; возросшая нагрузка на преподавателей и деканаты; устаревание оцифрованных учебных материалов; отсутствие доступа студентов к сети Интернет; риски долгосрочности  сложившейся ситуации.

Самый сложный период – переходный. Главное, во что перейдет. Для этого мы сегодня обязаны заглядывать за горизонт.

Как преподаватели и студенты отнеслись к переходу?

Они объединились в организации  нового  учебного пространства. Цифровое волонтерство захватило все факультеты. Приятно, что инициаторами были сами студенты, молодые преподаватели. Они обучают преподавателей старшего возраста работе с новыми образовательными технологиями.

Студенты с энтузиазмом относятся к переменам. Вчера впервые сдали зачет в онлайн-формате социологи. Наши студенты активно подключились к акции Минобрнауки #универдома.

Научно-образовательная и воспитательная работа в нашем вузе строится в режиме «полного дня». Домашняя обстановка - не помеха. Мы максимально охватили студентов через социальные сети для оперативного взаимодействия. Сейчас ребята активно участвуют в поэтическом конкурсе чтецов, в ожидании - вокальный конкурс «Голос online», турнир по киберспорту, гид по университету и интеллектуальные игры в социальных сетях.
источник
2020 March 26
Научно-образовательная политика
​​НОЦ «ИНО Томск»: от конкуренции до пересборки (1/3)

По нацпроекту «Наука» в России за 4 года должно быть создано не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов, научных организаций и индустриальных предприятий.

Томск – это город, где сложились все условия для формирования НОЦ, совсем скоро заявке «ИНО Томск» предстоит пройти конкурсный отбор.

Мы предлагаем рассмотреть ключевые этапы эволюции базовых концепций и подходов к пониманию того, каким должен стать первый в России НОЦ, встроенный в «Большой университет» – консорциум вузов и НИИ.

Жёсткая конкуренция

Председатель Сибирского отделения РАН Валентин Пармон неоднократно говорил о том, что Томску не стоит конкурировать с Новосибирском и настаивал, что региону-соседу будет достаточно и одного НОЦ исключительно по гуманитарным наукам. Такие заявления базировались на желании СО РАН сконцентрировать работу по научно-образовательным центрам у себя в Новосибирске, Академгородке и т.д.

Тогда в Томской области была определена первая главная социально-экономическая идея будущего центра – повышение качества жизни, где главную роль стал играть проект «Цифровой госпиталь», реализуемый Сибирским государственным медицинским университетом (СибГМУ – единственный опорный медуниверситет в РФ). Проект был изначально ориентирован на экспорт.

В Новосибирске постепенно укреплялся свой отдельный региональный проект – Академгородок 2.0, а НОЦ должен стать первым шагом к его реализации. Академгородок 2.0 нужен Новосибирску для перезапуска собственной экономики, без особого экспортного потенциала. Маятник снова качнулся в сторону Томской области.

Постепенно стало понятно, что даже в связке с Томским государственным университетом (ТГУ) СибГМУ не сможет стать базовой платформой для реализации НОЦ. СибГМУ хоть и опорный вуз, но явно отстаёт от других ведущих университетов: ТГУ и Томского политехнического университета (ТПУ), именно они занимают лидерские позиции во всех рейтингах, уступая только вузам двух столиц. Конкуренция внутри томского региона снова обострилась.

Вынужденное партнёрство

В изматывающей битве за НОЦ стали проигрывать все. Тогда губернатором Томской области Сергеем Жвачкиным и руководителем Новосибирской области Андреем Травниковым был обозначен тандем в вопросе создания НОЦ в Сибири.

Два региона договорились не конкурировать, а, наоборот, поддерживать друг друга. Стали разрабатываться модели, с помощью которых Томская и Новосибирская области смогли бы помочь друг другу и усилить свои НОЦ, опираясь на поддержку региона-соседа. При этом о создании единого межрегионального центра речи не шло.

Объединение сибирских регионов стало неожиданным, но бесполезным. В число пилотных регионов, где были созданы НОЦ, по итогу вошли Нижегородская, Кемеровская, Белгородская, Тюменская области (совместно с ХМАО и ЯНАО), а также Приморский край.

Основная проблема была в том, что ни Новосибирск, ни Томск не смогли определить свои ключевые магистральные направления работы, были слишком расфокусированы.

Новосибирская область не выполнила необходимый для НОЦ принцип сетевого горизонтального взаимодействия. На стратегическую сессию в Новосибирский государственный университет (НТУ) не пригласили другие университеты, что показало отсутствие какого-либо синергетического потенциала.

Сейчас стартовал первый полноформатный конкурсный отбор на право создания НОЦ. Имеет ли Томск шансы на победу?

@tomskpolit @scienpolicy
источник
Научно-образовательная политика
​​НОЦ «ИНО Томск»: от конкуренции до пересборки (2/3)

Консорциум «Большой университет»

В Москве были определенные сомнения и по поводу Томской области, НОЦ не хотели отдавать ТГУ, это могло чрезмерно усилить амбициозного ректора Эдуарда Галажинского, но без ТГУ нельзя было передать НОЦ и СибГМУ, при этом в стороне оставался ТПУ – ведущий технический университет страны.

Для решения этих и других проблем была предложена беспрецедентная идея  – интеграция всех томских университетов и научно-исследовательских институтов в одну структуру под рабочим названием «Большой университет». Проект прорабатывался несколько лет.

Это консорциум с особым статусом, все участники которого сохранят автономию и юридическую самостоятельность.

Главные цели: получение синергетического эффекта от сложения научных, образовательных и инфраструктурных возможностей всех вузов и НИИ (эффективные горизонтальные связи), создание единой площадки по работе с индустриальными партнёрами по принципу одного окна, разработка и развитие трансдисциплинарных технологий для полноценной конкуренции с мировыми университетскими центрами.

Речь идёт о такой синергии, которую достигли научные центры Стэнфорда, Оксфорда, Кембриджа.

Не вдаваясь в детали (по оценкам экспертов, масштаб «Большого университета» Томска будет сопоставим с МГУ имени Ломоносова и Сорбонной), благодаря этому консорциуму регион сможет в короткий срок стать ключевым участником мирового научно-образовательного пространства и усилить присутствие России в Топ-100 мировых предметных рейтингов.

При этом, в отличии от новосибирского Академгородка 2.0, томский «Большой университет» не ставит своей первой задачей создание НОЦ, консорциум необходим для раскрытия уже имеющегося внутреннего потенциала, который был заложен годами эффективной работы по выстраиванию связей между университетской и академической наукой, и реальным сектором экономики региона.

«Как русская литература выросла из гоголевской шинели, так и весь Томск вырос из своего университета».

Однако, если «Большой университет» – это инициатива снизу, то НОЦ здесь рассматривается как дополнительный стимул к раскрытию его потенциала и возможности апробации центра в рамках первой в России надвузовской платформы, что обеспечит максимальный синергетический эффект всей томской науки и экономики по магистральным направлениям НОЦ.

Противостояние ТГУ и ТПУ отчасти нивелировало этот синергетический эффект, но новый подход предполагает систему баланса между основными субъектами консорциума, где каждому будут отведены свои магистральные направления работы, а также созданы совместные междисциплинарные команды.

Возглавить «Большой университет» должна команда ТГУ, а вузовской платформой для создания НОЦ станет ТПУ, который также встроится в «Большой университет» уже вместе с центром.

Для того, чтобы перенести центр в ТПУ потребовалось  провести существенные кадровые корректировки, врио ректора был назначен экс-проректор ТГУ Виктор Дёмин. Первым проректором стал  Андрей Яковлев, уже в этом году он может возглавить университет.

Новая команда и создание надвузовской сетевой структуры серьёзно укрепит позиции Томской области в конкурентной борьбе за НОЦ.

@tomskpolit @scienpolicy
источник
Научно-образовательная политика
​​НОЦ «ИНО Томск»: от конкуренции до пересборки (3/3)

И вот в ТПУ состоялась встреча междисциплинарных команд, проектирующих научно-образовательный центр «ИНО Томск», на котором выступила заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова:

«Томский политех не только предоставляет командам площадку для работы, но и курирует весь проект в целом, а также возглавляет ряд направлений внутри него.

Мы готовим пакет документов для участия Томской области в конкурсе на создание НОЦ мирового уровня. В рамках этой работы начато проектирование интегративных проектов, сложились междисциплинарные лидерские команды из представителей университетов, институтов, крупного бизнеса.

Все вместе мы должны ответить на самый главный вопрос: как "пересобрать" научно-исследовательский комплекс региона, объединить ресурсы».


Среди приоритетных проектов будущего томского НОЦ: нефтегазовая инженерия, новая химия, медицина будущего, агробиотехнологии (проекты «Агробиотех» и «Экотехнологии»), новые материалы, информационные технологии, микроэлектроника, искусственный интеллект, полигоны 5G.

В их реализации участвует не только ТПУ, но и Томский государственный университет, Сибирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства и торфа, Институт химии нефти СО РАН и другие организации.

Выбор ключевых направлений был сложным, так как многие вузы могли остаться в стороне и не включиться в работу, а надвузовский консорциум мог серьёзно ограничить межрегиональное сотрудничество и работу с соседними научно-образовательными центрами (например, ТУСУРу с Красноярским НОЦ).

Все понимают, что объединение не самоцель, а лишь средство её достижения, главное сейчас создать такую структуру «Большого университета» и выстроить работу НОЦ так, чтобы объединить ресурсы, но при этом сохранить самостоятельность и мобильность вузов.

Нельзя повторить ошибку экс-ректора ТПУ Петра Чубика и уничтожить одним махом все «лишние» кафедры-перегородки, в случае консорциума этими «лишними» перегородками могут показаться сами вузы.

Такими были ключевые этапы эволюции основных концепций и подходов к пониманию того, каким должен быть Томский НОЦ.

Соперничество между ведущими вузами и регионами, подсвечивает все их внутренние проблемы и противоречия, именно работа над ошибками и постоянная рефлексия позволяют двигаться вперёд, развиваться, конструировать принципиально новые и более эффективные форматы работы.

Томская область пошла по пути формирования единого научно-исследовательского пространства, что может дать как положительный, так и отрицательный эффект.

Необходимо на новых принципах пересмотреть все подходы: к набору и подготовке студентов, к научной деятельности и взаимодействию с промышленными партнерами, к инновационным разработкам.

Это потребует много времени и ресурсов, но в перспективе может дать по-настоящему революционный и прорывной результат, который сейчас так необходим стране.

@tomskpolit @scienpolicy
источник
Научно-образовательная политика
Наука и образование: тотальный дистант

Вчера, 25 марта Правительство выпустило решения по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.

Для научно-образовательной сферы особенно важен пункт 7:

Руководителям федеральных органов исполнительной власти в целях принятия мер по противодействию коронавирусной инфекции и обеспечения безопасности отдельных категорий сотрудников осуществить с 27 марта 2020 года перевод максимально возможного количества сотрудников на дистанционный режим исполнения должностных обязанностей с учётом создания условий для бесперебойного функционирования федерального органа исполнительной власти.

Представить в Аппарат Правительства Российской Федерации информацию о:

количестве переведённых на дистанционный режим работы сотрудников центрального аппарата и отдельно территориальных органов (при их наличии) федерального органа исполнительной власти, а также о количестве беременных женщин, женщин с детьми в возрасте до 14 лет и работников старше 60 лет. При поэтапном переводе представить указанную информацию по каждому этапу и срокам их реализации;

порядке организации работы сотрудников федерального органа исполнительной власти, переведённых на дистанционный режим работы.

Обеспечить проведение аналогичных мероприятий подведомственными организациями.

Это означает, что не только само Минобрнауки максимально переходит в дистанционный режим, но аналогичные действия должны предпринять научные институты и университеты. В вузах должно быть максимально сокращено очное присутствие сотрудников деканатов, кафедр, административных подразделений. Никаких дежурств и бесконечных очных заседаний и совещаний. За соблюдением требований Правительства уже организован всесторонний мониторинг со стороны Министерства науки и высшего образования, вопрос на личном контроле у министра Валерия Фалькова.

Нам в «Научно-образовательную политику», а также по всем остальным каналам обратной связи с Министерством регулярно поступают обращения и жалобы на то, что руководство некоторых университетов сознательно игнорирует и саботирует усилия ведомства, правительства и президента по противодействию распространения коронавируса.

Все случаи самодурства ректоров тщательно фиксируются, и после преодоления пика кризиса будут приняты соответствующие кадровые решения. Те ректоры, которые решилм не работать командно, а стали изображать феодалов-ренегатов, однозначно лишатся своих постов.

Напомним, не менее строгий контроль введен за переводом обучения в дистанционный режим. С сложностями Минобрнауки и ведущие университеты будут всячески помогать, однако игнорирование требований правительства и ведомства будет расценено как отсутствие каких бы то ни было управленческих компетенций с соответствующими выводами.

Кроме того, в развитие Указа Президента о нерабочих днях с 28 марта по 5 апреля выпущен соответствующий приказ Минобрнауки.

Согласно ему в этот период студенты и аспиранты отправляются на каникулы, а учебный график корректируется. Фактически все преподаватели и максимально возможный объем сотрудников вузов должны (и это будет жестко контролироваться) получить соответствующие выходные дни. Аналогичные действия рекомендуется предпринять всем органам власти, имеющим подведомственные образовательные учреждения высшего образования.

Конечно, предоставленное время можно использовать для доработки онлайн-материалов и оттачивания своего умения работать с информационными ресурсами и цифровой экосистемой как своего вуза, так и в целом – системы высшего образования. Тем не менее, нерабочие дни означают, что это действительно выходные. Вся активность в вузах кроме критически необходимой должна замереть.

Коллеги, берегите себя! Не рискуйте понапрасну собой, близкими и родными, подчиненными и соратниками!
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник