Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 March 23
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Дистант в университетах: вебинар (1/6)

Очередной вебинар по проблемам перехода обучения в дистанционный режим, организованный Ассоциацией «Глобальные университеты» при поддержке Института образования НИУ ВШЭ и экспертно-анаитического центра «Научно образовательная политика» традиционно модерировали Ирина Карелина и Александр Клягин.

ИК: Тема – какие IT платформы используют сейчас университеты.

Уже поступили вопросы на горячую линию. Один из них – по системе обратной связи. Обобщенные рекомендации размещаются на всех возможных платформах. Был запрос о защите волонтеров – для них будут даны специальные советы.

Станислав Кудж (ректор РТУ МИРЭА):

Вуз использовал платформу Mail.ru – Вконтакте. Выбор определялся тем, что при большом количестве студентов нагрузка на инфраструктуру будет чрезмерной. Также школьники не зарегистрированы на платформе вузов. А во Вконтакте зарегистрированы почти все. Mail.ru делает подробные инструкции. Лекции реализованы в различных формах – с трансляцией презентации, с классической работой с доской, с демонстрацией того, что происходит на компьютере преподавателя с комментариями, в режиме видео-записи. Нам удалось в кратчайшие сроки перевести все активности со школьниками в полноценный дистанционный формат.

АК: Оформляются ли допсоглашения к трудовым договорам с преподавателям?

Станислав Кудж: Мы выпустили распоряжения. Практически весь учебно-вспомогательный персонал помогает готовить лекции, мы фиксируем все входы – размещение лекций, тесты и т.п. Фиксируется каждый вход преподавателя и студента – знаем, кто зашел и насколько. У нас есть личные кабинеты, через которые мы доводим информацию, по электронной почте и по СМС. Используем и систему личных кабинетов с онлайн-платформой университета, и через Вконтакте.

Максим Назаров (проректор РАНХиГС):

Прежде всего – для нас сейчас очень важно использовать механизмы, которые работают в будущем. Процесс перехода не должен зацикливаться на экстренных процедурах. Поэтому мы ориентируемся на два принципа, которые будем внедрять.

Первый – система дистанционного обучения – это единая точка сбора всего процесса обучения. Единая точка входа – личный кабинет.

Второе – занятия в дистанционной форме должно осуществляться в привязке к расписанию. Особенность – приходя в расписание в личном кабинете студент видит ссылку. Сейчас интегрирована полностью система MS Teams. В основном работает по Москве и в небольшом количестве филиалов. Сейчас плавно подключаем все из 51 наших филиалов. Привязка к расписанию позволяет максимально эффективно загрузить студентов и преподавателей. На первом этапе разрешаем использовать любой ресурс, затем будет агрегация ссылок на единой платформе, которая позволяет контролировать процесс, посещаемость, вовлеченность. Комплексная система поддержки реализована на базе 1С: Предприятие (не Университет). Интеграция через Битрикс осуществлена с системой Moodle. Единая точка доступа – личный кабинет, что снижает стресс от перехода в дистанционный режим. Московский кампус с сегодняшнего дня перешел полностью, две недели дано на использование любых инструментов, затем внешние ресурсы будут интегрированы в единую платформу.

Хочу обратить внимание коллег – если у вас есть готовая система учебной работы, где есть контингент, расписание и т.п. – не забывайте о них. Если начнем кидаться на разные платформы – может возникнуть паника у студентов и преподавателей. То, что отработаем до мая – затем будет внедряться. Должно быть взаимодействие студентов и преподавателей с деканатом, который отвечает за методическую поддержку. В дальнейшем мы должны уйти к полноценному взаимодействию и улучшению процесса обучения.

Видео-запись вебинара: https://youtu.be/AVXlE8_qet0
источник
Научно-образовательная политика
Дистант в университетах: вебинар (2/6)

АК: Как обеспечить идентификацию студентов при приеме экзаменов?

Максим Назаров: До зачетов и экзаменов есть время. Заочная форма переведена в формат видео-подтверждения. Система прокторинга установлена, как и система Антиплагиат. Если готовый онлайн-курс – используется система прокторинга. Если это невозможно – только в формате онлайн. Промежуточная аттестация только в формате прямой видеосвязи.

АК: Если экзамен предусмотрен в письменной форме, как поступить?

МН: Частично нужен переход в тестовую систему. На самом деле технология проведения аттестаций не сильно отличается от общей.

Далее Дауд Мамий – ректор Адыгейского государственного университета – рассказал о переходе в случае неготовности онлайн-платформ самого вуза.

Готовой системы у нас не было. Стратегически выбрали ту же линию, что и РАНХиГС – на базе Moodle. Эта работа не была завершена.

Значительная часть наших преподавателей была не готова с точки зрения технологических компетенций. Задача стояла – быстро и более-менее эффективно перейти в онлайн.

Модель – комбинированная, включает электронную образовательную среду университета, также разработана площадка на Google-диске для загрузки контента. Задача была – охватить все дисциплины, пусть и не максимально качественно.

ИК: Кто в рамках университета и программ отвечает за качество?

ДМ: Есть центр поддержки цифровой образовательной среды, а также ответственные сотрудники на каждом факультете. На сегодняшний день задача перевода в онлайн решена.

Дальше стоит задача повышения качества контента. Мы на протяжении двух лет создавали технические возможности, также есть команда квалифицированных специалистов, которая способна научить всех преподавателей.

Сейчас на первый план выходит создание системы поддержки и подготовки преподавателей, их обучения и повышения квалификации. Разрабатываем ряд методических семинаров и форм поддержки.

ИК: Какая доля преподавателей не приемлет или недостаточно владеет этими технологиями? Как решить проблему?

ДМ: Часть не готова – около 40%. Мы обсуждали тему цифровых волонтеров. Студенты – хорошие помощники. В университете есть давний опыт работы по обучению информационным технологиям в рамках проекта «Бабушка + дед = интернет», его оптимизируем под имеющиеся задачи.

АК: Как быть со справками-вызовами для заочной формы обучения?

ДМ: Пока не дошли до этой темы. Нужно подумать.

АК: Как обеспечить юридическую сторону обучения для ППС и студентов?

ДМ: Сейчас делаем дополнительное соглашение к трудовым договорам. Мы можем поделиться формами и опытом.

ИК: По адресу http://keep-learning.globaluni.ru/keep-learning/broadcast/2437 размещены презентации коллег.
источник
Научно-образовательная политика
Дистант в университетах: вебинар (3/6)

Владимир Миклушевский (ректор Московского политеха) озвучил опыт вуза по внедрению дистанционных управленческих процессов.

Особых сложностей нет. Мы начали работу над переходом в онлайн еще год назад. Для нас ситуация во многом подготовленная. Мы уже обучили более 600 преподавателей в работе LMS, сделано более 500 курсов ДПО, более 100 курсов видео-лекций записано. Купили более 500 компьютеров для преподавателей, 116 точек доступа на сим-картах. В итоге нам не составляет труда развернуть дистанционное обучение.

Мы работаем в Moodle и webinar.ru. Сегодня пока лимита по подписке на Вебинар.ру мы не достигли. Максимальное количество вебинаров – 283 в день.

Организационный момент – расписание. Были вынуждены его серьезно перестроить, поскольку мы не можем проводить лабораторные онлайн. Максимально перенесли на май, можем и далее. В дистанционный форма переведены лекции и практические занятия.

Преподаватели сами выбирают, как им вести занятия. Выбирают на факультетах, ответственный – декан. Он ставит галочкой в расписании, какой предмет должен быть в формате вебинаров. Создана система личных кабинетов для преподавателей и студентов. Там видно расписание со ссылками.

Мы заключаем и с преподавателями, и с другими сотрудниками дополнительное соглашение. Во всем остальном законодательство ограничений не накладывает. Никаких перерасчетов нагрузки и зарплаты не происходит.

Третья платформа – Cisco WebEx для проведения рабочих совещаний. Сознательно не сажаем коллег в одну комнату физически.

Мы хотим создать для студентов некую среду, которая среда была бы привычной – на азе «Точки кипения» сделали студию, трансляцию ведем через Вконтакте. Каждый студент может подключиться – довольно много просмотров получаем.

АК: Если предприятия не будут принимать студентов на практику?

ВМ: Все практики сдвигаем вправо. Поставили задачу не имитировать учебный процесс. Если ситуация будет оставаться дальше – будем думать о сдвиге на следующий семестр. Но заменять практику имитацией не хотим. Где возможно – переводим в дистанционный формат.

АК: Как проводить заседания комиссий по ликвидации академической задолженности?

ВМ: Пока комиссии перенесены, но будем делать в дистанционном формате.

АК: Как получать справку-вызов на сессию для заочников?

ВМ: Будем сдвигать сроки вправо. Что касается справок – поставлена задача перед IT служб перевести в онлайн-формат получение документов. Пока Пенсионный фонд требует физическую печать. Будем говорить с ними.

ИК: В Минобрнауки работает ситуационный информационный центр. Также документы и рекомендации располагаются на сайте http://keep-learning.globaluni.ru/.
источник
Научно-образовательная политика
Дистант в университетах: вебинар (4/6)

Дмитрий Беспалов (ректор СКФУ) рассказал об опыте вуза.

С 16 марта начали переход на дистанционный формат. В вузе есть цифровая образовательная среда, в том числе – Электронный кампус с личными кабинетами, где представлены расписание и материалы. В СКФУ реализуется работа на LMS – 139 курсов в онлайн, включая лекции и практические занятия. Есть репозиторий научных и учебно-методических материалов. У вуза существует собственная ЭБС «Фолиант», где более 16 000 материалов, также интегрированы с внешними ЭБС.

С первого дня перехода в работу активно включились преподаватели и студенты. В соответствии с расписанием реализуются лекции и консультации. Используется система видеоконференц связи, в т.ч. через Zoom. В университете была запущена студия записи онлайн-курсов. Позволяет в режиме живой трансляции осуществлять взаимодействие. Посредством ее мы также готовим школьников в подготовке к ЕГЭ.

Контроль активности студентов – помимо фиксации загрузки и выполнения работ, также отслеживаем частоту посещаемости студентами порталов и количества обращений к учебно-методическим материала. С самого начало фиксируем ответственное отношение студентов к этому формату – они заходят в личные кабинеты и продолжают обучение.

ИК: Каким образом сотрудники и студенты университета имеют доступ к ЭБС?

ДБ: Через ссылки в личном кабинете. Единственное – есть некоторые ограничения, сейчас работаем над этим.

АК: Согласны ли вы, что нагрузка на преподавателей возросла? Как это отражается на деятельности вузов?

ДБ: Нужно сопоставлять онлайн и офлайн. Сейчас преподаватели полностью перешли в онлайн. Нагрузка в целом сопоставима.

Михаил Криштал (ректор Тольяттинского госуниверситета):

Особое внимание уделили информированию сотрудников и студентов. С 16 числа все очники получили пароли от личных кабинетов, были размещены ранее разработанные курсы. За прошедшую неделю сделано еще около 900. Заключили допсогллашения с преподавателями. Сделан мотивационный информационный ролик. Используется система Росдистант.

Все коммуникации осуществляются через электронную информационную среду.

Онлайн-курсы используются преимущественно собственные. Разработано много контента, в том числе 900 в облегченном формате сделано за последнюю неделю.

У нас есть и контактная работа преподавателей со студентами – делаем через вебинары. Оборудовано 6 студий. Преподаватели и студенты могут подключаться из любых точек.

АК: Как будет проводиться защита ВКР?

МК: Мы уже давно их проводим для заочников онлайн через систему Росдистант. То же будет сделано для студентов-очников.

У нас все получилось, так как все преподаватели имеют опыт работы в онлайне. Больше половины из них разрабатывали или сопровождали электронные курсы. Всего мы потратили для эффективной работы на платформе Росдистант более полумиллиарда рублей за все время. Также необходимо хранилище данных – позволяет отслеживать поведение и формировать цифровой след, фронт-офис (личный кабинет).

Наши студенты не переживают болезненно переход, поскольку студенты-очники уже некоторое время имеют онлайн-курсы. У нас давно организован объединенный деканат – есть две линии поддержки. Сейчас функционирует единый контакт-центр. Основа – рабочий стол руководителя, где аккумулируются отчеты, что позволяет удерживать информацию как единую систему данных.

ИК: Как вы готовите специалистов для контактного центра? Как можно опыт масштабировать?

МК: У нас есть типовые кейсы и список вопросов, проводим инструктаж в течение трех дней, в том числе – даем психологическую подготовку. Контролируем уровень дозвонов – мы не всегда успеваем трубку, но звонки фиксируются и перезваниваем.

ИК: Сколько времени занимает обратная связь?

Ответ: Все зависит от вопроса. Некоторые ответы даются немедленно. Нет длительного ожидания.

Мы готовы предоставить нашу платформу, доступ к электронному контенту, разместить материалы партнеров.
источник
Научно-образовательная политика
Дистант в университетах: вебинар (5/6)

Проректор по учебной работе СПбПУ Елена Разинкина рассказала об опыте вуза как участника проекта 5-100.

Питерский политех завтра в 12 часов пройдет обучающий семинар, где мы подскажем, как подключиться к курсам платформ Открытого образования, внутреннего образовательного портала и Coursera. Ссылки в презентации. Функционирует открытая электронно-библиотечная система.  

Существуют и проблемы. При анализе ситуации мы столкнулись с тем, что есть категория преподавателей, которые не владеют компетенции преподавания в дистанционном формате – это работающие по ГПХ и авторские курсы. Данные группы требуют особого внимания. Работает специальный сайт. Мы разделили горячие линии по типам ключевых процессов и институтам. Жестко закреплена персональная ответственность, в том числе – в части предоставления отчетов.

Мы осуществили жесткую привязку к электронному расписанию, где размещены ссылки на вебинары. Необходимо создать простые и эффективные единые точки доступа: цифровое расписание, электронный офис НПР, электронные конкурсные процедуры.

Важны сервисы по онлайн-бронированию. Можно посмотреть на нашем сайте все инструкции. Требуется уделить внимание тому, как проводить дистанционные лабораторные работы. Выложили информацию, как можно перевести практики в дистанционный масштаб.

АК: Можно ли поставить запись лекции в онлайне как пример для преподавателей региональных вузов?

ЕР: Да, можем предоставить всю информацию.

АК: Есть ли рекомендации, как организовать самодисциплину студентов и работать с соотношеним различных форм?

Елена: Любой процесс должен контролироваться. С первого момента жестко отслеживается активность преподавателей и студентов. Педагоги должны еженедельно ставить задания и контролировать освоению дисциплин. Организованы форум и опросы.

АК: Как повысить двигательную активность студента при дистанционном обучении?

ЕР: Этим нужно озаботиться. Разрабатываются видео-сюжеты для спортивных секций.

Татьяна Литвинова (проректор Сеченовского университета) рассказала об опыте обучения по медицинским направлениям:

Сложность в том, что это практикоориентированные программы. Поставили три задачи – администрирование, технологии, качество образование.

Администрирование – через личные студенты студента, преподавателя, кафедры. Когда нужны документы – все делаем в электронной форме.

Технологическая часть – LMS Moodle, но на первой неделе есть проблемы общего погружения. Пока осваивается теоретическая часть, а практическая часть и соответствующие экзамены перенесены. Студентов мы погрузили, преподавателей обучили, дали соответствующие инструменты. На первой неделе не ограничивали использование любых платформ. С понедельника все максимально работают на едином портале – поскольку нужна статистика по вовлеченности и успешности освоения материала.

По содержательной части – все разделы программ имеют формы контроля, а также разбор практических кейсов.

Были проблемы – обучить преподавателей и сразу выложить огромный объем данных в онлайн. Сейчас мы на открытой для всех платформы агрегируем курсы профильных вузов. Бывают технические перебои.

У нас есть система ординатуры – и ранее ставился вопрос об их привлечении. Часть уже напрямую помогает системе здравоохранения, другая – на клинической базе. Также много социальной деятельности. В течение нескольких дней скоординируем работу с «Волонтерами-медиками».
источник
Научно-образовательная политика
Дистант в университетах: вебинар (6/6)

Владимир Колодкин (проректор по учебной работе Донского государственного технического университета) поведал об опыте перевода в онлайн технических направлений подготовки.

Мы решили правильно построить систему взаимосвязи с преподавателями и студентами – по сотовому принципу. Для этого создана группа из 14 человек, которые были внедрены во все чаты преподавателей и студентов. У них есть собственный чат. Модераторы – сотрудники профильных управлений, они сверили часы. Их задача быть дистанционно в чатах, анализировать и фильтровать. Для студентов – работаем через старост. Мы на базе нашего Телеграм-канала создали большой чат, где находится более тысячи человек, с которыми мы взаимодействуем, рассылая ключевые информационные сообщения и получая обратную связь. Смогли провести опрос студентов об эффективности переход в онлайн. 30% очников ответили на вопросы. Положительно опросятся 45%, нейтрально – 34. Затрудняются ответить или отрицательно – 21%. Это задача также деканов и преподавателей.

У нас есть опыт лекций в Minecraft – через Discord транслировали лекцию на Twich.

Евгений Сженов (научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика») рассказал об европейском опыте перехода в онлайн.

Хотел бы дополнить  примеры Италии и Германии (о которых рассказал Исак Фрумин) – по 7-8 балканским странам и вузам Центральной Европы - тут ситуация та же. Вузы перешли на обучение в онлайн-формате. Если говорить про принципы – это максимальная изоляция, сокращение сотрудников (до 20%), работающих в оффлайн.

Мы разговаривали с Алексеем Комиссаровым и Олегом Мансуровым об использовании ресурсов «Цифрового прорыва» - это более 60 тысяч IT-шников. Сейчас готовятся конкретные решения, в том числе для помощи вузам. Несколько тысяч участников ЦП можно будет задействовать в помощи. Об этом мы поговорим на следующем нашем семинаре с участием Олега Мансурова, лидера «Цифрового прорыва».

Еще один момент – есть возможность увеличить обратную связь. У нас порядка тысячи экспертов, которые на линии постоянно. Постараемся сформировать систему оперативной связи и укрепить "Горячую линию".

ЭАЦ «Научно-образовательная политика» подготовил серию интервью с ректорами о переходе - продолжим и эту работу.

Ярослав Кузьминов (ректор НИУ ВШЭ): По теме волонтерства хочу сказать, что эта задача многогранна, работает сразу на несколько целей, в том числе повышения социального капитала студентов, а также преодоление психологической изоляции. В этом отношении очень важно, чтобы мы максимально использовали предоставившийся шанс – организации и цифрового, и социального, и учебного волонтерства. У нас ограничительные меры в стране будут распространены на всех людей старше 65 лет. Такого рода режим изоляции перегружает все службы доставки – они не готовы работать с потоком заказов. Не у всех есть дети-внуки, способные помочь. Очень важно, чтобы была налажена работа с органами местного самоуправления. Для студентов патриотическое воспитание начинается с помощи другим людям. Подумайте, что вы можете сделать полезного.
источник
Научно-образовательная политика
Ректор Сретенской духовной семинарии Архиепископ Амвросий даст фору многим ректорам светских вузов в переходе на дистант.

Даёшь духовно-цифровой прорыв!

https://t.me/archbishopambrose/183
источник