Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 March 20
Научно-образовательная политика
Презентация Евгении Кулик (часть 2).
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Коронавирус и онлайн (четвертое заседание) (3/4)

Николай Кудрявцев (ректор МФТИ) – об общежитиях.

В общежитиях сосредоточено большое количество студентов – здесь повышенная опасность. В этих условиях необходимо соблюдать все нормативные законодательные акты, но включать здравый смысл и действовать по ситуации, которая сложилась в университетах и регионах. Приказы МОН дают возможности это делать. Значимая часть ответственности лежит на руководителях вузов.

Первое – выселять или закрывать на карантин? Оба варианта плохи. Действовать надо по обстановке и обязательно учитывать желания студентов. Ряд студентов может захотеть уехать, а другие – остаться. ПО МФТИ – 50/50.

Мы должны точно знать, кто где находится. Если уезжает – должен сообщить. Если несовершеннолетний – должны уведомлять родителей или опекунов. Нужно знакомить студентов с компактными методичками, документами и гайдами. Необходимо предусмотреть в общежитиях комнаты для хранения вещей. При возобновлении учебного процесса – полностью информировать. Прибывших ребят наблюдать две недели.

Кто остается – минимизировать их контакты друг с другом, закрыть общежития для внешних посетителей. Нужно иметь технику для измерения температуры и желательно, где есть столовые, предусмотреть их перевод на другой режим – использование одноразовой посуды и получение еды в комнаты. В МФТИ введено с сегодняшнего дня.

Рекомендуем фиксировать вход и выход студентов. Желательно ограничивать вход в учебные корпуса.

Обязательно должна быть обратная связь, чтобы узнавать о нештатных ситуациях, чтобы подключать, в том числе медицинское обслуживание.

Если у студентов возникают признаки ОРВИ – санобработка (она должна быть в общежитиях и учебных корпусах по повышенному типу) и далее известным образом [через медицинские службы]. Многие студенты-волонтеры готовы помогать своему вузу.

Дополнительные меры со стороны администрации – качественная и регулярная уборка, контроль, организация дистанционного обучения. Медицинские и административные обходы общежития, взаимодействие студентов с медработниками.

В зоне риска находятся студенты с хроническими заболеваниями – со стороны медицинского обеспечения должно быть самое пристальное внимание.

Формулируйте рекомендацим обучающимся. С ними необходим постоянный контакт. Если в понедельник студенты МФТИ были растеряны и напуганы, то уже вчера успокоились. Администрация находится в контакте, выпускает видео-обращения. Трудная ситуация приводит к самоорганизации студенчества.

Помощь иностранным студентом по отъезду на родину.

Михаил Эскиндаров про опыт Финансового университета: Очень важна работа волонтеров из числа продвинутых в IT студентов. Важно не допустить паники. Сегодня абсолютное большинство обучающихся и преподавателей понимают, какая ситуация складывается.

Переходим на дистанционное заседание советов – ученого. Дистанционное обсуждение диссертаций.

Перевод работников, которые напрямую не задействованы – на дистанционную работу. Сотрудники различных подразделений, деканатов, структурных подразделений – не значит, что это отпуск. Нужно поддерживать иностранцев.  

Некоторые регионы не приняли окончательного решения о переходе в дистанционную форму.
источник
Научно-образовательная политика
Опыт Уральского федерального университета по переходу в онлайн и работе с контрагентами. На заседании Рабочей группы о нем рассказывал ректор УрФУ Виктор Кокшаров.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Ректор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Анатолий Николаев специально для НОП @scienpolicy и Университет онлайн @go_university

@scienpolicy и Университет онлайн @go_university

По какому пути вуз пошел в переходе на дистант?

СВФУ перешёл на дистанционное обучение 17 марта. Для обеспечения образовательного процесса преподаватели использую СДО Moodle, облачные сервисы, социальные сети, е-mail, мессенджеры, видео-конференц связь, др. Основной системой для взаимодействия студентов и преподавателей является СДО Moodle, как часть электронной информационной образовательной среды (ЭИОС). Техническое функционирование ЭИОС обеспечивает информационно-телекоммуникационная система университета. Все информационные системы университета функционируют в собственном центре обработки данных, который развернут в корпусе факультетов естественных наук СВФУ в городе Якутске. Кроме этого, в образовательном процессе предложено использовать онлайн-курсы открытых образовательных платформ.

Что получилось, с чем сложности? Какая нужна поддержка?

Преподаватели и студенты, в целом, успешно перешли на реализацию образовательных программ в режиме контактной работы обучающихся и педагогической работников в ЭИОС, с использованием образовательных технологий, позволяющих обеспечить взаимодействие дистанционно, в том числе, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Студенты по личному заявлению могут обучаться в удаленном режиме из дома.  

Все совещания, заседания комиссий университета переходят в онлайн режим, в том числе заседание Ученого Совета, с которым связан вопрос автоматизации тайного голосования. Но мы работаем над этим, и я уверен в своих специалистах.

Как преподаватели и студенты отнеслись к переходу?

Студенты и преподаватели отнеслись с пониманием, что образовательный процесс переходит в онлайн режим в условиях создавшийся ситуации. Мы видим это по истечению нескольких дней, что технически система по обеспечению онлайн курсов выдержала увеличившийся поток посещений. Отметим, что более 60% посещений ЭИОС выполнено через мобильное приложение «Личный кабинет студента», то есть приложение удобно для обучающихся. Что касается преподавателей, на сегодняшний день в университете собралась мотивированная, готовая к переменам команда. Университет уже давно взял курс на цифровизацию, поэтому работа в электронной системе для наших педагогов не является сложной задачей. Кроме того, у нас в университете работает Центр развития цифровых компетенций технологий и онлайн образования, в каждом подразделении СВФУ есть люди, которые тесно работают с этим центром и помогают преподавателям, если у них возникают сложности.

Мне радостно, что студенты СВФУ занимают активную позицию в сложившейся ситуации. Так, например, 277 ординаторов медицинского института стали добровольцами в противоэпидемических мероприятиях Якутии, из них 14 человек отправляются 21 марта в город Мирный, чтобы помочь по просьбе АК АЛРОСА в проведении осмотров сотрудников, работающих вахтовым методом.
источник
Научно-образовательная политика
Комментарии Ярослава Кузьминова, ректора НИУ ВШЭ к выступлению Евгении Кулик на заседании рабочей группы:

По выбору реализации дисциплин, принимать решение должен не только учитель, а в большей степени декан факультета. Едва ли преподаватель сам может определить что вместо его курса будет какой то МООС, тут ситуация другого плана, как правило у нас есть несколько курсов которые руководство вуза предпочтёт перенести на осенний семестр но не читать их в онлайн. Вот на место таких курсов нужно поставить готовые МООС или курсы смешанного формата.

Готовый МООС или смешанный формат?
Готовый МООС это минимальные затраты самого вуза, искать эти МООС можно на сайте министерства и у вузов есть полное право найти необходимый курс и разместить его на место замещаемого.

В смешанном формате вузы могут использовать курсы от Coursera, которые не меньше адоптированы к использование чем курсы открытого образования, поэтому им имеет смысл замещать лекции, самим при этом обеспечивать вовлечённость студентов и следить о включении тех тем которые хотели бы дополнить.

К началу следующей недели мы попробуем сделать методичку для коллег которые управляют образовательным процессом.
источник
Научно-образовательная политика
Ректор МГТУ «Станкин» Елена Катаева специально для НОП @scienpolicy и Университет онлайн @go_university

@scienpolicy и Университет онлайн @go_university

Как был организован переход на дистанционную форму обучения?

На основании рекомендаций Минобрнауки, с 16 марта наш университет перевел образовательный процесс на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Цифровая экосистема МГТУ «СТАНКИН» позволила осуществить этот переход в короткие сроки. Перевод образовательной деятельности в электронный формат сопровождался активным информированием на сайте университета, в корпоративной почте, в WhatsApp. Благодаря хорошо поставленной работе со студентами, Единый деканат оперативно проинформировал студентов, с привлечением старост групп о всех изменениях в технологии реализации учебного процесса в строгом соответствии с расписанием занятий.  Преподаватели активно включились в реализацию своих дисциплин в дистанционном формате, и тому есть объяснение, у каждого преподавателя в ЭОС в личном кабинете размещены методические материалы по читаемыми им дисциплинам. А для более комфортного перехода управление по развитию новых образовательных технологий совместно с учебно-методическим управлением подготовило инструкцию и провело демонстрацию преподавателям инструментов виртуальных коммуникаций для проведения on-line консультирования, вебинаров, коллективного обсуждения, приема промежуточной аттестации через средства ЭОС с возможностью применения информационно- коммуникационных технологий Skype, ВКонтакте, Яндекс, mail и т.д.

Как студенты отнеслись к переходу на дистанционное обучение?

Цифровые технологии активно внедряются в учебный процесс и жизнь вуза в целом. Студенты адаптированы к работе с электронными образовательными ресурсами и умеют с ними работать, поэтому переход на дистанционное обучение прошел без каких-либо разногласий среди студентов и родителей.

Грамотное формирование образовательных кейсов для дистанционного обучения, позволяет учащимся осваивать дисциплины емко и за короткое время, а контроль образовательного процесса со стороны обеспечивают эффективную коммуникацию и контроль успеваемости.

Так же нужно отметить, что студенты хорошо ознакомлены со своими учебными планами и необходимым объемом материалов для изучения, поэтому знают, как правильно распределять свое учебное время для успешного освоения дисциплины, в свою очередь преподаватели в ЭОС напоминают о контрольных точках и отслеживают активность студентов. Более того введение дистанционного обучения студентов расширит возможности студентов развить свои компетенции благодаря открытому доступу к МООК.

По всем вопросам дистанционного обучения работает горячая линия с использованием всех средств коммуникаций.

Как переход на дистанционное обучения восприняли преподаватели?

Преподаватели с пониманием отнеслись к данной ситуации, в большинстве своём восприняв её как возможность опробовать формат «перевёрнутого класса», позволяющего индивидуализировать учебный процесс.

Какую личную оценку Вы можете дать сложившейся ситуации и, как следствие, переходу на дистанционное обучение?

В определенном смысле эта ситуация выступила катализатором перехода на образовательные технологии, отвечающие требованиям XXI века. Для нас, разумеется, непреложным условием является обеспечение качества образовательного процесса. Именно поэтому мы стремимся создать нашим студентам все условия для развития компетенций.

Эта ситуация поставила не только вузы, но и наших индустриальных партнеров перед необходимостью перехода на цифровые технологии в образовании. На наших глазах происходит изменения в менталитете предприятий, являющихся нашими многолетними партнерами по программ дополнительного профессионального образования. По инженерным направлениям всегда традиционно считалось, что исключительно очное общение преподавателей и слушателей позволяет получить необходимый результат.
источник