Дистантные вузы (2/2)
Проблемой для тех дисциплин, которые не нуждаются в очных практических занятиях и могут быть оцифрованы в полной мере, может стать вечная сложность онлайн-образования — недостаточная мотивация участников. Конечно, дистанционное обучение в своем вузе, которое необходимо пройти, чтобы завершить семестр и не быть отчисленным, несет куда более сильную внешнюю мотивацию, чем случайный курс на открытой платформе.
Еще одна потенциальная проблема — неготовность преподавателей к массовому переходу на дистанционное обучение. Это не значит, что педагоги в российских вузах не знакомы с технологиями дистанционного образования, технических проблем, как говорят в один голос эксперты, в переходе к удаленному обучению действительно мало. Но общение педагога и студента, который находится вне аудитории, может сильно отличаться от привычного. Преподавателю требуется немало времени и усилий, чтобы перевести в онлайн рассчитанный на аудиторное занятие курс.
Играют роль, по словам профессора СФУ Натальи Гафуровой, и традиции отечественного образования:
«В Европе и Америке другая организация образования. Оно изначально было индивидуализировано и имело большой процент самостоятельной работы студента, нацеленной на получение маленького, но собственного результата. В ходе естественного развития образовательной системы при переходе в дистанционный формат эти требования органично были вписаны. В России же образование построено по принципу от мастера к мастеру, передача знаний и опыта происходит при непосредственном контакте студента и преподавателя». Кроме того, у студентов, особенно на младших курсах, часто нет опыта самостоятельной учебной деятельности, а значит, и их мотивацию нужно поддерживать более интенсивно, чем это предполагают классические онлайн-курсы для взрослых людей. Для сотрудников университетов — и для преподавателей, и для поддерживающих служб — дистанционное обучение внеплановым отпуском явно не станет.
Представители университетов видят новые перспективы прежде всего в сфере международного образования. Эксперты уверены, что данная ситуация способна послужить толчком для большей доступности образования.
По мнению НОП, важно отметить, что уже налажена совместная работа Минобрнауки, ведущих вузов и экспертного сообщества. Создан Оперативный штаб с
рабочей группой,
Ситуационный центр с «горячей линией». Работает специальный
портал, а также предоставлен
список открытых онлайн-курсов на широком наборе платформ.
У ведущих вузов страны (в частности – в упомянутых ТюмГУ, СФУ, СПбПУ) есть большой объем компетенций в сфере онлайн-образования, и они выступают в качестве наставников для иных университетов. Большой фронт работ по консультированию и практической помощи взяла на себя Высшая школа экономики. Ее ректор Ярослав Кузьминов вчера на
заседании рабочей группы рассказывал об опыте Вышки и конкретных действиях, в частности – открытии доступа к своим онлайн-курсам на всех платформах. Схожие решения приняты сейчас по всей России – фактически сформирован пул онлайн-курсов, которые закрывают существенный объем образовательных программ.
Лучшие практики, типовые проблемы и узкие места выявляются и анализируются в формате 24/7, к разрешению проблем и спорных ситуаций подключены лучшие аналитики страны. Министерство будет оказывать всю поддержку университетам –
методическую, консультационную, финансовую.
Отдельно стоит отметить беспрецедентную открытость, которую демонстрирует министр науки и высшего образования Валерий Фальков и руководимое им Минобрнауки. Заседания рабочей группы проводятся публично, регулярно до всего общества доносятся
ключевые установки, а также организуются
пресс-подходы. Работа Валерия Фалькова и Министерства может служить отличным примером для управленцев всех уровней – особенно высшего. Важно, что при этом не теряется эффективность работы, она даже возрастает – за счет обратной связи с научно-образовательным сообществом.