Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 January 23
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Новая политическая система – элитные трансформации

Элитные группы разделились на два больших блока. Водораздел прошел в основном по линии конституционных трансформаций, но также по вчерашнему заявлению главы государства, что над президентом не должно быть иной фигуры, даже в качестве наставника.

Значительная часть элит в новых конфигурациях увидели ненужное (по их мнению) усложнение системы баланса, в котором все фигуры потеряли свой уникальный статус, а никакое мощное политическое движение оказалось невозможным без союза хотя бы двух из институтов (и их руководителей).

Эти члены элиты воспринимают структуру государственного управления как монолит (преимущественно – вертикаль), в которой нежелательны серьёзные перераспределения полномочий, а устойчивость всей конструкции зависит от максимального сохранения имеющегося равновесия. Отсюда происходит ощущение, что трансформации полномочий президента – это фактор нестабильности системы, а также слабости нынешнего главы государства.

Однако, данный подход неверен. Архитектура политической системы продолжает двигаться в сторону большей гибкости. Это означает увеличение количества «чаш весов» и разнообразия «плеч» между ними – то есть возможность создавать целые комбинации, которые будут поддерживать равновесие. Отсюда идет деперсонализация – из уравнений убирают «личностные коэффициенты», которые привели к фактическому блокированию всех возможных перемен, когда на тот или иной пост необходимо было ставить персону с очень узким окном потенциала. Компетенции же вообще оказывались делом далеко не первого выбора.

Теперь же минимум 7 высших государственных постов (президент, премьер-министр, председатели Госсовета и Совбеза, Госдумы и Совета Федерации, Конституционного суда) каждый сам по себе не могут обеспечить полноту и независимость власти, формируя сложную сеть сдержек и противовесов, но становятся тем менее зависимыми от личного политического веса своего руководителя. Даже при учете, что некоторые из этих позиций могут сочетаться в одном лице, хотя логика подсказывает траекторию на разведение их по разным персонам.

Эта система однозначно менее монолитна, чем простая вертикаль со слиянием ветвей, однако более гибка и способна оперативно подстраивать под различные вызовы и процессы. В этом смысле она более удобна для энергичных действий в рамках научно-технологического и социально-экономического прорыва.

Часть элит, несогласная с переменами, привыкла жить в инварианте административно-командно-номенклатурной системы, где достаточно кулуарных договоренностей в верхах, чтобы продвинуть любое решение. Теперь же по необходимости все они будут проходить через весьма сложные процедуры согласования.

По большому счету, в поправках, предложенных Владимиром Путиным, есть очень мощный заряд демократии – дрейфа в сторону диалога, коллегиального и консенсусного принятия решений, а также коллективной ответственности. Гибкость, коллективность, взаимоконтроль и взаимная поддержка – вот характеристики новой политической системы. Именно таковой ее конструирует Владимир Путин, а базу закладывает Сергей Кириенко (по вектору формирования нового управленческого класса) и Алексей Комиссаров с президентской платформой «Россия – страна возможностей».

Не удивительно, что тот же Вячеслав Володин с большим воодушевлением смотрит на новые конкутры политической системы – он привык работать в ситуации множественности участников и их интересов. К сожалению иные игроки в основной своей массе разучились быть гибкими.

https://t.me/russica2/23131
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
Как говорят ОколоКремля, инновационные конституционные планы Президента вызвали среди ближайшего окружения и элитных групп неоднозначную реакцию - от разъяснительных  вопросов до полного несогласия.  

Во-первых, околокремлевские группы скептически отнеслись к наличию баланса интересов в предложенных конституционных реформах.  По их мнению, предложенный баланс формальный и не обеспечивает статус-кво.

Казахский  и китайский сценарии считаются мало удачными , потому что соблюдения интересов всех кланов и групп не последует; система приобретает большую нестабильность.  

Во-вторых, совершенно не понятны риски от появления Госсовета или перехода к парламентской республике.

Общий настрой -  Система, которая все еще демонстрирует устойивость, приобретет деструктивный фактор.

Госсовет не сможет перехватить повестку, если не будет управлять силовиками, а его председатель не будет главковерхом. Совбез не получает легитимизацию. А глава правительства слишком неустойчив и легко сменяем.

Любая внутриэлитная конкуренция…
источник
2020 January 24
Научно-образовательная политика
Давос = цифра + Татарстан + Сингапур

На Всемирном экономическом форуме в Давосе президент Татарстана Рустам Минниханов и президент Сингапурского университета Тан Энг Чи обсудили совместные научные исследования, создание магистерских программ, академический обмен и запуск программы двойных дипломов между Сингапурским университетом и Университетом Иннополис.

Школа компьютерных технологий Национального университета Сингапура и Университет Иннополис сотрудничают с 2014 года и проводят совместные мероприятия по организации мобильности студентов и лекций профессоров. В 2019 году Университет Иннополис на базе Национального университета Сингапура и с привлечением спикеров этого вуза организовал обучение для российских государственных служащих по программе Chief Data Officer.

«Одна из наших приоритетных целей – войти в топ-100 вузов мира в области компьютерных наук к 2024 году. И дальнейшее расширение партнёрских отношений с признанными лидерами в этой сфере – важные шаги на этом пути. Помимо действующего академического сотрудничества, мы намерены реализовать с Национальным университетом Сингапура несколько совместных научно-исследовательских проектов мирового уровня, начиная с этого года», – сказал директор Университета Иннополис Кирилл Семенихин.

На этом примере хорошо видно, что Давос – это не только про высокую экономику, но и про вполне конкретную инноватику сотрудничества. Отдельно отметим, что вопросы цифрового управления и безопасности применительно к Сингапуру особенно важны в российском политикуме, поскольку во многих смыслых город-государства и предпниятый им рывок являются референтными для российских лиц, принимающих решения.

Не менее важны подобные международные контакты для реализции нацпрограммы «Цифровая экономика», которая тесно связана с нацпроектами «Образование» (подготовка кадров и рейтинговое продвижение) и «Наука» (переход к цифровым инновациям и НИОКТР).

Источник: http://www.comnews.ru/content/204097/2020-01-22/2020-w04/universitet-innopolis-i-nacionalnyy-universitet-singapura-nachnut-sovmestnye-nauchno-issledovatelskie-proekty-kiberbezopasnosti
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ «Север» - партнеры везде

Научно-образовательный центр «Север» СВФУ планирует сотрудничать с научными учреждениями Южной Сибири.

22 января делегация Северо-Восточного федерального университета  (базовой площадки НОЦ «Север») посетила ведущие научные учреждения Новосибирска. Об итогах поездки рассказал проректор по науке и инновациям СВФУ Юрий Данилов.

Представители СВФУ посетили Новосибирский государственный университет, где состоялась встреча с проректором по научно-исследовательской деятельности Дмитрием Чуркиным и начальником управления сопровождения и анализа научных исследований Дмитрием Обозным.

«Поразил высокий уровень научных исследований, проводимых в вузе: причем не только профессорско-преподавательским составом, но и студентами. В частности, было отмечено, что студенты, выпускники, когда готовят выпускные квалификационные работы, должны иметь публикации в базе Scopus, причем в первом и втором квартиле», – поделился Юрий Данилов.

Делегация также встретилась с заместителем главного ученого секретаря Президиума Сибирского отделения Российской академии наук Юрием Аникиным. «Академия наук работает в нескольких направлениях научно-образовательного центра. По медицинским и аграрным направлениям у них имеются определенные проекты, которые неоднократно уже обсуждались. Третье направление – исследования от НГУ по генетике, по биохимическим направлениям, по механике и энергетике», – отметил Юрий Данилов.

Как рассказал проректор по науке и инновациям, НГУ и СО РАН готовы к активному сотрудничеству по палеогенетике, медицинской генетике. «Также их интересует физико-математическое направление. В частности, было подчеркнуто, что много абитуриентов из Якутии поступают именно по техническому направлению. Студенты показывают себя очень хорошо. Ряд наших проектов, направленных на изучение последствий изменения климата, их влияния на строительство, развитие сельского хозяйства, в том числе на оленеводство и рыболовство, заинтересовали ученых», – прокомментировал Юрий Данилов.

Научно-образовательный центр «Север» займется комплексными исследованиями в области: геологии, мерзлотоведения и изучения климата; экологии и бережливого природопользования в Арктике и Субарктике; здоровья, культуры и социальных отношений в экстремальных природно-климатических условиях; строительства и техники Севера, материаловедения в условиях низких температур.

Напомним, что проект НОЦ «Север» является межрегиональным - помимо Якутии в его состав входят Магаданская область, Камчатский край, Чукотский автономный округ. Межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня на базе СВФУ с полным основанием претендует не только на нацпроектный, но и арктический статус.

Сотрудничество с признанными научно-технологическими центрами (например, Новосибирском) позволяет достраивать необходимые компетенции, которые требуются для достижения результатов мирового уровня. А для НГУ и институтов Сибирского отделения РАН - это шанс проявить себя по уникальным направлениям работы коллег, учитывая что перспективы Новосибирского НОЦ пока туманны.

Подробнее: https://www.s-vfu.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=135675
источник
Научно-образовательная политика
Учить НИОКРам и инновациям

В Минобрнауки России состоялось совещание с представителями вузов, посвященное образовательным программам по формированию профессиональных и личностных компетенций по управлению исследованиями, разработками и инновациями.

Совещание провела директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Екатерина Бабелюк. В обсуждении приняла участие заместитель начальника департамента приоритетных направлений науки и техники Управления Президента РФ по научно-образовательной политике Елена Иванникова.

«Мы обсудим очень важные вопросы, которые связаны с уже имеющимися разработками, перспективами развития и тенденциями, существующими в процессе формировании профессиональных компетенций по управлению исследованиями, разработками и инновациями. Поскольку именно эти компетенции помогут нашей экономике развиваться в принципиально новых направлениях. Внедрение  разработок и инноваций будет драйвером нашей экономики. Поэтому нам нужны управленцы, которые владеют на современном уровне соответствующими компетенциями», - сказала Екатерина Бабелюк.

В совещании приняли участие представители Кемеровского государственного университета, Казанского (Приволжского) федерального университета, Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), Национального исследовательского Нижегородского государственного университет им. Н.И. Лобачевского, Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ Высшая школа экономики, Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», МГУТУ им. Н.Э. Баумана, Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», Национального исследовательского университета «МЭИ», РЭУ им. Г.В. Плеханова, Российского университета дружбы народов, РАНХиГС. Докладчики презентовали реализуемые в университетах образовательные программы по формированию профессиональных и личностных компетенций управленцев в сфере  исследований, разработок и инноваций.

«Важно, как в нашей стране понимают, что из себя представляют эти компетенции, и как должны формироваться соответствующие образовательные программы. В большинстве случаев это ДПО, но совершенно точно запрос нашей экономики будет расширяться», - отметила Екатерина Бабелюк.

Источник: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2382
источник
Научно-образовательная политика
Дворкович в ДВФУ: шахматы и инновации

Аркадий Дворкович выступит в Дальневосточном федеральном университете - и речь пойдет о шахматах как игре и инновациях, столь же требовательных к стратегии и тактике как сами шахматы.

Именитый спикер поделится с аудиторией своим видением, как технологические новшества преображают жизнь в социальной и городской сферах, образовании, государственном управлении и бизнесе, не связанном напрямую с высокими технологиями. Речь также пойдет об особенностях госуправления на разных уровнях и получении поддержки со стороны институтов развития инициаторами внедрения современных технологий. Студентам и сотрудникам ДВФУ будет интересно узнать о широком поле возможностей участвовать в разработке новых технологий и использовать их в различных профессиональных и отраслевых областях.

Встреча с Аркадием Дворковичем является частью всероссийской программы АСИ «Наставничество для сообществ», в рамках которой эксперты Агентства помогают развитию профессиональных и отраслевых сообществ в социальной сфере, а также сфере технологий, образования, развития городов. Программа нацелена на разработку новых проектов, появление кооперационных связей, инициатив и иных коллективных продуктов.

https://t.me/fefudvfu/47
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Школьники из Кружкового движения НТИ создали 70 прототипов игр с яркой социальной направленностью

Более 40 школьников из 14 команд стали финалистами специального проекта Олимпиады Кружкового движения НТИ — соревнований по разработке компьютерных игр GAME.DEV.

В отборочном этапе GAME.DEV приняли участие 1027 учеников средних и старших классов, интересующихся разработкой игр и гейм-дизайном. Ребята из 70 городов России и стран СНГ представили 72 конкурсных проекта. Несмотря на то, что старт соревнований пришелся на новогодние каникулы, число заявок было сопоставимо со многими популярными профилями олимпиады, в рамках которых школьники состязаются в течение учебного года.

Каждый проект представлял собой демо-версию игры на тему «Игры делают мир лучше». Разработчики построили задания так, чтобы пройти отборочный тур могли даже школьники без опыта работы с игровым движком. Традиционно Олимпиада Кружкового движения НТИ и ее этапы ориентированы на то, чтобы получить новые знания и навыки мог каждый участник.

В заключительный тур вышли школьники из 18 регионов России. Финалистами стали команды, которые создали прототипы игр про сортировку мусора, изучение строения мозга, помощь бездомным животным, борьбу с алкоголизмом. Подростки не остались равнодушны и к пожарам в Австралии — одна из игр посвящена спасению кенгуру и коал.  

Ярко выраженным направлением конкурсных работ стала фантастика. Школьники продемонстрировали знакомство с классической литературой, кинематографом и наукой, используя художественные приемы, где герои менялись телами и решали головоломки, в идею которых легли задачи Альберта Эйнштейна.

Также были представлены работы, свидетельствующие о сильном культурном бэкграунде разработчиков. Одной из команд удалось создать атмосферный 2.5D платформер в пиксельной стилистике, с упором на сюжет, основанный на реальных событиях из историографии Японии.

«70 проектов для абсолютно новых соревнований — хороший результат, но эксперты обратили особое внимание на широту тем и достаточно высокий уровень игр, разработанных школьниками всего за несколько дней, — подчеркнул лидер рабочей группы Кружкового движения НТИ и проректор ДВФУ Дмитрий Земцов. — Создание игр, которые способны доносить идеи хорошего, доброго, полезного и делать мир лучше, оказалась очень удачной темой для соревнований и привлекла внимание школьников, ведь игровая индустрия понятна им, увлекательна, при этом требует решения серьезных задач. Пилотный проект GAME.DEV стартовал успешно, уже в этом году на Олимпиаде Кружкового движения НТИ мы планируем открыть профиль по разработке игр, который может стать одним из самых популярных».

GAME.DEV стартовал успешно, уже в этом году на Олимпиаде Кружкового движения НТИ мы планируем открыть профиль по разработке игр, который может стать одним из самых популярных».

Организаторами и партнерами соревнований GAME.DEV выступают Кружковое движение НТИ, Дальневосточный федеральный университет, Центр НТИ по нейротехнологиям, виртуальной и дополненной реальности ДВФУ, Фонд новых форм развития образования, Университет ИТМО, студия KEFIR Games, Псковский государственный университет, компания DevGAMM и крупнейшие компании-разработчики компьютерных игр: Epic Games (Unreal Engine, Fortnite) и Wargaming.net (World of Tanks, Master of Orion).

«Каждый из нас мечтал в детстве создать лучшую на свете игру, и очень здорово, что ребята начинают делать свои первые шаги к этой цели в такой ранний период. Может быть, некоторые проекты и не до конца совершенны, но бесценно наблюдать, как в участниках разгорается живой интерес к инженерному делу, потушить который практически невозможно!», — оценил результаты работы, проделанной школьниками, директор по развитию бизнеса KEFIR Games Алексей Пестриков.

Финал соревнований GAME.DEV пройдет в ДВФУ с 25 февраля по 1 марта 2020 года. Проекты участников оценят эксперты — представители игровой индустрии и академического сообщества. Главный приз — бесплатное участие в DevGAMM — крупнейшей конференции для профессионалов игровой индустрии в России, Украине и Белоруссии.

http://pro.nti-contest.ru/gamedev/yes_you_go_to_finals
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков: новый пост и наработанные компетенции (1/3)

Биография нового министра науки и высшего образования Валерия Фалькова является классической для вузовской среды – вся профессиональная деятельность связана с Тюменским государственным университетом. Именно с ним он проходил все перепетии становления современной научно-образовательной политики и смог вывести региональный вуз в число ведущих в стране.

Дополним портрет нового министра некоторыми весьма важными штрихами.

Единство образа мысли

«Валерий Николаевич [Фальков] близок к новому премьер-министру, они единомышленники. Считаю, что это уже половина успеха дальнейшей слаженной работы как внутри Министерства, так и всего Правительства»,сказала заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова.

По её словам, Министерство науки и высшего образования отвечает за работу всех академических институтов, высших учебных заведений, а также за развитие науки в целом. «Прекрасно, что Валерий Фальков — выпускник Московской школы управления «Сколково», а это значит, что он — человек нового мышления», — сказала депутат.

В этому обязательно стоит добавить, что Тюменская область – зона приоритетных интересов мэра Москвы Сергея Собянина. Таким образом Валерий Фальков имеет целых две траектории возможной работы – это лишь упрочняет его положение и сулит хорошие дивиденды курируемой им сфере.

Компетенции и перспективы

Можно сказать, что основную роль в назначении Фалькова сыграл именно новый премьер. Но надо помнить, что Фальков несколько последних лет считался одним из кандидатов на пост замминистра науки и высшего образования. А здесь всегда играло роль мнение куратора этой сферы – Андрея Фурсенко.

Кроме того, Фальков является выпускником «школы губернаторов». Программа подготовки кадрового управленческого резерва государственной службы, которую в народе называют «школой губернаторов» была запущена в июне 2017 года на базе Высшей школы государственного управления (ВШГУ) и подготовлена на основе лучших программ Корпоративного университета Сбербанка, Московской школы управления «Сколково», РАНХиГС и Высшей школы экономики.

И здесь уже с полным правом можно отметить – Валерий Фальков является управленцем нового типа – тем самым, которые получают подготовку в рамках кадровой политики Кремля.

Не менее важно, что сам Валерий Фальков – активный участник и организаторов стратегических сессий, интенсивов и тренингов. Он на глубоком и системном уровне включился в работу Островов, а также требовательно подходит к эффективному труду на мероприятиях по развитию ТюмГУ и Западно-Сибирского межрегионального НОЦ (Тюменской области – ХМАО – ЯНАО).

Отметим, что именно Валерию Фалькову как ректору ТюмГУ пришлось «с колес» запускать и отрабатывать до универсальной примениемости модель межрегионального научно-образовательного центра, где важным фактором являются позиции властей сразу нескольких регионов.
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков: новый пост и наработанные компетенции (2/3)

Успехи и их масштабирование

За последние годы ТюмГУ совершил рывок, и это заслуга Фалькова. Улучшение показателей было оценено, — заявил порталу 72.Ru тюменский политолог Александр Безделов.

Новый министр явно знает, как усилить и развить региональный вуз, а не концентрировать лучших студентов, сотрудников и средства в столицах (но и не перетягивать у последних одеяло) – отмечает Екатерина Мищенко на «Индикаторе».

В ТюмГУ третий учебный год существует School of Advanced Studies, или Школа перспективных исследований. Это подразделение-гринфилд — особая зона, университетский «оффшор», где свобода и поддержка (административная и финансовая) должны помогать студентам проводить исследования и основывать стартапы.

Благодаря грамотной работе ректора ТюмГУ называет привлекательным вузом директор рейтингового агентства QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева, которая среди достижений ректора отметила «убедительную команду и реалистичное понимание своих сильных и слабых сторон», а также умение налаживать связи с индустрией. Кстати, во многом благодаря успешному участию в проекте «5-100», по мнению ректора НИЯУ МИФИ Михаила Стриханова, Фальков заработал свой авторитет и поддержку, с которой встретили назначение коллеги-ректоры, у которых он «всегда вызывал симпатию и уважение». В тюменском гринфилде преподавание ведется на английском языке, а гибкая образовательная траектория с курсами на любой вкус сочетается с «ядром» (CORE), состоящим из профильных дисциплин.

Западно-Сибирский межрегиональный НОЦ

Одним из самых ярких успехов Валерия Фалькова стало попадание научно-образовательного центра мирового уровня на базе Тюменского государственного университета в число первой пионерской волны НОЦ. Ее победителей лично озвучивал президент Владимир Путин.

Еще на первой защите НОЦ, как пишет Екатерина Мищенко, запомнились краткие и ясные формулировки отчетов с четырьмя, но зато явно сильными, направлениями, четкое взаимодействие трех регионов, привлечение партнерских денег и мегагранты на 150 миллионов (по секрету — вскоре мы смогли оценить научный задел своими глазами). На обсуждении на «Вузпромэкспо» лишь от Западной Сибири прозвучали трезвые оценки происходящего: как можно не с точки зрения диванного критика судить, мировой ли у нас уровень, если никто толком не знает, что это такое?

«У нас есть своя концепция НОЦ, мы потратили долгое время на ее разработку и двигаемся, исходя из этой концепции. В регионе есть исследователи мирового уровня, но исследовательские результаты необходимо воплотить в инновационные разработки и сделать следующие шаги — наладить массовое производство и вывести новые наукоемкие продукты на рынок», заявил (тогда еще будущий) министр в недавнем интервью.

Так что в общих чертах картина будущего НОЦ (которая соответствует будущему всей науки) понятна:
– децентрализация (больше прав и ответственности регионам — вузам и властям),
– экономический эффект,
– фокусирование на местных проблемах общества,
– комплексная оценка деятельности (по которой должно быть видно, кто всех подвел).
источник
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков: новый пост и наработанные компетенции (3/3)

Важно, что новый министр понимает, что масштабирование успеха — это не просто повторение той же схемы бесчисленное количество раз. «Социальные инновации тяжело копируются. В каждом университете есть своя специфика историческая, особый исторический момент, традиции, коллектив, ректор, поддержка со стороны региона», — признает он, добавляя, что «гринфилд — это очень сложное явление». А это значит, что то, как будет выглядеть успех в конкретном университете и на что надо делать ставку, — очень индивидуальная история (как, впрочем, и в случае с НОЦ).

«К примеру, теперь весь мой опыт по созданию Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра (НОЦ) будет направлен на то, чтобы запустить деятельность первых пяти НОЦ в рамках нацпроекта "Наука" и организовать создание последующих НОЦ - не менее 15. Это большая работа. Конкуренция достаточно жесткая», - сказал Валерий Фальков.

Он мыслит именно нацпроектными категориями – терминами прорыва и процессами получения результатов мирового уровня.

Валерий Фальков отметил, что национальные проекты правильно и грамотно сформулированы: «По сути, речь идет об академическом суверенитете России. У нашей страны должна быть сильная наука и хорошее качественное высшее образование. Нацпроекты полностью вписываются в мою картину мира, как должны развиваться образование и наука».

Финансы

Отдельного упоминания заслуживает умение Валерия Фалькова работать с финансами – на уровне университета, города, области (опыт по двум последним компонентам он получил, заседая в соответствующих думах). Способность работать с потоками из разных источниках пригодится в рамках выстраивания многоканального, многостороннего и многоуровневого финансирования научно-технологического прорыва.

Валерий Фальков отметил:
«Да, мы пока не умеем работать с разными типами денег. Ведь НОЦ — это, по-хорошему, не только государственные деньги, за которыми туда идут многие. Это еще инвестиционные средства, которые даются гораздо сложнее. Смотрите сами: государственные деньги предполагают стопроцентное попадание в цель, в то время как предпринимательская деятельность подразумевает риски, а инновационная деятельность — неудачи. Именно это противоречие мешает компаниям вкладывать в НОЦ. Если их получится убедить, они начнут инвестировать».

Открытость

Валерий Фальков внимателен к коллегам и открыт ко всем новым идеям. Один из немногих ректоров он дал интервью «Научно-образовательной политике» (части 1, 2, 3, 4, 5, одним массивом).

Кстати, наш разговор год назад во многом оказалась пророческим – идеи нашего собеседника стали теми конкурентными преимуществами, которые позволили ему занять высокий пост министра науки и высшего образования.

Итог

Практик-полевик, управленец нового класса, хороший руководитель, азартный инноватор – это далеко не полный перечень достоинств Валерий Фалькова. Однако, одним из основных на наш взгляд является его понимание методологии науки, образования, инноваций – он является хорошим методистом, который способен сформировать грамотные и универсальные механизмы работы.
источник
Научно-образовательная политика
#словоРАН - выступление президента Академии наук Александра Сергеева в Новосибирске#словоРАН - выступление президента Академии наук Александра Сергеева в Новосибирске

Одна из важнейших задач, которые перед нами стоят — возвращать престиж РАН. По различным причинам в нынешних условиях это делать непросто. Имея юридический статус федерального государственного бюджетного учреждения, который прописан в нашем законе ФЗ-253, очень непросто взаимодействовать с различными ведомствами, например министерствами.

Поэтому нам нужно работать над тем, чтобы Академия наук получила другой юридический статус: государственной академии с соответствующими полномочиями, правами и обязанностями.
 
Еще одна сложность также касается юридических моментов: если посмотреть на основные виды деятельности РАН, то в их перечне нет проведения научных исследований, хотя это есть в разделах, посвященных целям и задачам. Такая структура выглядит странно.
 
Очень ю существенным моментом является экспертиза. Все организации, где есть наука, должны пройти экспертизу в Академии наук и своих программ развития, и тематик государственных заданий, и результатов. Нам дан инструмент, чтобы получить общий взгляд на науку в стране, увидеть, где деньги тратятся зря, а где нужно усилить финансирование, но для того, чтобы до этого дойти, нужно всё это правильно организовать.

У РАН есть серьезные полномочия, которые даны Академии наук руководством страны и которые касаются выполнения Стратегии научно-технологического развития. В нынешнем году заканчивается ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы», вместо этого будут финансироваться комплексные научно-технические программы.

Фактически КНТП — программы в виде цепочек от фундаментального знания до рынка, которые РАН должна отбирать, рецензировать и выносить на уровень правительства.

Если говорить о том, чтобы науку признали как реальную производительную силу экономики, то Академия наук должна такие цепочки инициировать, выстраивать и запускать.

Уже появляются первые КНТП, которые будут финансироваться, — они связаны с иммунотерапией рака и разработкой композитных материалов, необходимых во многих отраслях промышленности. 
 
Ещё один важный момент — работа по созданию нового раздела программы фундаментальных исследований в интересах обороны и национальной безопасности. С одной стороны, силовые ведомства говорят, что заканчиваются научно-технические заделы, сформированные еще при СССР. С другой стороны, Министерство науки и высшего образования фактически занимается гражданской наукой.

Здесь есть некая ниша, которую очень желательно занять Академии наук. Наши работы по обороноспособности страны всегда были визитной карточкой РАН, и восстановление этих позиций способствовало бы возвращению престижа Академии. Сибирское отделение должно принять в этой работе активное участие.
 
Пожалуй, самой значимой задачей является деятельность по подъему науки в регионах. Мы должны использовать возможности прежде всего ведущих научных центров и, в частности, СО РАН для того, чтобы возвращать в существенной степени финансирование науки в регионы.
 
Российская академия наук просит правительство РФ выделять деньги на обновление приборной базы в научных организациях через экспертизу академии.

Необходимо пересмотреть систему распределения средств на обновление оборудования научных институтов, которое запланировано в рамках нацпроекта «Наука», чтобы гранты могли получать и организации, которые не относятся к категории «ведущих».

Сейчас попросим жестко Минобрнауки, чтобы дележ этих денег (на обновление приборной базы) осуществлялся через экспертизу РАН. Так как мы программы развития, темы и результаты фиксируем - давайте теперь также сделаем в части обновления приборной базы. И вроде бы предварительно министерство готово сейчас на это пойти.

Источники: «Наука в Сибири» и «Будущее России. Национальные проекты».
источник
2020 January 25
Научно-образовательная политика
Интересная новость с утра.
О которой почему-то везде тишина.

http://actualcomment.ru/surkov-ushel-s-gossluzhby-2001250805.html
источник
Научно-образовательная политика
Поздравление Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова с Днём российского студенчества

Дорогие студенты!

Сегодня одна  из самых замечательных дат   – Татьянин день, праздник российского студенчества.  Мы чествуем всех, не делая различий между физиками и лириками, будущими военными и врачами, учителями и инженерами.

Кто был студентом, тот сполна ощутил счастье беззаботной юности. Нет в жизни более яркой и неповторимой поры, чем студенчество. Новые знания, новые друзья, новые мечты — всё это навсегда останется с вами, в ваших душах и сердцах. Где бы вы потом ни жили, чем бы ни занимались, вы будете вспоминать и необыкновенное везение, когда удалось сдать зачёт преподавателю, которого увидел первый раз, и научный азарт, позволивший сделать важное открытие при написании простой курсовой. Цените это замечательное время, любите его, наслаждайтесь им!

Татьянин день  — праздник такой же свободный и неформальный, как и вы сами. Примите мои искренние поздравления. Лёгких сессий вам!

https://youtu.be/rfeHDxh9lAw
источник
Научно-образовательная политика
Ура! Теперь нас более 1000 лаборантов, исследующий и/или переживающих за российскую образовательную политику!

Мы долго шли к этой цифре, честно. Были сложные этапы в работе Лаборатории, но мы их пережили.

Спасибо всем, кто нас читает и продолжает это делать!

И, как всегда, подборка телеграм-каналов, которые мы не просто сами читаем, но настоятельно рекомендуем и вам.

Образование и образовательная политика
⚠️Научно-образовательная политика (@scienpolicy) – легенда, первоклассная аналитика, ценные инсайды. Не всегда с Вами согласны, но нам приятно вступать с Вами в дискуссию.
⚠️НОП – Молодежь и соцлифты (@youthpolicy) – все про российскую молодежную политику и социальные лифты. Все чаще и чаще наши интересы пересекаются: образование плюс молодежка – сила.
⚠️НОП Тюмень Ханты Ямал (@tyumen_science) – про научно-образовательную политику в Западной Сибири.
⚠️Тренды образования (@edtrends) – про edtech простым языком.
⚠️Университетская солидарность (@unisolidarity) – телеграм-канал профсоюза «Университетская солидарность»; приятно осознавать, что есть хоть один независимый и работающий профсоюз работников высшего образования, хотя и не всегда согласны с профсоюзной позицией, далеко не всегда.
⚠️Минпросвет (@minsvet) – Министерство просвещение нормального человека, а не курильщика.
⚠️Аспирантура 2.0 (@aspirantura_dva_nol) – молодой как настоящий аспирант канал про российскую аспирантуру изнутри.
⚠️School of Education (@schoolofeducation) - школа для специалистов сферы образования, исследующих классические и развивающих новые подходы гуманистического образования.
⚠️Старая Кафедра (@VetusDepartment) - консервативный взгляд на образовательный процесс

Policy, polity, politics и всё что с этим связано
📌
Кремлевский безБашенник (@kremlebezBashennik) – инсайды, инсайды и еще раз инсайды. Слишком много знают – в хорошем смысле слова.
📌Bunin & Co (@BuninCo) – политическая аналитика от Центра политических технологий им. Игоря Бунина.
📌Skolkovo Leaks (@skolkovoleaks) – хотите знать больше про Сколково, тогда вам сюда.
📌Political Science Library (@politicalsciencelibrary) – для тех, кто хочет прокачаться в политической науке.

Про школьное образование от учителей
✅Незаслуженный учитель России (@leavethekidsalone) – канал незаслуженного сельского учителя; если всегда было интересно узнать, чем и как живет сельская школа, то подписывайтесь на Незаслуженного.
✅Здравствуйте, Кирилл Александрович (@kirill_uchit) – канал питерского учителя истории и обществознания о детях  и школе.
✅Тамара Учит Русскому (@tamarauchit) – авторский канал Заслуженного учителя России Тамары Задорожной ТЧК
✅Садись, два! (@sitdownplz) - канал о школе, детях и русском языке еще от одного учителя русского языка и литературы.
✅Идеальная училка (@kseniia_andreevna) - об образовании от учителя английского языка аж из Владивостока.
✅Разобраз (@razobraz) – небольшой, но невероятно интересный канал от учителя истории из одной частной московской школы; автор делится с читателями своими педагогическими приемами и новыми инициативами в образовании.
✅Домашние задания и места их обитания (@schooldear) – канал еще одного учителя русского языка и литературы.
✅37запятая (@zapyataya37) – очень просто рассказывается про школьные будни.

Интересные каналы
📍Финские отличия (@finnished) – канал русской школьницы, которая уехала учится в финскую школу и рассказывает про устройство финского образования изнутри глазами ученика.
📍Indicator.Ru (@indicator_news) – канал известного информационного портала, посвященного науке, здесь можно найти новости российской и мировой науки.
📍Диссернет (@dissernet) – тут без комментариев.
📍Троицкий вариант-Наука (@trvscience) – телеграм-канал известной газеты про науку.
📍Вакансии в образовании (@edujobs) – хотите начать работать в образовании или ищите новое место работы, то на это канале вы сможете найти самые лучшие вакансии в нашей сфере.
источник