
В рамках Гайдаровского форума 16 января 2020г. состоялась панельная дискуссия на тему: «Лопнет ли мыльный пузырь элитных школ?»
Обсуждение развернулось вокруг вопроса, может ли элитное образование быть массовым.
Исаак Калина, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования и науки города Москвы, рассказал о ситуации со школьным образованием в столице. Основная тенденция – уравнивание, чтобы образование было и качественным, и доступным. Как показывает статистика, происходит рост баллов ЕГЭ, число школ, ученики которых занимают призовые места на олимпиадах, неуклонно растет. Основная цель, как заявил Исаак Клина, не создавать элитных школ для сокращения разрыва в качестве образования школьников. Эффективность московского подхода была оправдана и в период присоединения сельских школ Новой Москвы.
Другая ситуация в Воронежской области, о чем сообщил Олег Мосолов, руководитель департамента образования, науки и молодежной политики региона. Технологические практики Москвы применяются в Воронеже, но уровень диспропорции качества образования в школах достаточно высокий. Таким образом, статус «элитный» остается в том понимании, что дает лучший результат среди равных. В настоящее время ведется работа над распространенным ошибочным мнением о необходимости обучения в элитных школах. Кроме того, в области есть и сельские школы, которые дают высокие результаты обучения, не являясь при этом элитными.
Отличную позицию от представителей власти высказали директора школ, принимавшие участие в дискуссии. По их мнению, селективность имеет право быть в любой системе. Директор отвечает за школу как за систему. И если школа выбрала правильный способ позиционирования, то у нее остается только одна «элитность» – качество образования. По этой причине она начинает задавать стандарты по своему профилю специализации. Важно то, как школа отвечает на неожиданные запросы после того, как ребенок попал в ее стены. Таким образом, школа постоянно развивается, отвечая на новые вызовы. При этом должна оставаться многогранной, т.к. в ней обучаются разные дети.
Дмитрий Климишин, генеральный директор Издательства «Просвещение», принял участие в дискуссии как представитель бизнеса. С точки зрения рентабельности издательств больший интерес представляют массовые и доступные школы. При этом бизнес приветствует любую инициативу, направленную на достижение тех или иных результатов.
Дмитрий Фишбейн, директор Лицея НИУ ВШЭ, считает, что разные потребности формирует потребность в разных школах в зависимости от того, что ближе родителям и их детям. В данном случае речь не про элитарность, а про уникальность и особенность. Важной составляющей любой школы Дмитрий Фишбейн считает социальную среду. Атмосфера во многом зависит от концепции, выбранной школой, она же формирует социальные связи ее учеников. При этом отбор в образовательное учреждение не всегда должен быть на основе интеллектуальных способностей, необходимо набирать тех, кому близка концепция самой школы. Антон Молев, научный руководитель Лицея РАНХиГС, дополнил выступление своего коллеги словами о том, что «элитность» определяется выбором родителей. И сегодня есть пространство выбора.
Павел Зенькович, первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации, выступил с завершающим словом. Павел Зенькович сказал о том, что сегодня существует разное отношение к понятию «элитная школа». С точки зрения власти это образовательное учреждение, которое контрастирует с другими образовательными учреждениями по качеству преподавания и знаний учеников, тем самым увеличивая разрыв в уровне знаний учащихся и создавая этим дисбаланс. С точки зрения же родителей это школа, которая имеет престиж и может дать детям лучшее образование. Основная задача сегодня сделать все школы элитными и повсеместно повысить качество образования.
И вот эти дилеммы элитарности и массовости придется решать новому министру просвещения Сергею Кравцову и его управленческой команде.