Поколение 20х20 «Русский репортер» представил исследование одновременно и уходящего десятилетия десятых годов, и поколения повзрослевших за эти годы 20-летних. Авторы взяли интервью у 18 представителей эпохи. Получился единый текст, достойный не только прочтения, но и изучения «с карандашом». Авторы склеили реплики в единый текст, мы декомпозируем его на четыре блока: комментарии авторов, прямая речь респондентов, краткие характеристики десятилетия и своего поколения. Именно так более рельефно видны настроения поколения двадцатилетних, их концентрированные высказывания, а также выводы, многие из которых кажутся очевидными, но в итоге оказываются далеко не столь однозначными.
Авторское слово (1/2)
Это поколение, которое совсем недавно начало думать об общих проблемах. Большая часть эпохи пришлась на детство.
И все же это поколение особенное — первое, по которому почти не прошлась никакая идеология, ни советская, ни постсоветская. Школа не могла, а родители, похоже, в массе не хотели как-то специально «воспитывать».
Некоторые события были на слуху, но в семьях десятых годов это обсуждали очень мало, а идейно давить на детей вообще стало немодно.
И все же общественная и политическая повестка ворвалась в жизнь большинства наших респондентов, совпав с окончанием школы и наступлением совершеннолетия. Слишком резко после настолько спокойного детства. Нервно и подчас протестно.
Эти дети росли в период, когда родительское воспитание становилось все менее директивным и все больше сторонилось всякого насилия. А попали во взрослый мир, из которого насилие и жестокость никуда не делись. Тем больнее стало для них открытие этого мира.
Вдали от столиц существенно меньше протестной активности молодежи, но эмоции те же.
А в Москве ощущение несправедливости побуждает участвовать если не в митингах, то в благотворительности и правозащите.
Быстрый переход от переживаний к делу — возможно, свойство поколения.
Многих бесит оголтелый активизм и антиактивизм — ненависть и злоба с любой стороны.
Мир соцсетей через смартфоны — определяющий для этого поколения. У поколения 20-летних свое общественное мнение, и оно уже не зависит от телевизора.
Общественное мнение, которое формируется в блогах, — это мир общения, в котором нет дистанции. Известные блогеры не то что не держат границы — они как будто приглашают к себе через экран, будучи либо действительно искренними, либо имитируя искренность и подростковую простоту.
Социальные сети — не только фабрика особого общества и другого общественного мнения, но и сам дух технологических перемен.
Понятно, что поколение соцсетей не сможет от них отказаться, но какая-то культура безопасности и сетевого аскетизма точно складывается.
И очевиден не самый массовый, но заметный тренд — возвращение к тактильной, теплой, настоящей реальности, в форме моды на старое.
Почти все герои [статьи] говорят, что их поколение гораздо более толерантно, терпимо к любым особенностям других людей. И потому для многих закон о гей-пропаганде (2013) — одно из важных событий десятилетия, как и другие законы об ограничениях, связанных с защитой морали.
Интересно, что темы защиты прав меньшинств, женщин и обиженных проходят не по разряду сексуального поведения, а по разряду помощи другим.
Конечно, немало и тех, кого «толерантная» повестка явно раздражает, но это только подтверждает, что она укоренилась.
А вот в экологической повестке даже нет противоположных мнений. Пафос Греты Тунберг воспринимается многими нашими героями всерьез («то, что она девочка с диагнозом, не означает, что она судит неверно»).
И если есть несогласие в поколении, то только стилистическое. Многим не нравятся шум и хайп.
Источник:
https://expert.ru/russian_reporter/2019/23/pokolenie-20h20/