Недавно президент РАН г-н Сергеев в очередной раз поднял тему аспирантуры. Предложения все достаточно очевидны.
1. Ввести обязательную защиту диссертации - поддерживаем.
2. Увеличить срок обучения до 5-7 лет - поддерживаем там, где это необходимо.
3. Уменьшить количество лекций - поддерживаем. Нужно больше общения в формате научник-аспирант или в составе небольшой исследовательской группы.
4. Уменьшить количество часов на педагогическую практику - вот тут не можем согласиться. Без педпрактики будущие кандидаты не научатся хотя бы в какой-то форме передавать знания студентам. Очень часто, кстати, из научных сотрудников академических институтов никак не получается толковый преподаватель. Просто не могут донести студентам свои знания.
Реакция университетского сообщества также была предсказуема.
Становится очевидным, что аспирантуру надо строить по различным траекториям: исследовательская, экспертно-аналитическая, педагогическая. Все три модуля необходимы, а один из них на углублённом уровне обеспечит специализацию.
Инициативы представителей РАН всегда несут на себе отпечаток специфики академических институтов - наука, наука и ничего, кроме науки. Однако, в их предложениях часто есть смысл.
Во всех этих дебатах очень часто упускают из вида простой момент. Огромным дисбалансирующим фактором на системе высшего образования (и аспирантуры) является призыв в армию. Из-за этого такая битва за аспирантуру, от этого низкий процент защит кандидатских. Фактор этот не единственный, но весьма важный. Из-за него очень много перекосов от уровня СПО до аспирантуры.
http://tass.ru/nauka/5269142