Начала оформляться система научно-образовательной дипломатии, однако проблем в ней сейчас очень много.
Ключевым элементом является научная дипломатия, которую мы в первом приближении уже рассмотрели -
https://t.me/scienpolicy/530Остается сделать несколько комментариев относительно других уровней.
Школьная дипломатия отходит «Сириусу» - его международные контакты будут только нарастать, постепенно превращая в «Артек 2.0». Минус «Сириуса» в не до конца отработанной модели даже на федеральном уровне, не говоря уже о том, что региональная сеть только начала выстраиваться.
Университетская дипломатия, очевидно, представлена вузами. Преимущественно из проекта 5-100, а также программы экспорта образования. Вузы сейчас являются чаще конкурентами за бюджетные деньги, нежели союзниками. В рамках госпрограмм и отдельных проектов, в принципе, возможна координированная деятельность, однако, скорее всего, она закончится только выполнением количественных показателей. Некоторым подспорьем должна стать концентрация и вузов, и научных организаций в структуре нового Миннауки и высшего образования. Однако, ведомство г-на Котюкова ближайшие годы будет явно занято совсем другими вещами.
Инструментами научно-образовательной дипломатии также являются рейтинги и различные чемпионаты. По обоим направлениям ведется активная работа. Требования по местам в рейтингах входят во все программы поддержки и развития. Чемпионаты – это и международные олимпиады по предметам, и те же World Skills. Но все позиции, медали и призовые места – это лишь узкоспециализированные инструменты, косвенно влияющие на реальное трансграничное взаимодействие стран, народов и отдельных социальных групп. Они формируют позитивный имидж образовательной системы страны, способны в определенной степени привлечь студентов и инвестиции, однако это всё относится к более общим механизмам мягкой силы, нежели конкретно к научно-образовательной дипломатии.
Другой аспект – обменные программы, международная академическая мобильность и совместные научно-образовательные проекты. Все это присутствует в ведущих университетах и является более действенным инструментом. Однако, основные направления таких потоков (ключевые контакты) развиваются в направлении ведущих глобализированных научно-образовательных центров (США, Западная Европа). В какой степени это вносит вклад в глобализацию, нежели в механизмы научной дипломатии конкретного государства, остается открытым.
Итог - школьно-университетские элементы находятся в ещё более проблемном состоянии, чем научная дипломатия. Однако, есть постепенно приходящее понимание о необходимости формирования интегрированной системы. Для этого необходимо концептуальное обобщение и задание на государственном уровне единой траектории. Все это, к сожалению, нелегко, поскольку саму научно-образовательную политику государства пока что сложно назвать выстроенной, системной и продуманной.