НОЦ - отбор
Вице-премьер Татьяна Голикова
анонсировала, что правила отбора организаций для НОЦ будут разработаны Минобрнауки к 1 апреля.
Впрочем, на самом деле, проект уже готов. Его изучение наталкивает нас на мысль о том, что НОЦ станут неким концептуальным и институциональным мостом – центры должны будут логически связать и надстроить хорошо зарекомендовавшие себя мероприятия и форматы (мегагранты, центры НТИ, научно-технологические долины и т.п.), а также те, которые предусмотрены нацпроектами. Именно в НОЦах пересекается вообще практически всё, что есть функционирующего в сфере научно-технологического и научно-образовательного развития (перечислено в п. 4 плюс факторы, дающие «бонусы» при отборе из п. 18).
Краткое содержание формата НОЦ:
1. Без образования юридического лица.
2. Программа деятельности НОЦ – главный объект оценки и инструмент реализации.
3. Образование интегрируется только на стадии магистратуры и аспирантуры, а также – в рамках ДПО.
4. Инициатором может выступать университет или научная организация.
5. Высший орган управления всеми НОЦами и данным мероприятием – координационный совет (представители ФОИВов и РАН, ученые).
6. У НОЦа два совета – наблюдательный и управляющий (именно он подразумевается по Советом НОЦ).
7. «Дирекция» - оргтехсопровождение отбора и реализации мероприятия будет осуществлять отобранная по конкурсу специализированная организация.
8. Направления расходования гранта: оплата труда; оборудование и расходные материалы; командировки; патентования; форсайт-исследования; содержание инфраструктуры НОЦ; зарубежные стажировки; разработка новых образовательных программ; юридическое сопровождение.
9. Необходимо привлечение внебюджетных средств.
Показатели эффективности (п. 23):
а) кол-во передовых технологий, разработанных и переданных для внедрения и производства в организации реального сектора экономики;
б) кол-во объектов интеллектуальной собственности, созданных в рамках реализации НОЦ;
в) объем доходов, полученный участниками НОЦ от передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности в РФ и за рубежом;
г) доля инновационной продукции (товаров, услуг), созданной с использованием результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат участникам НОЦ, в общем объеме производимой продукции (товаров, услуг);
д) кол-во заключенных участниками НОЦ лицензионных соглашений об использовании РИД;
е) объем оказанных инжиниринговых услуг;
ж) кол-во «стартап-компаний», созданных участниками;
з) кол-во разработанных и реализуемых образовательных программ высшего и дополнительного образования;
и) кол-во обучающихся по программам магистратуры и в аспирантуре;
к) кол-во специалистов, прошедших повышение квалификации и профпереподготовку;
л) объем средств по договорам платных образовательных услуг;
м) доля молодых перспективных исследователей;
н) кол-во вовлеченных крупных или средних российских компаний, работающих на соответствующих рынках наукоемких технологий, продуктов, услуг в рамках разработки технологий, продуктов, услуг в рамках реализации проектов НОЦ (единиц).
По формулировке «квалификационных требований» ощущается сильный «эффект Матфея» и потенциальное итоговое распределение НОЦ по ведущим вузам, например, проекта 5-100. Однако, набор трех пилотных регионов, обозначенных президентом, это иная модель выбора – с учетом потенциала и перспектив, а не только текущих заслуг. Организации (в первую очередь – вузы) Тюменской и Белгородской областей и Пермского края не находятся в числе лидеров по многим обозначенным критериям. Тем не менее – они лучшие на данный момент кандидаты.
Следовательно, работа по НОЦ в основной своей массе будет происходить индивидуально и в ручном режиме. Политический фактор будет иметь большое значение.
НОЦ – это вершина интеграционных форматов по треугольнику «наука-образование-производство». Опасения вызывает избыточная концентрация различных факторов и направлений функционирования, что может привести к распылению усилий.
Текст проекта:
https://regulation.gov.ru/p/88611