Как у нас обычно все устроено: за реакцию на резонансные события в обществе отвечает менеджер артиста, пиарщик, сам артист? Вот это повсеместное отсутствие отклика — это чья ответственность (безответственность?) в первую очередь?
Как правило, голову в песок рекомендует прятать именно менеджер артиста. Логика менеджера: деньги любят тишину. А деньги — это концерты и спонсорские контракты. Все то, что может быстро закончиться после нескольких неосторожных слов артиста. Сами артисты — живые люди. Часто в рабочих чатах я читаю о том, как их сильно задевают какие-то вещи. Бывает такое, звонит мне артист и просит совета: «Я вот там прочитал, меня зацепило. А как думаешь, если я напишу у себя в Facebook так и вот так?..». Чаще всего я говорю: «Напиши!».
Теоретически в пиаре любая, даже самая грязная волна хайпа тебе в плюс, если ты в состоянии ее оседлать. Если же эта волна накрывает тебя с головой, значит, ты переоценил свои силы или недооценил масштаб общественного резонанса. Канье Уэст, который говорит: «Рабство — это выбор», прежде всего, король пиара. И уже потом циничный мерзавец, от слов которого идет пар из ушей у миллионов людей во всем мире. Но у него стальные яйца. Такое под силу не всем.
Другой вопрос, что Канье Уэст, Саша Барон Коэн, Рики Джервейс и прочие мастера провокации живут в цивилизованном мире, где вероятная агрессивная реакция на другую точку зрения ограничивается рамками Twitter. В Украине с этим серьезная проблема. С одной стороны, общество призывает артистов высказывать мнение по резонансным важным темам. С другой стороны, мыслить критически у нас нельзя. Хайпить нужно только вдоль шерсти. А если позволишь себе «я, конечно, согласен, но...» — все, тебе конец. Разрывать тебя будут долго, азартно и с легкостью переступая все рамки дозволенного. Вместо аргументов — оскорбления, угрозы, насмешки, массовый кибербуллинг. Героя контраверсийного поста тут же «садят на бутылку» в комментариях и начинается какой-то зэковско-армейский садизм. Мне вообще иногда жутко видеть, что в голове у многих людей. На аватарке «мила жiночка у вiночку», а в комментариях требует расправы над автором поста в таких изощренных формах, что Ганнибалу Лектору и не снилось.
Потому правда здесь где-то посредине. Да, есть те, кто просто шкурно мыслит. Отмалчивается и морозится до последнего от всех острых тем, вплоть до тех, что касаются напрямую этого артиста. Трусости, ханжества, приспособленчества, а иногда и банального равнодушия, инфантилизма в цехе хватает. Но есть и другая категория артистов. Они пробовали выстроить диалог, говорить откровенно, но в ответ получили какой-то такой немыслимый трэш, что у них полностью пропало желание активно вести социальные сети.
Окей, есть примеры, когда артисты все же последовательно топят за какие-то определенные темы — за ЛГБТ, против буллинга и т.п. Но есть ли примеры, когда они выходят за рамки выбранных ими тем и реагируют на происходящее (вроде Кагарлыка, Броваров)?
Эта часть темы довольно спорная. Да, социальная активность и гражданская ответственность важны для артиста. Как и любому другому нормальному человеку, ему должно быть не все равно. И да, я сам искренне презираю тех, кто сидит как в танке вообще всегда. И порой даже реально опасаюсь тех, кто всегда улыбчив, дружелюбен и весел. Как правило, за такой маской скрывается какая-то полная жесть. Таких вот истерично-веселых социопатов среди артистов довольно много. Это профдеформация в поздних стадиях.
Но социальная активность должна быть органичной для артиста. Мы видим, что Алёне, например, ближе бодипозитив или помощь детям, Нате — экология, Джа — проблемы крымских татар, Юле из YUKO — домашнее насилие, группе KALUSH — борьба с зависимостями среди молодежи. Прямо сейчас мы работаем над видео banned society – в поддержку прайд-месяца, который начался 1 июня. Социальная активность должна проистекать из личного опыта и характера артиста. И, к слову, лучше, если ее вообще не будет, чем если это будет расчетливый «эксплуатейшн» для повышения собственной значимости.