От национального движения к формированию нации.
Ч.1. Наше положение.
Самое время вернуться к анализу идей историка национальных движений Мирослава Хроха и оценить хотя бы примерно, на каком этапе развития сейчас находится русское движение.
Несмотря на предыдущие рассуждения о различиях национальных движений, считаю возможным воспользоваться разработанной им классификацией и для наших исторических условий. Напоминаю вам, уважаемые читатели, что он выделяет
3 структурные фазы развития национального движения между его отправным пунктом и успешным завершением:
(А) энергия активистов национального движения прежде всего направлена на тщательное исследование языковых, культурных, социальных и иногда исторических черт недоминирующей группы и на закрепление этих фактов в сознании соотечественников, однако в целом активисты пока еще не настаивают на том, что восполнение таких пробелов в познании представляет собой специфическую национальную потребность; некоторые из них даже не верят в то, что из их этнической группы может развиться нация.
(В) появляется новое поколение активистов, которые отныне пытаются завоевать как можно больше сторонников из числа представителей своей этнической группы для реализации планов по созданию будущей нации, и делают это при помощи патриотической агитации, призванной "разбудить" в них национальное самосознание. Поначалу эти активисты, как правило, не достигают заметных успехов (в первой полуфазе), но позднее (во второй полуфазе) обнаруживают, что аудитория становится все более восприимчивой к их пропаганде.
(С) Как только подавляющая часть населения начинает придавать особое значение своей национальной идентичности, формируется массовое движение, которое автор назвал фазой С. Только на этой финальной фазе обретает жизнь завершенная социальная структура, и движение подразделяется по мысли автора на консервативно-клерикальное, либеральное и демократическое крылья, каждое из которых имеет собственную программу.
______________________
Если заимствовать эту классификацию и попытаться применить её с поправками для наших условий, я думаю, вы можете согласиться со мной, уважаемые читатели, что в третьей фазе (C) наше национальное движение сейчас очевидно не находится. - Хотя русские националисты со времени заката СССР неоднократно делали попытки формировать массовые общественно-политические движения и политические партии, целями которых являлись пробуждение в нашем народе национального самосознания, защита и продвижение русских национальных интересов как внутри страны, так и за рубежом (и обустройство этого государства в соответствии с этими интересами), однако эти попытки неизменно терпели неудачу. – В следующий раз мы обратимся к причинам этого.
Что касается первой фазы (А), то я считаю, что мы её уже прошли. - У русских очевидно уже есть свои развитые национальный язык и городская культура, сформированные еще в Российской империи и более-менее пережившие СССР, хотя и претерпевшие существенные изменения за этот период.
- В нашем историческом случае исследователи, а также деятели культуры и искусства тратят свои усилия уж точно не на лихорадочное создание всего этого из фрагментов фольклора и культурных заимствований, и не на совершенно фантастическое удревнение своей генеалогии (как всё это делают в последние годы украинские или белорусские националисты, например), - а на реставрацию, реконструкцию и творческую переработку всего того сохранившегося, что мы можем приспособить для себя из сохранившегося дореволюционного русского и постреволюционного советского общественного и культурного наследия.
Рассуждая методом исключения, можно сделать вывод, что русское движение сейчас находится где-то во 2-ой фазе (B) своего развития. Причем я бы уточнил, что скорее в 1-ой её полуфазе, поскольку наши успехи в пробуждении национального самосознания у большинства русского народа пока что весьма скромны. – Далее мы рассмотрим причины такого положения дел.
p.s. Если вы хотите быстро освежить в памяти/ получить 1-ое представление о содержании статьи Хроха, предлагаю её краткое изложение
здесь.