Несмотря на то, что политика - грязное дело и в ней много некрасивого, я ее все равно очень люблю. За те истории, которые она иногда дарит нам - к сожалению, не так часто, как хотелось бы.
Одна из таких история произошла на парламентских выборах в Великобритании в 1945 году. На которых, как известно, Черчилль и консерваторы в целом потерпели сокрушительное поражение, уступив лидерство лейбористам во главе с Клементом Этлли, обещавшим построить в Англии "Новый Иерусалим".
Что меня всегда удивляло в этих выборах, с тех пор как я о них узнал, это то, что они совершенно нешаблонные. Черчилль только что провел Британию через самую страшную войну в истории человечества. Он был лидером страны в те дни, когда казалось, что никакой надежды нет - с мая 1940-го года и до июня 1941-го года. Он был лидером во время Битвы за Британию, когда немецкие самолеты каждый день утюжили города Британии. Черчилль в 1945 году - один из трех победителей, вместе со Сталиным и Рузвельтом.
И вот этот же политик в 1945 году оказывается настолько непопулярным на родине, что на некоторых предвыборных митингах ему кричат из толпы: проваливай, ты надоел, уступи место лейбористом.
На выборах 1945 года (первых выборах за 10 лет - из-за войны выборы были приостановлены, а Черчилль руководил коалиционным правительством) его партия теряет 190 мест, в то время как лейбористы набирают 393 места, делая эту победу самой грандиозной в своей истории.
Черчилль удаляется в свое поместье. В тот момент он, наверняка, думает, что навсегда, хотя на самом деле он еще вернется в большую политику - в начале 1950-х сэр Уинстон вновь возглавит британское правительство.
К поражению консерваторов привело множество причин. Во-первых, консерваторы в общественном сознании были прочно связаны с провальной политикой умиротворения агрессора (appeasement), которая выражалась в постоянной сдаче позиций Гитлеру. Хотя Черчилль и не принимал участия в этом, но он принадлежал той же партии, что для многих англичан было скорее минусом, чем плюсом. Кроме того, британцы хорошо помнили о безработице и экономическом кризисе 1930-х годов, который хоть и был вызван Великой Депрессией, все равно многими связывался с консервативным правительством. Во-вторых, консерваторы провели очень плохую предвыборную кампанию, мало выступая перед избирателями. Черчилль как-то отзывался о планах масштабных перемен, предложенных Эттли: "потребуется организовать что-то вроде Гестапо, чтобы провести это в жизнь". В-третьих, после победы в войне, которая на протяжении нескольких лет была единственной целью консерваторов в целом и Черчилля в частности, оказалось, что консерваторы не могут понять куда дальше нужно вести страну и что нужно делать.
Наконец, свою роль сыграли и предлагаемые лейбористами перемены. Лейбористская партия обещала создать полную занятость (что волновало многих военных, которые понимали, что после окончания войны их уволят в запас), финансируемую за счет налогов общедоступную Национальную службу здравоохранения (NHS), привести в действие кейнсианскую экономическую политику и создать государство всеобщего благосостояния от колыбели до могилы.
Черчилль, который сам по себе был все-таки довольно популярен в народе (по состоянию на май 1945 года его поддерживали 83% населения, в то время как еще в феврале того же года за лейбористов были готовы проголосовать всего 18%), допускал обидные ошибки. Так, например, он часто обвинял Эттли в желании стать диктатором и, как я уже писал выше, "ввести Гестапо". На этот выпад Эттли отреагировал очень иронично, заявив, что Черчилль наглядно показал чем отличается Черчилль-военный лидер от Черчилля-политика мирного времени.
И все же главной причиной успеха Лейбористской партии были не былые грехи консерваторов и промахи пожилого премьера, а предложенные лейбористами социальные реформы.