По самым оптимистичным прикидкам людей, генетически связанных с культурным слоем старой России (имеющим среди дедушек-бабушек хотя бы одного его представителя) насчитывается никак не более 3-4%, из которых, в свою очередь 90% эту связь никак не ощущает, не знав лично ЭТИХ предков, либо вовсе не знает о ней, либо, зная, не придает этому никакого значения. Более того, абсолютное большинство людей с самой «беспроблемной» по enzel’ю генеалогией давно и прочно осоветилось. Совок ведь к чему ни прикоснется – все в дерьмо превращается, и при попытках следовать этому критерию нас ожидало бы такое количество скандальных и постыдных конфузов, что превратило бы затею в полное глумление над вынашиваемой идеей.
Не говоря уже о том, что за четыре поколения происхождение так перемешалось, что великое множество лиц может быть одновременно отнесено и к самой «предпочтительной», и к «ограничительным» группам. Но если потомки «достойных» лиц в большинстве не придают значение своим предкам, и на практике не занимают общественно-политическую позицию в зависимости от этого, то, с другой стороны, и позиция потомков «недостойных» никак не в большей степени определяется для них подобными обстоятельствами: духовная связь с «плохим» предком у его потомков в большинстве наблюдаемых случаев столь же малая. Конечно, поведение некоторой активной части политиков, публицистов вполне обусловлено именно сознанием своего происхождения, но распространять это на сколько-то широкий круг, а тем паче на всю массу населения нет никаких оснований.
Но если все-таки не расставаться с «мечтами о прекрасном», то о чем может идти речь? Думаю, разве что о построении какой-то новой системы, использующей хотя бы отдельные элементы традиции исторической России, но, во всяком случае, напрочь отвергающей традицию ее разрушителей. Построенной людьми, для которых это будет носить характер осознанного личного выбора – вне зависимости от происхождения.
Мертвая высокая культура сама по себе не способна в массовом порядке «облагородить» тех, кто завладел ее наследием (ни австро-польские галицийские, ни немецкие прибалтийские города не сделали заселенную ими к середине ХХ в. публику чем-то иным, чем она была до того, как в ходе исторических потрясений туда перебралась). Но у такой культуры есть свойство очаровывать и пленять собой отдельных, наиболее продвинутых представителей «варваров». Потому что помимо «происхождения» и «воспитания» существует и действует еще фактор «образования». И если таких представителей набирается некоторая критическая масса и они оказываются достаточно дееспособными, то «что-то получается».
(2015)
#salery