Досужих размышлений.
История взаимоотношений России и коллективного запада - это какое-то путешествие по кругу самосбывающихся прогнозов, эгоцентризма и нарциссизма. У нас, на самом деле, куча своих комплексов, и не только ракетных, и регулярно очень странные представления о внешней политике, в духе "мы дадим вам миллиард, если вы приедете постоять на 9 мая на трибуне" и "мы провели в Занзибаре три телемоста и Диктант Победы, почему же у нас нет там своего кандидата в президенты". А с другой стороны, я вот читаю, например, выкладки "Чатэм Хауса" про отношения того же Запада с Россией:
https://www.chathamhouse.org/2021/05/myths-and-miscon..
...и там просто зияющие высоты самолюбования, буквально в духе "Если мы кого бомбим, это потому, что мы основаны на передовых ценностях, а если вы кого шлепнули по заднице, это вопиющее преступление против мира". Литералли, Крым - это ужасно (длинный список причин, включая "Крым находился в составе России всего 170 лет", что неверно просто фактически), Ирак - это, ну-у-у, не совсем изящно, но в принципе неплохо, а Югославия-99 вообще ок. Ну да, мы убили пару тысяч человек, а то пару десятков тысяч, но как куртуазно! Я б понял, если бы речь в таких выкладках шла о голом интересе. Интересы - это нормально, интересы - это надежно. Но люди, имея в анамнезе несколько не то что аннексий, а просто вхламину разрушенных своими руками государств, читают лекции о морали во внешней политике.
Я бы не стал так разоряться, но, черт, я-то как раз полагаю, что отношения РФ и запада - ну, скорее даже, конкретно Европы - как раз отлично стыкуются на уровне _интересов_. Да, есть разногласия, да у кого ж их нет. Но тут, блин, ах, интересы - это пошло, мы хотим говорить о ценностях.
Все-таки "Вейская империя" - самый недооцененный цикл в нашей фантастической литературе. А как я это читаю, то понимаю, что и не в нашей тоже.
"- Вы понимаете, - сказал Бьернссон, - слова сами по себе не могут быть истиной или ложью. Если я говорю: "Эта кошка - белая"
- то это утверждение не истинно и не ложно само по себе. Оно становится таковым только в соотношении с реальностью.
Шаваш помолчал.
- Иными словами, - спросил он, - вы хотите сказать, что когда мое государство говорит: "Я защищаю свободу и оберегаю
справедливость", то оно лжет, а когда ваше государство говорит: "Я защищаю свободу и оберегаю справедливость," - то оно говорит
правду?
- Да, - сказал Бьернссон.
Шаваш встал.
- Спокойной ночи.- Я надеялся, что наша первая беседа будет более содержательной".
С другой стороны, объективные интересы все-таки чаще побеждают, а рецепты описаны сто раз. Причем вполне проправительственным и даже околоправительственным "Валдаем", например:
"Сохранять и развивать оборонный потенциал с учётом новейших мировых достижений науки и техники. Последовательно выстраивать государство, основанное на главенстве закона, открытости общества, высокой эффективности управления. Сохранять связи с глобальной экономикой при том понимании, что глобализация сжимается под влиянием политической конкуренции крупных держав. Это означает необходимость диверсификации торговых связей, опоры на собственные силы в стратегических отраслях". Это чуть порезанная цитата. В общем-то, она совершенно разумна, но я бы хотел немного сместить акценты - впрочем, об этом я и так всю дорогу говорю. Нам _нужен_ весь набор западных свобод и благ, включая более широкий взгляд на внутреннюю политику, независимые суды, гуманную полицию и гуманность к себе и соотечественникам в принципе. Только надо избавиться от мысли, что это все приблизит нас к международному сообществу. И надо забыть о том, что нас много и мы большие - все как раз наоборот, мы маленькая страна, нас 140 миллионов между ЕС (450 млн), США (330 млн) и Китаем (этих просто дохрена, их, типа, пара миллиардов, не считая кошкожен). Все эти сущности, естественно, _не_ являются однозначно враждебными, но играют сугубо за себя, и нас эти великие цивилизации рассматривают в основном в том аспекте, как бы ловчее употребить по своей цивилизованной надобности. Никаких претензий, сами такие же. Ну, и прямой угрозы "Аб