
Новостной фон последних дней дает много пищи для размышлений о переустройстве постсоветского пространства, тем более, с момента развала СССР прошло уже почти 30 лет и можно подводить некоторые итоги.
Две недели назад замглавы МИД РФ Андрей Руденко рассказал, что Россия предоставила материальную помощь странам Средней Азии на 3 трлн рублей.
«В период с 2008 года странам Средней Азии была предоставлена безвозмездная финансовая помощь только на двусторонней основе свыше 4,2 млрд долларов США. Кумулятивный эффект нашей помощи странам Среднеазиатского региона суммарно составил около 3 трлн рублей».
А буквально несколько дней назад президент Украины Владимир Зеленский посетовал, что ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток — 2» разорит его страну.
«Северный поток — 2» отключит Украину от поставок газа, а значит, «отключит» нас, по меньшей мере, от трех миллиардов долларов в год... Нам нечем будет платить за украинскую армию».
Про Лукашистскую Белоруссию уже давно всем всё понятно.
Спустя 30 лет мы видим, что ни одно постсоветское государство не смогло создать суверенную экономическую модель и найти своё место в международном разделении труда. Какие-то страны живут исключительно за счёт своего транзитного статуса и льготных цен на энергоносители, другие не могут существовать без прямой поддержки из нашего бюджета и сдачи в аренду собственного населения в качестве гастарбайтеров. За 30 лет постсоветские страны (кроме России) так и не смогли объяснить миру для чего нужна их государственность.
Постсоветское пространство не только экономически неэффективно, но и просто кишит тлеющими национальными конфликтами, которые периодически вспыхивают. Перезагрузка этих территорий — это один из будущих вызовов не только для России, но и для других региональных держав. Постсоветский стиль управления, когда Россия рассматривается исключительно как донор для стран-лимитрофов уйдёт вместе со сменой поколений государственных деятелей. Этому будет способствовать и постепенное снижение рентных доходов от природных ресурсов, мы должны становиться эффективнее, избавляться от посредников и нахлебников — это уже вопрос выживания.
СССР развалился по границам дружбы народов и как показывает исторический опыт эти границы далеко не оптимальны. В момент крушения советского режим их пересмотр был невозможен в силу объективных причин, но сейчас, когда несостоятельность постсоветских fail state выглядит особенно выпукло, это уже вопрос времени. Скоро продолжим.