О пропаганде. 6. Роберт Шиллер и вирусные нарративы.
Если официальная #пропаганда начинает расходиться с действительностью в каких-то свои основных положениях и сюжетах, она со временем начинает терять и свою действенность. Чем глубже это расхождение и чем дольше эта пропаганда воспроизводится без серьёзных изменений, тем интенсивнее этот процесс.
— По инерции значительная часть аудитории будет продолжать какое-то время доверять официальным источникам (это могут быть годы и даже десятилетия в некоторых случаях), — пока это не оборачивается неким особенно резким и горьким отрезвлением (вроде тяжелого военного поражения после пропагандистского мифа о величии собственной страны, как приключилось с Германией в '45-ом), или же медленной, ползучей сменой доверия официальным СМИ сначала на частичное доверие, затем — на скептическое, насмешливое отношение, и наконец — на отторжение, уклонение от них либо полное их игнорирование (нечто подобное происходило в позднем СССР). А в конечном счете — замену альтернативными источниками информации.
В подобной информационной среде начинают складываться благоприятные условия для возникновения и распространения других нарративов вместо официального.
— Например, оппозиционных властям, а также конспирологических (не обязательно предполагающих только лояльность либо оппозиционность), объясняющих неспособность/ нежелание властей изменить ситуацию к лучшему их подконтрольностью каким-то другим силам и управляющим центрам, — враждебным данному государству и народу. Что способствует отчуждению населения от властей и недоверию официальным СМИ.
Такое развитие событий подобно распространению эпидемии в городской среде с высокой плотностью и мобильностью населения:
— В определённый период времени "информационный иммунитет" людей ослабевает, и в медиасреде складываются благоприятные условия: начинают циркулировать разные идеи, версии, теории, отличные от официальных. Более того: они изменяются при передаче от одного носителя к другому, мутируют (особенно быстро, если имеют субстратом большие сообщества носителей), — пока наконец на сцене не появляется Он: достаточно вирулентный и контагиозный информационно-инфекционный агент, способный быстро распространяться в медиасреде, меняя поведение больших групп людей.
— Роберт Шиллер в своей книге "
Narrative economics" (2019) назвал их "
вирусными нарративами".
Что такое нарратив? — Это рассказ, объяснение, интерпретация событий и процессов в обществе, государстве и на международной арене.
Нарративы могут появляться, меняться и исчезать со временем. Некоторые из них могут воспроизводиться десятилетиями и даже веками. Например, Шиллер исследовал нарративы в экономической сфере и одним из основных называл нарратив о Машинах, заменяющих собой Человека и его Труд. — Он существовал как минимум с промышленной Революции в Европе Нового Времени — с появления первых мануфактур, замещающих средневековые цеха ремесленников. Существует он и в наше время в виде нарратива об ИИ и роботах, которые якобы вот-вот заменят Человека в большинстве сфер.
Нарратив может быть близок к реальному положению дел или далёк от него, но оттого — не менее притягателен. Таковым нарративом был и коммунизм. Ими же являются и новые левые глобалистские идеи сейчас. Их предшественниками в далёком прошлом были идеи о создании Лучших Обществ — более равных и более "справедливых", чем реальные. До коммунизма это были идеи социалистов-утопистов, а до них — идеи из "Утопии" Томаса Мора и "Города Солнца" Кампанеллы.
Иногда при рассмотрении исторических событий внешнему наблюдателю трудно понять и воспринять всю резкость некого поворота событий в Истории. — С чего вдруг началась Революция? Гражданская война? Отчего люди, ещё вчера поддерживавшие Старый Порядок, сегодня вдруг в массе своей отказываются и пальцем пошевелить ради его сохранения, а другие — восстают против него?
— Если же включить в оптику рассмотрения идеи (информационные вирусы), циркулирующие в обществе в этот период, их силу (вирулентность) и скорость распространения (контагиозность), события предстают в совершенно ином свете.