Если прогноз результатов выборов основан на опросах — нельзя ручаться за его точность
В 2016 году Натали Джексон предсказала победу Хиллари Клинтон с вероятностью в 98%. Как и большинство поллстеров, она ошиблась, и победил Дональд Трамп. Спустя 4 года она
разобрала собственные ошибки и подготовила статью, почему результаты выборов настолько непредсказуемые.
Она пришла к выводу, что рынок социологических опросов оказывает медвежью услугу в лучшем случае, а в худшем влияет на явку избирателей и результаты голосования. На то есть две причины:
Первая. Мы не знаем, как замерить уровень неопределённости социологических опросов. Не просто фактор погрешности, а задать правильные вопросы, чтобы минимизировать содержательный аспект. Например, выявить врущего избирателя, который отвечает на вопросы в соответствии со сложившимся общественным консенсусом по той или иной кандидатуре на выборах. Вдобавок к этому, точность опросов меняется из-за инструментария и методики исследования, которая у каждого игрока рынка может сильно отличаться от других.
Вторая. Проблема разработки модели, которая учитывала бы как известные переменные, так и неизвестные. Общественность не умеет интерпретировать результаты социологических опросов, она получает цифры и следует им, иногда спорит, но чаще соглашается. В этом и есть базовая проблема, людям дают готовую картинку с цифрами, не объясняя разницу в методике, вероятности погрешности и неучтённых переменных. Например, проводился ли опрос по телефону или лично. Если по телефону, то по мобильному или домашнему. В случае с домашним телефоном, как в США, так и в России, результаты опросов будут сильно отличаться от "срединного избирателя" и его ответов в полевых опросах, потому что на домашние телефоны чаще отвечают возрастные избиратели.
Получается ситуация, когда в паблик выбрасываются результаты опросов, которые воспринимаются as is. И непрофессионал не может разобраться в них, понять разницу в методике сбора информации и проведения исследования. Потребитель таких опросов не обладает компетенцией для их надлежащей интерпретации.
В американской социологии принято устанавливать уровень погрешности на уровне 3%, но недавний консенсус у западных коллег говорит о необходимости держать
в уме 7% погрешности. В ситуации, когда оба кандидата идут с разницей в несколько процентов, цифра 7 кажется слишком большой, чтобы быть уверенным хоть в каком-то опросе общественного мнения. В условиях ковида, когда полевые исследования стали практически недоступны, получаемая дата по опросам стала хуже,
уверенности в собственных моделях прогноза нет и у создателей этих моделей.
Вопрос только в том, влияют ли прогнозы на явку в день выборов? На выборах 2016 года три ключевых штата (Мичиган, Пенсильвания и Висконсин) проголосовали за Трампа, хотя по большинству исследований доставались Хиллари.
Сравним опросы и результаты выборов 2016 года:
Мичиган по прогнозам
+3,4% за Хиллари, в результате
Трамп +0,3%.
Пенсильвания по прогнозам
+1,9% за Хиллари, в результате
Трамп +0,7%.
Висконсин по прогнозам
+6,5% за Хиллари, в результате Трамп
+0,7%.
Так влияют ли прогнозы, основанные на социологических опросах на выбора? — Однозначно да. По словам Натали, разница в этих трёх штатах между Клинтон и Трампом составила всего 80 000 голосов.