Искренне считаю, что так называемые "войны памяти" — одна из наихудших вещей, могущих случиться с любой социальной группой. Сравнить это можно только с подсадкой человека на дезоморфин в паховую вену.
Общепринятно считать, что "войны памяти" — процесс активного переписывания сложившегося исторического нарратива, — это что-то важное и хорошее. Создавая единый исторический нарратив мы укрепляем нашу нацию и делаем её цельнее, а, заодно, мягко проталкиваем наши (единственно правильные, конечно же) взгляды. Вот буквально — переименуем улицу и у всех, кто на ней прописан, зарплата в 30 раз вырастет.
Практика же подтверждает одно из высказываний нашего крупного специалиста по проблематике исторической памяти Алексея Ильича Миллера из ЕУСПб — войны память не решают текущих проблем общества, а лишь создают новые, актуализируя хорошо забытые старые. Иначе говоря, люди получают зарплату по 25-30 тысяч рублей в месяц, молодые выпускники вузов долгое время не могут найти нормальную работу, пенсионеры прозябают в нищете, но все они увлечённо спорят друг с другом до кровавой пены у губ на тему того, кто же был прав в событиях многолетней давности.
«Но позвольте», — спросит меня кто-то, — «А что же делать с советским наследием? Оставлять весь этот иконостас палачей в топонимике и наградах?». Нет, конечно же, надо проводить десоветизацию, но мягкую — избавляться от наследия именно палачей и убийц, а не уподобляться украинским, прибалтийским националистам и прочим низшим формам жизни. В конце концов, агрессивное навязывание одной точки зрения лишь радикализирует сторонников другой точки зрения.
И важно помнить самое главное: войны памяти (как показывает пример Польши или Украины) это не про восстановление исторической справедливости, а про то, что элитная группа агрессивно навязывает свою точку зрения на былые события, не решая текущие события, и лишь зля население страны.
С моей точки зрения, любой человек, окончивший хотя бы среднюю школу, в состоянии выстроить свою собственную картину мира, в рамках которой он и будет жить, оставаясь при этом более-менее нормальным гражданином (правда, за последнее отвечает уже юриспруденция, а не история). Задача государства, в лице школы и университета, сводится к тому, чтобы дать человеку набор исторических фактов, умение с ними работать и их верифицировать. Вопрос, конечно, в том, как будут подаваться эти факты, но в нашу эпоху интернет-гиперинформации, по-моему, лучший способ заставить учащегося/студента не принимать официальную точку зрения — навязывать ему её как безальтернативную.
А если говорить про войны памяти и их необходимость, то я считаю, что нашему израненному и истерзанному социально-экономической неблагоустроенностью обществу лучше обойтись без таких мазохистских развлечений. В конце концов, первоочередной задачей любого государства, любой политической силы, должен быть достойный уровень жизни для людей, а не попытка рассказать им, кто же был прав в делах давно минувших дней.