Христианство и этика (6)
Наконец поговорим о Нагорной проповеди, которую расхваливают на все лады, но редко читают полностью. Все самые известные фразы оттуда насчет «любить врагов», «требующему рубашку отдавать и верхную одежду», «подставлять другую щеку» и вообще «не противиться злому» [Мф. 5:39-46] не имеют этического смысла.
В этом-то и состоит многовековая ошибка большинства поверхностно судящих о христианстве. Даже неверующие, но как бы уважающие христианство как «религию добра», видят в словах Иисуса альтруизм, пацифизм и прочий гуманизм и только за данные несколько строк готовы извинить христианству всю его печальную историю. Противники христианства, напротив, видят в словах Иисуса отказ от чести, гордости и чувства собственного достоинства и смешение добра с бессилием.
Неправы обе стороны – и условные пацифисты (для которых эта проповедь возвышенна), и их оппоненты (для которых она противоестественна). Иисус – не толстовец и не анархист. Он пришел не рассказывать людям про милосердие, не смягчать нравы, не сеять добрые чувства, не умащать душевные раны – он пришел насылать Чуму (коня бледного), Войну (коня рыжего), Голод (коня вороного) и Смерть (коня бледного), чтобы ввергнуть и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов и самого дьявола в озеро огненное и серное на веки вечные [Откр. 21:8].
Я повторяю это вновь и вновь, потому что инерция столетий мешает нам видеть в Иисусе, говорящим о «второй щеке», и Иисусе, побеждающем в последней битве света и тьмы, одного и того же Иисуса – хотя, казалось, такое единство никогда и не отрицалось.
Церковь, не могучи остановить смягчение нравов, происходившее в 18-20 веках, успешно возглавила эту тенденцию, поменяв бога-спасителя, пришедшего казнить и миловать, проклинать и спасать – на человека, якобы учившего человечности.
Удивительно то, что перед текстом этой проповеди пасуют даже яростные противники религиозности – я помню, как был ошарашен, когда прочел следующий пассаж из неистового Ричарда Докинза:
«Не будем отрицать, что с точки зрения нравственности Иисус гораздо приятнее жуткого ветхозаветного монстра. Нельзя не признать, что Иисус, если он существовал (а если нет, то автор приписываемых ему изречений), безусловно был одним из величайших этических новаторов всех времён. Нагорная проповедь на века опережает историю. Призыв «подставь другую щеку» на две тысячи лет предвосхищает Ганди и Мартина Лютера Кинга. Именно поэтому я написал статью «Атеисты — за Иисуса» (а впоследствии был доволен, получив в подарок футболку с этим лозунгом). <…> С точки зрения этики учение Иисуса достойно восхищения, особенно по сравнению с нравственным кошмаром под названием Ветхий Завет.»
Докинз, ходящий в футболке «Атеисты – за Иисуса» - это зрелище, достойное стать символом последних веков – веков полного непонимания смысла христианской религии.
Иисуса нередко сравнивают с Махатмой Ганди, также проповедовавшим ненасильственное сопротивление – и это, в известной степени, верное сравнение. Но нужно помнить, зачем Ганди призывал к мирной борьбе – не потому что она нравственнее, а потому что она эффективнее в деле освобождения народа.
На момент проповеди Иисус еще не имел достаточно сил, чтобы сопротивляться римлянам и марионеточным иудейским властям силовыми методами – а потому, с одной стороны, вселял в иудеев веру в скорее наступление царства божия, а с другой стороны, объяснял им важность дисциплины ума и желания в деле обращения соплеменников. По сути, он говорил: не отвлекайтесь на имущество, семью, личные счеты, чужие косые взгляды и прочее – прощайте, отдавайте, благословляйте, но главное – продолжайте.
Еще проще. Вся Нагорная проповедь может быть сжата до одного высказывания – готовы ли вы отречься от всего, пойти за мной и умереть за меня? Готовы ли вы быть со мной до конца?
Иисус получил положительный ответ – ведь впоследствии вместе с рекрутированными в Капернауме соратниками он триумфально въедет в столицу и войдет в Иерусалимский Храм.