Диссидентство на Дальнем Востоке.
Ссылка на статью в вк:
https://vk.com/@fefu_ru_club-dissidentstvo-na-dalnem-vostokeГоворя о почти любом обществе, когда-либо существовавшем в рамках человеческой цивилизации, нельзя не заметить факт наличия внутренних противоречий, так или иначе разделяющих социум на части. Советское общество также не было лишено подобного явления, которое за определенное время вылилось в отдельное «движение несогласных» или же диссидентство.
В целом, понятие советских диссидентов включало достаточно широкий спектр мнений и точек зрения на то, как развивается и должно развиваться советское государство, однако наиболее значимой его чертой стали идеи, существенно отличавшиеся от господствующей советской идеологии.
Это и породило разноформатные притеснения диссидентов, обычно сводящиеся к различного рода ограничениям в отношении неугодных лиц: увольнениям с работы, исключениям из учебных заведений, арестах и выдворениям из страны, которые наиболее остро воспринимались общественностью и тогда, и сейчас.
Тем не менее, в рамках отечественной истории вопрос диссидентства зачастую обходит «советское подполье», сформировавшееся к востоку от Урала за период пятидесятых–восьмидесятых годов прошлого столетия. Отмечая это, сложно не затронуть факт того, что Дальний Восток Советской России , в целом, был весьма лояльной к власти территорией, по причине чего выступления против режима были достаточно редкими и зачастую происходили с подачи лиц, высланных с центральных районов страны.
Но, как бы дальневосточная часть не была лояльна к официальной идеологии, факт существования населения, представления которого радикально отличались от общепринятых, имел место быть.
Вообще, диссидентство на Дальнем Востоке формировалось вокруг достаточно узкого социального слоя – ученых-геологов, студентов и преподавателей ВУЗов, в результате чего «сопротивление» власти шло в формате распространения самиздата и тихого транслирования диссидентских идей. Несмотря на это, политический процесс против неугодных в период 1945–1955 гг. показал отсутствие индифферентного отношения советской власти к такому, казалось бы, удаленному региону: только за неполный 1954-й год 23 человека были осуждены за «неодобрительные высказывания о покойном товарище Сталине».
Нельзя также не вспомнить о дальневосточниках, достаточно близко знакомых с лагерной системой, многие из которых, пойдя по стопам Солженицына, создавали автобиографии с явной критикой режима в целом. Одним из наиболее значимых фигур этого диссидентского направления был К. Семенов, в своих рукописях критиковавший лагерные порядки и достаточно тепло характеризовавший именно американскую демократию. Нетрудно догадаться, что именно за это Семенов и получил свой срок, но позже был реабилитирован, отбыв его полностью. И, раз уж мы затронули тему ретранслирования иностранных идеалов, то нужно сказать о дальневосточном «Голосе Америки», пересказы передач которого записывались и передавались из рук в руки студентами и учеными, за что те, в свою очередь, получали свои приговоры.
Говоря же про дальневосточный самиздат, нужно обязательно сказать о стенгазете «Стрихнин», появившейся в стенах ДВГУ в ноябре 1967 года, в первом выпуске которой были помещены критические статьи «О кураторах», «О снабжении водой» и афоризмы о недостатках советской школы и университета.
Авторы материалов – доцент Портнягин, старший преподаватель Каминский, аспиранты Караулов, Сова, Стоник назвали себя «энтузиастами без присмотра». По вызову на беседу в партком они проявили стойкость в своих убеждениях, заявив, что в СССР нет «настоящей свободы слова». Во многом благодаря именно «Стрихнину» определенная часть студенческой молодежи стала стремиться расширить свой информационный горизонт, увидев эту возможность в самиздатовской литературе.
Так, Г. Пахтер, студент исторического факультета ДВГУ, еще до поступления в университет (сентябрь 1967 г.) смог установить контакты с редактором нелегально издававшегося в Волгоградской области журнала «Фейерверк» Самойловым , не признававшим основного принципа советской литературы – партийности.